Материалы журнала "Главная книга"

19 сентября 2014 года

Содержание

ВАШ ДОЛЖНИК ИСЧЕЗ ИЗ ЕГРЮЛ. ЧТО С ДОЛГАМИ: СПИСАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ (Как поступить с долгами контрагента, ликвидированного в упрощенном порядке по решению налогового органа)

Кулагина О.В.

Если вы заказали выписку из ЕГРЮЛ в отношении своего должника и выяснилось, что он исключен из ЕГРЮЛ по причине прекращения деятельности, не торопитесь списывать его долги как безнадежные. Прочитайте сначала нашу статью. Из нее вы узнаете, какие налоговые риски могут возникнуть в связи с этим и удастся ли их избежать.

Исключение из ЕГРЮЛ или ликвидация: есть ли разница для бухгалтера?

Сразу скажем, что с 1 сентября 2014 г. вступает в силу новая норма ГК РФ, которая приравняет исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ к ликвидации, причем как для целей гражданского оборота, так и для целей налогообложения <1>. Другими словами, поступать с долгами недействующих компаний, исключенных из ЕГРЮЛ, нужно будет так же, как и с долгами ликвидированных, то есть списывать в прочие расходы для целей налога на прибыль как безнадежные. Однако из прямого прочтения закона следует, что эта норма распространяется только на те организации, которые будут исключены из ЕГРЮЛ начиная с 1 сентября 2014 г. А вот применяется ли она к тем компаниям, которые были в упрощенном порядке исключены из реестра до 1 сентября 2014 г.? Этот вопрос мы задали судье ВАС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПЕТРОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА - Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук, доцент

"Поскольку п. 3 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ предусматривает, что новая редакция ГК применяется к тем правоотношениям, которые возникли после вступления в силу данного Закона, то положения ГК в редакции этого Закона не распространяются на организации, которые признаны недействующими и исключены из ЕГРЮЛ до 1 сентября 2014 г."

Поэтому долги тех компаний, которые лишились "места" в реестре до 1 сентября 2014 г., к безнадежным не относятся и их придется списывать иначе.

О таких долгах и пойдет речь дальше.

Как понять, что организация исключена из реестра?

Организация может быть признана налоговым органом недействующей, если в течение последних 12 месяцев <2>:

- в налоговые органы не представлялась налоговая и бухгалтерская отчетность <3>;

- отсутствует движение денег по всем банковским счетам организации <4>.

Опубликованное решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ можно найти в "Вестнике государственной регистрации" <5>. Но, как правило, мало кому удается вовремя узнать об этом из журнала. Проще воспользоваться сервисом "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" на сайте ФНС.

Обратите внимание на то, когда было опубликовано подобное сообщение. Если с даты публикации не прошло 3 месяцев, то кредитор, заинтересованный в возврате долга, может предотвратить исключение должника из ЕГРЮЛ. Для этого нужно подать в налоговый орган заявление и указать в нем, что вы как кредитор против исключения проблемной организации - должника из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке. Тогда налоговый орган не вправе сделать это.

Если в течение 3 месяцев с даты публикации сообщения налоговые органы не получат возражения от заинтересованных лиц, например от кредиторов, то организация исключается из ЕГРЮЛ. С этого момента она не может участвовать в предпринимательской деятельности, а значит, и расплатиться с вами по долгам уже не сможет.

Подтверждение того, что организация исключена из ЕГРЮЛ, можно найти, воспользовавшись данными с сервиса ФНС или получив выписку из ЕГРЮЛ. В разделе "Сведения о прекращении" вы увидите ссылку на п. 2 ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Налоговый учет

По общему правилу безнадежная дебиторская задолженность может быть списана на внереализационные расходы в полной сумме, включая НДС <6>. В частности, к безнадежным относятся долги ликвидированных организаций. Но, как мы уже сказали, исключение из реестра "за бездействие" до 01.09.2014 - это не ликвидация. В отношении таких долгов Минфин занимает отрицательную для налогоплательщиков позицию и в своих письмах разъясняет, что долги юрлиц, исключенных из ЕГРЮЛ по причине прекращения деятельности, списывать как безнадежные нельзя <7>.

