19 июня 2015 года

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение).

Согласно пункту 11 Положения при командировках в местность, откуда работник (исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы) имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Согласно пункту 24 Положения возмещение иных расходов, связанных с командировками, в случаях, порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы.

Таким образом, налогоплательщик имеет право учесть расходы, связанные с возмещением затрат, произведенных работником, находящимся в служебной однодневной командировке, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при их документальном подтверждении.

Приказ о направлении в командировку и служебное задание не являются документальным подтверждением фактически осуществленных расходов.

По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм денежных средств, выплачиваемых сотрудникам организации при направлении в однодневные командировки.

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.

Положениями указанной статьи предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

При направлении работника в однодневную командировку суммы денежных средств, выплачиваемых работнику взамен суточных, освобождаются от налогообложения в размерах, предусмотренных пунктом 3 статьи 217 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2015 г. N 03-03-06/30062

 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при приобретении доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью стоимость приобретаемых долей признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

Согласно статье 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

Пунктом 6.1 статьи 23 Закона N 14-ФЗ определено, что в случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 Закона N 14-ФЗ его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Учитывая изложенное, если действительная стоимость доли участника общества, определяемая на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, превышает первоначальную стоимость доли, то разница подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 мая 2015 г. N 03-03-06/1/29964

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 Кодекса. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

На основании пункта 2 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Пунктом 3 статьи 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

В соответствии со статьей 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

В соответствии со статьей 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая изложенное, предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом) только по решению суда. После принятия такого решения его задолженность перед кредитором может быть признана безнадежной и подлежит списанию в соответствии со статьями 265 и 266 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 мая 2015 г. N 03-03-06/1/29969

 

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. При этом в соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса указанные суммы налога могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет ввезенных товаров.

Что касается документов, подтверждающих ввоз товаров и уплату налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам, то в соответствии с Порядком использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля (далее - Порядок), утвержденным приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761, взаимодействие декларантов с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров осуществляется посредством электронного способа обмена информацией.

Согласно пункту 26 Порядка после выпуска (условного выпуска) или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее - ЭТД), а также ЭТД с соответствующими таможенными отметками. При этом на основании подпункта "а" пункта 39 Порядка таможенные органы распечатывают копии ЭТД на бумажных носителях после выпуска или отказа в выпуске товаров по обращению декларанта в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах.

Пунктом 4 статьи 117 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что по требованию налогоплательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме. Форма такого подтверждения установлена приложением N 1 к приказу ФТС России от 23 декабря 2010 г. N 2554. Поэтому документом, подтверждающим фактическую уплату налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам в целях его принятия к вычету налогоплательщиком, является указанное подтверждение, выданное таможенным органом.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком по товарам, ввезенным в Российскую Федерацию для использования в операциях, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат вычету в вышеуказанном порядке, но не ранее налогового периода, в котором данные товары приняты на учет и у налогоплательщика имеются вышеназванные документы, подтверждающие ввоз и фактическую уплату налога по этим товарам.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 мая 2015 г. N 03-07-08/29571

 

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) одним из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации. При этом согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары на возмездной основе (в том числе обмен товарами), а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

В связи с этим при передаче объекта недвижимости по договору мены у налогоплательщика возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.

Кроме того, пунктом 3 статьи 168 Кодекса установлена обязанность выставлять счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

На основании положений пунктов 3 и 16 статьи 167 Кодекса при реализации недвижимого имущества датой отгрузки признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества. Поэтому при передаче объекта недвижимости следует выставить счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления передаточного акта или иного документа о его передаче.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии со статьей 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Согласно статье 568 ГК РФ товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

При проведении обмена одного объекта недвижимости на другой каждая из сторон в налоговом учете отражает реализацию объекта и одновременно приобретение другого объекта недвижимости. При этом порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при реализации амортизируемого имущества установлен статьей 268 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 мая 2015 г. N 03-07-11/29516

 

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса, вступившим в силу с 1 января 2015 года, операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В этой связи реализация имущества, в том числе изготовленного в ходе текущей производственной деятельности организаций-должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.

Что касается оказания услуг, в том числе по сдаче в аренду имущества, то указанным подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких операций не предусмотрено. В связи с этим данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 мая 2015 г. N 03-07-11/29287

 

Согласно положениям абзацев первого, второго и пятого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении:

услуг по международной перевозке товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами Российской Федерации;

транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен абзацем пятым данного подпункта, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации указанной международной перевозки товаров.