Справедливости ради стоит сказать, что некоторые суды с Минфином не согласны и разрешают организациям списывать долги недействующих компаний <8>.

ВЫВОД

Если вы решили придерживаться безопасной позиции Минфина, то придется дождаться окончания срока исковой давности и уже по этому основанию списывать задолженность контрагента во внереализационные расходы. В противном случае списание в расходы долга недействующей организации в периоде, когда была сделана запись о прекращении ее деятельности, вызовет претензии со стороны налоговых органов и доказывать свою правоту вам придется в суде.

Безнадежный долг недействующей организации списывается:

<если> резерв по сомнительным долгам на сумму долга создавался - за счет резерва;

<если> он не создавался - сразу на внереализационные расходы <9>.

Бухгалтерский учет

В бухучете создание резерва по сомнительным долгам - обязанность организации <10>. И если срок для оплаты наступил, то, скорее всего, на сумму долга вы уже начислили резерв по счету 63 "Резервы по сомнительным долгам". Остается только списать долг за счет резерва проводкой по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Сделать это можно в месяце получения выписки из ЕГРЮЛ. При этом в бухучете списание задолженности позже, чем организация прекратила свое существование, не будет ошибкой, ведь информация на дату внесения записи в ЕГРЮЛ была недоступна для кредитора <11>.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Если компанию-должника исключили из ЕГРЮЛ, фирма-кредитор не сможет сразу списать долг своего недействующего контрагента в налоговые расходы. Придется ждать 3 года с момента возникновения обязательства.

При отсутствии начисленного резерва сумму долга нужно списать на внереализационные расходы проводкой по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

* * *

Если проблемная организация задолжала вам за товары, работы или услуги, то создание резерва сомнительных долгов в налоговом учете может решить проблему списания задолженности, правда, с учетом некоторых ограничений <12>. Так, если просрочка долга составила от 45 дней до 91 дня, то резерв формируется в размере 50% от суммы долга. Начиная с 91-го дня просрочки резерв формируется на всю сумму долга <13>. Однако есть еще ограничение - сумма отчислений в резерв не может превышать 10% от суммы выручки, полученной в текущем году. В любом случае признание в расходах отчислений в резерв сомнительных долгов никак не зависит от "вида" ликвидации.

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 16

ВАС РАССКАЗАЛ, КАК ПОЙТИ НА МИРОВУЮ С НАЛОГОВИКАМИ

Примирение сторон возможно в рамках любой судебной тяжбы, в том числе в налоговом споре <1>. Однако инспекторы не вольны просто так прощать налоговые долги. Ведь ИФНС - это не коммерческая организация, которая вправе пойти на любые уступки контрагенту, а представитель государства, обязанный блюсти НК. И вот недавно Пленум ВАС разъяснил, о чем же все-таки могут договориться инспектор и компания <2>.

Если ваша организация судится с ИФНС, то вы вправе сами подготовить проект мирового соглашения и направить его инспекторам для согласования. Поэтому важно знать, что может и что не может быть предметом такого соглашения.

Так, нельзя менять определенные в НК налоговые последствия спорных действий и операций, например:

- снижать ставку налога;

- снимать пени или считать их по-другому;

- освобождать организацию от уплаты налогов за определенные периоды или по определенным операциям.

Суд не утвердит такое соглашение, да и сами налоговики его не подпишут.

Примечание. Подробно о порядке заключения мирового соглашения с налоговиками написано: ГК, 2013, N 21, с. 21

Вопрос надо ставить иначе. Можно предложить инспекции признать некоторые обстоятельства, например:

- не учтенные в ходе проверки расходы и (или) вычеты;

- смягчающие обстоятельства;

- экономическую обоснованность и (или) документальное подтверждение размера расхода, нормальную величину потерь товаров, приемлемость способов налоговой оптимизации и др.