Что касается услуг, связанных с товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию (вывозимыми из Российской Федерации), и не предусмотренных вышеуказанными абзацами подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также не поименованных в других подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, то такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса по ставке 18 процентов.

При применении указанных норм подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 оказание вышеуказанных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки налога всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый и второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса). При этом действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

При оказании вышеуказанных услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы предусмотренные пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2015 г. N 03-07-08/28789

 

Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае осуществления иностранной компанией в Российской Федерации деятельности без образования постоянного представительства объектом обложения налогом на прибыль будут являться доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В силу пункта 4 статьи 309 Кодекса при определении налоговой базы по указанному виду доходов из суммы таких доходов могут быть вычтены суммы расходов в порядке, предусмотренном статьей 268 Кодекса. Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии с настоящей статьей, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.

Таким образом, при продаже земельного участка иностранная компания вправе уменьшить доходы, полученные по сделке, на расходы по его приобретению. Под документально подтвержденными расходами для целей главы 25 Кодекса понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно, при выплате дохода иностранной организации от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, российская организация, являющаяся налоговым агентом, должна определить сумму налога, удержать эту сумму из доходов иностранной организации и перечислить налог в бюджет Российской Федерации.

На основании статей 24, 289, 310 Кодекса налоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@. Инструкция по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2015 г. N 03-08-05/28614

 

Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Указанные расходы должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса, а именно: должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли будет являться авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами, счетом из гостиницы и т.д., а также приказ о направлении в командировку, подписанный руководителем организации.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Из вопроса следует, что посадочный талон был утерян.

На основании пункта 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

Учитывая, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем, может быть принята в качестве документа, подтверждающего расходы по осуществленному авиаперелету, для целей налогообложения прибыли организаций.

При отсутствии посадочного талона или справки, подтверждающей, что работник воспользовался приобретенным для него авиабилетом, расходы на проезд к месту командировки и (или) обратно не будут учитываться для целей налогообложения прибыли как не соответствующие положениям статьи 252 Кодекса в части необходимости надлежащего документального подтверждения произведенных расходов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 мая 2015 г. N 03-03-06/2/28296

 

Согласно пункту 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ признается наиболее ранняя из дат: день выполнения работ либо день их оплаты (частичной оплаты).

Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ. В связи с этим в целях определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость днем выполнения работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.

В случае если заказчик не подписал акт сдачи-приемки работ, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора на выполнение работ подрядчиком выполнены, днем выполнения работ для целей налога на добавленную стоимость следует считать дату вступления в законную силу решения суда.

Что касается применения вычетов по налогу на добавленную стоимость заказчиком, то при решении данного вопроса следует руководствоваться нормами статей 171 и 172 Кодекса, в соответствии с которыми налог на добавленную стоимость принимается к вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 мая 2015 г. N 03-07-РЗ/28436

 

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса указанные налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации.

В то же время необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении (уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации) основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов в полном объеме.

Таким образом, принятие к вычету налога на добавленную стоимость на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг), за исключением основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, нормам Кодекса не противоречит.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 мая 2015 г. N 03-07-РЗ/28263

 

Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Так, в пункте 7 статьи 255 Кодекса указано, что к расходам на оплату труда в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций относятся расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса при методе начисления расходы, применяемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 272 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 Кодекса расходов на оплату труда.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумма начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск включается в состав расходов пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 мая 2015 г. N 03-03-06/27129

 

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Расходы в виде ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме нельзя рассматривать в качестве необоснованных расходов, если обязанность по уплате таких взносов установлена законом.

В этой связи расходы в виде ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, указанных в статье 169 ЖК РФ, могут быть учтены в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 мая 2015 г. N 03-03-06/1/26483

 

В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" сказано, что фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.

В случае проезда работника к месту командирования и обратно к месту работы на транспорте сторонней автотранспортной организации, оказывающей налогоплательщику услуги по перевозке сотрудника, учитывая, что перечень оправдательных документов не закрыт, подтверждением фактического срока пребывания работника в служебной командировке, а также использования указанного транспорта могут являться любые первичные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которые свидетельствуют о фактическом нахождении работника в пути к месту командирования и обратно на указанном транспорте.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 мая 2015 г. N 03-03-06/1/26251

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении такого дохода.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 311 Кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Из вышеизложенного следует, что право на зачет налога у организации возникает при наличии у нее действующего документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации, и при условии учета доходов, с которых он был уплачен (удержан), при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в текущем либо предшествующих налоговых периодах.

Необходимо отметить, что налоговым законодательством не установлено ограничение проведения процедуры зачета налога одним налоговым периодом, в котором получены доходы. Таким образом, российская организация вправе произвести зачет как в текущем, так и в трех налоговых периодах, следующих после налогового периода, в котором доходы были получены и учтены в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, с учетом соблюдения требований о трехлетнем сроке налоговой давности, предусмотренном абзацем 2 пункта 4 статьи 89 Кодекса.

Статья 311 Кодекса регулирует вопросы устранения двойного налогообложения. В ней указано, что иностранные налоги засчитываются при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Таким образом, с учетом системы прямых норм статьи 311 Кодекса зачет иностранного налога возможен при одновременном соблюдении следующих условий:

1) обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации;

2) фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве;

3) уплата налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Статьей 274 Кодекса установлено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. Соответственно, сумма налога на прибыль за данный отчетный (налоговый) период равна нулю.

Налог на прибыль в этом случае в Российской Федерации не уплачивается, т.е. не возникает двойного налогообложения. В этом случае отсутствует сумма российского налога на прибыль, против которой можно засчитывать иностранный налог. В случае если налог на прибыль в России не уплачивается и нет двойного налогообложения, его устранение за счет зачета иностранного налога Кодексом не предусматривается.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 мая 2015 г. N 03-08-05/25712

 

Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.

Согласно пункту 3 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Особенностей применения налога на добавленную стоимость налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС при получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего экспорта товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС Протоколом не предусмотрено. В то же время согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые облагаются по нулевой ставке в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса.

Учитывая изложенное, суммы оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящего экспорта товаров из Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании пункта 1 статьи 154 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 апреля 2015 г. N 03-07-13/1/25440

 

В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса.

Согласно статье 346.28 Кодекса налогоплательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном главой 26.3 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.28 Кодекса организации или индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Таким образом, положениями пункта 3 статьи 346.28 Кодекса установлены конкретные сроки подачи организацией или индивидуальным предпринимателем в налоговый орган заявления о постановке и снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога со дня начала и дня прекращения предпринимательской деятельности.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (пункт 1 статьи 346.29 Кодекса), которым является потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога (статья 346.27 Кодекса).

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункт 2 статьи 346.29 Кодекса).

Согласно пункту 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации" неосуществление в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности соответствующего вида не является основанием для освобождения плательщика единого налога от обязанностей представлять налоговую декларацию и уплачивать этот налог.

Таким образом, факт временного приостановления хозяйствующим субъектом - налогоплательщиком единого налога предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, не освобождает его от выполнения возложенных на него обязанностей по уплате данного налога.

Отсутствие в налоговом периоде физических показателей, используемых для исчисления единого налога, означает прекращение предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и возникновение обязанности снятия с учета в качестве налогоплательщика в установленном пунктом 3 статьи 346.28 Кодекса порядке.

До снятия с учета в качестве налогоплательщика сумма единого налога исчисляется по соответствующему виду предпринимательской деятельности исходя из имеющихся физических показателей и базовой доходности в месяц.

По вопросу представления налоговой декларации по единому налогу индивидуальными предпринимателями, не имеющими наемных работников и зарегистрированными на портале госуслуг, без цифровой подписи следует обращаться в ФНС России.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 апреля 2015 г. N 03-11-11/24875

 

В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Следовательно, признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Что касается жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, то статьей 378.2 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, которые применяются к объектам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения и поименованным в пункте 1 статьи 378.2 Кодекса.

С 1 января 2015 года особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предусмотренные статьей 378.2 Кодекса, определяются также в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса определено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, учтенные в государственном кадастре недвижимости жилые дома и жилые помещения, в отношении которых определена кадастровая стоимость, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, не включаются в указанный Перечень объектов недвижимого имущества, а облагаются налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса и соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Следовательно, в случае если в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, законом соответствующего субъекта Российской Федерации особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 Кодекса не установлены, налог на имущество организаций в отношении указанного имущества не исчисляется.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 апреля 2015 г. N 03-05-05-01/23982

 

Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены основания отнесения затрат налогоплательщика (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" указано, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Если целью заключения возмездного договора об оказании услуг мерчандайзинга являются действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли), направленные на привлечение внимания потенциальных покупателей к товарам заказчика (поставщика-продавца) путем применения специальных технологий выкладки товара, следовательно, такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

Расходы налогоплательщика по договору об оказании услуг мерчандайзинга при их надлежащем документальном подтверждении подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного пунктом 4 статьи 264 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 апреля 2015 г. N 03-03-06/22913

 

Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Пунктом 5 статьи 58 ГК РФ установлено, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

На основании статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Пунктом 5 статьи 283 Кодекса определено, что в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 283 Кодекса, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 апреля 2015 г. N 03-03-06/4/22604

 

В соответствии со статьей 346.15 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании статьи 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые на основании статьи 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации и на день передачи имущества получающая организация владеет на праве собственности указанным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) на день передачи имущества. При этом в случае, если передающая имущество организация является иностранной организацией, доходы, указанные в вышеуказанном подпункте пункта 1 статьи 251 Кодекса, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации не включено в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса;

от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации деньги признаются движимым имуществом.

Исходя из этого денежные средства, полученные от учредителя, доля которого в уставном капитале организации составляет ровно 50 процентов, подлежат включению в состав доходов, подлежащих налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 апреля 2015 г. N 03-11-06/2/21943

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных данной главой Кодекса.

Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав установлены статьей 155 Кодекса. При этом данной статьей Кодекса особенности определения налоговой базы при передаче банком (гарантом) третьим лицам права требования от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, не установлены.

Таким образом, при передаче указанных прав налоговая база определяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 153 Кодекса, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2015 г. N 03-07-05/28507

 

Согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом исключений для банков, в том числе применяющих порядок исчисления налога на добавленную стоимость, предусмотренный пунктом 5 статьи 170 Кодекса, нормами главы 21 Кодекса не установлено.

В соответствии с указанным пунктом 5 статьи 170 Кодекса банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет.

Таким образом, у банка, применяющего данный порядок исчисления налога на добавленную стоимость и уплачивающего налог в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, по мере получения оплаты, не возникает обязанности по уплате этого налога на день поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим в отношении банка, применяющего вышеуказанный порядок исчисления налога на добавленную стоимость, не применяются нормы пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Кодекса о вычетах этого налога, уплаченного в бюджет при получении предварительной оплаты (частичной оплаты).

Согласно пункту 3 Правил ведения книги продаж и пункту 2 Правил ведения книги покупок, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в книге продаж регистрируются составленные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с Кодексом, а в книге покупок - счета-фактуры, полученные от продавцов и зарегистрированные в части 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Кодекса.

Учитывая изложенное, банки, применяющие особый порядок исчисления налога на добавленную стоимость, предусмотренный пунктом 5 статьи 170 Кодекса, счета-фактуры, зарегистрированные в книге продаж при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет этой оплаты (частичной оплаты), не регистрируют эти счета-фактуры в книге покупок, предназначенной для регистрации счетов-фактур в целях определения суммы налога, предъявляемой к вычету (возмещению).

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2015 г. N 03-07-05/28501

 

В статье 25.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" дано определение субординированного кредита.

Статьей 11 указанного закона установлено, что не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.

Статья 807 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

В соответствии с подпунктом 3.4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками.

Учитывая изложенное, указанный выше пункт не может быть применен к субординированным кредитам.

На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

Что касается переуступки прав требования долга, то порядок налогообложения такой операции установлен статьей 279 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 мая 2015 г. N 03-03-06/2/28219

 

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом установлены статьей 276 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 276 Кодекса вознаграждение, получаемое доверительным управляющим в соответствии с договором доверительного управления имуществом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления.

Пунктом 6 статьи 41 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" установлено, что расходы, связанные с доверительным управлением имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда, или имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в том числе обязательные платежи, связанные с доверительным управлением таким имуществом, а также налоги, объектом которых является имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, оплачиваются соответственно за счет имущества, составляющего активы акционерного инвестиционного фонда, или имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд. Перечень расходов устанавливается нормативными актами Банка России. Управляющая компания не вправе возмещать из имущества, составляющего активы акционерного инвестиционного фонда, или имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, расходы, понесенные ею за свой счет, за исключением возмещения сумм налогов и обязательных платежей.

Указанные выше расходы приведены в Указании Центрального банка РФ от 24 декабря 2014 г. N 3506-У.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 мая 2015 г. N 03-03-06/1/28232

 

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) особый порядок налогового учета применяется при выплате процентных доходов российскими организациями, имеющими непогашенную задолженность:

- по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации;

- по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной выше иностранной организации;

- по долговому обязательству, в отношении которого такое указанное выше аффилированное лицо и (или) непосредственно эта указанная выше иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.

Любой из вариантов указанной задолженности признается в целях статьи 269 Кодекса контролируемой задолженностью перед иностранной организацией.

Порядок расчета предельной величины признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности предусмотрен положениями пункта 2 статьи 269 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 269 Кодекса установлено, что в состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, но не более фактически начисленных процентов.

Согласно пункту 4 статьи 269 Кодекса положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 статьи 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Кодекса.

Таким образом, если поручителем российской организации - заемщика по кредитному договору является иностранная организация, владеющая 100 процентами уставного капитала этой российской организации, при этом российская организация - заимодавец не является аффилированным лицом как по отношению к указанной иностранной организации - поручителю, так и по отношению к российской организации - заемщику, то указанная задолженность признается контролируемой, а процентный доход, выплачиваемый по такому договору, учитывается российской организацией - заимодавцем в составе доходов.

Организация-заемщик определяет предельную величину контролируемой задолженности и вправе признать в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, сумму начисленных по договору займа (кредитному договору) процентов в порядке, предусмотренном статьей 269 Кодекса. При этом положительная разница между суммой начисленных процентов и суммой предельных процентов, исчисленной на основании пункта 2 статьи 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, выплачиваемым российской организации (банку), и не учитывается российской организацией - заемщиком в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

В случае если на конец отчетного (налогового) периода величина собственного капитала организации отрицательна, то проценты по займу не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (предельные проценты равны нулю).

В таком случае начисленные проценты в полном объеме приравниваются к дивидендам и не учитываются российской организацией - заемщиком в составе расходов.

Для организации-заимодавца (кредитора) сумма процентов по договору займа (кредитному договору) признается доходами в виде процентов по долговому обязательству в полном объеме, поскольку правила, установленные статьей 269 Кодекса, устанавливают особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, а не к доходам. Налогообложение у источника при выплате доходов в виде процентов, выплачиваемых российскими организациями, по долговым обязательствам, оформленным договором займа (кредитным договором) с российскими организациями, Кодексом не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В этой связи при выплате российской организации положительной разницы между суммой начисленных процентов и суммой предельных процентов, исчисленной на основании пункта 2 статьи 269 Кодекса, удержание налога с дивидендов организацией-заемщиком не производится.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 мая 2015 г. N 03-08-05/27557

 

Целью создания системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования является обеспечение прав и законных интересов застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ), внесенный в реестр НПФ - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в течение 2015 или 2016 года, обязан уплатить вступительный взнос в фонд гарантирования пенсионных накоплений, размер которого определен пунктом 4 статьи 23 Федерального закона N 422-ФЗ.

Согласно статье 7 Федерального закона N 422-ФЗ НПФ, являясь страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязан уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 422-ФЗ.

Таким образом, указанные взносы для НПФ носят обязательный характер. При этом суммы вступительных и гарантийных взносов негосударственных пенсионных фондов, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом N 422-ФЗ, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 48.6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 апреля 2015 г. N 03-03-06/2/24239

 

Из вопроса следует, что ЗАО (далее - Банк) выпускает в обращение собственные простые дисконтные и процентные векселя. При наступлении срока платежа векселя могут быть предъявлены к погашению как первым векселедержателем, так и приобретателем векселя на вторичном рынке.

При оплате Банком предъявленного к платежу собственного процентного векселя доходом физического лица является вексельный процент, а при оплате векселя, выданного с дисконтом, - дисконт.

Пунктом 4 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при определении налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика.

При этом учет собственных векселей, предъявленных к оплате векселедателю, не упомянут в пункте 2 статьи 226.1 Кодекса в качестве операций, осуществление которых перечисленными в данном пункте лицами (брокерами, депозитариями и др.) приводит к признанию их налоговыми агентами для целей данной статьи Кодекса.

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговый агент не учитывает при определении налоговой базы налогоплательщика доходы, полученные от операций, совершенных не на основании договоров, указанных в данном подпункте. Поскольку операции учета (погашения) собственного векселя осуществляются векселедателем не на основании договоров, указанных в данном подпункте, в случае признания организации налоговым агентом по другим основаниям, предусмотренным в пункте 2 статьи 226.1 Кодекса, обязанности по учету расходов векселедержателя по приобретению векселя как у самого векселедателя, так и на вторичном рынке у налогового агента при погашении векселя не имеется.

Вместе с тем при оплате Банком предъявленного к платежу собственного процентного или дисконтного векселя Банк признается налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса и на этом основании обязан удерживать налог с суммы выплачиваемого физическому лицу дохода в виде вексельного процента или дисконта.

Учет при погашении векселя налоговым агентом расходов по приобретению векселя Банка физическим лицом главой 23 Кодекса также не предусмотрен.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июня 2014 г. N 03-04-06/31222