Если налоговики с этим согласятся, то сумма доначислений или штрафа может стать меньше.

Как разъяснил ВАС, в соглашение можно включать вопросы, и не относящиеся прямо к предмету спора, например по предыдущим налоговым периодам, не охваченным оспариваемым решением ИФНС <2>. Какие это могут быть вопросы? Судья ВАС, к которой мы обратились за пояснениями, высказала такое мнение.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПЕТРОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА - Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук, доцент

"Вопросы, включаемые в мировое соглашение по налоговому спору, должны быть непосредственно связаны с предметом судебного разбирательства. Например, если рассматривается спор о погашении недоимки по налогу на прибыль, то организация может договориться с ИФНС о возможности учесть ранее не учтенные "прибыльные" расходы.

Можно ли согласовать вычет ранее не заявленного входного НДС в обмен на погашение недоимки по налогу на прибыль? На мой взгляд, нет. Принятие НДС к вычету не только не относится напрямую к предмету судебного разбирательства, но и требует иной процедуры. Хотя практика знает случаи договоренностей в отношении разных налогов. Так, в 2012 г. участников программы "Малина" освободили от уплаты НДФЛ в обмен на погашение организацией долга по налогу на прибыль <3>.

В любом случае при согласовании условий мирового соглашения должна учитываться норма п. 7 ст. 78 НК РФ: заявление о зачете или возврате налога может быть подано налогоплательщиком только в течение 3 лет со дня уплаты такой суммы".

Кроме того, вы можете попросить отсрочку (рассрочку) уплаты доначислений и (или) штрафов в рамках мирового соглашения. По мнению судьи ВАС РФ, договариваться об этом можно как с налоговиками, так и с судом.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПЕТРОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА, Судья ВАС РФ

"Вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты соответствующих сумм налогов может быть сразу согласован в мировом соглашении с ИФНС, которое утверждает суд.

Если же уже после утверждения соглашения у организации появятся обстоятельства, затрудняющие его исполнение, то тогда в соответствии со ст. 324 АПК РФ она вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке. Но это уже другой порядок и другое судебное рассмотрение, связанное с вопросом исполнения мирового соглашения".

Напомним также, что смысл предлагать мировое соглашение есть только при шаткой позиции ИФНС, хотя бы в части их требований. Если вы понимаете, что в принципе налоговики правы, то тратить время на составление проектов соглашений не стоит.

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2014, N 17

БЕЖЕНЦЫ С УКРАИНЫ (Особенности приема на работу и начисления "зарплатных налогов")

Суховская М.Г.

С тех пор как на Украине стали происходить небезызвестные всем события, число людей, прибывающих оттуда в Россию, возрастает. И многие из них обращаются в органы ФМС с просьбой предоставить им временное убежище на территории РФ.

Специально для беженцев с Украины сейчас действует упрощенный порядок предоставления такого убежища: соответствующее решение миграционная служба должна принимать в течение 3 рабочих дней с даты подачи беженцем заявления <1>. И уже на основании решения человеку выдается свидетельство о предоставлении временного убежища <2>. Оно является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории РФ <3>.

К нам поступают вопросы о том, есть ли какие-то особенности в трудоустройстве беженцев с Украины. Поэтому мы подготовили отдельный материал на эту тему.

Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок его предоставления продлевается на каждый последующий год решением территориального органа ФМС, на учете в котором состоит беженец, на основании письменного заявления беженца <4>.

Разрешение на работу

Украинцам, получившим временное убежище на территории РФ, оно не нужно, впрочем, как и лицам, признанным беженцами. И те и другие вправе трудиться по найму, не получая разрешение на работу <5>.

Миграционный учет

Здесь никаких особенностей нет. Российский работодатель как принимающая сторона должен поставить гражданина Украины на миграционный учет <6>. По-хорошему, на это отводится 90 календарных дней с даты въезда в РФ <7>, которая указана на отметке погранслужбы в миграционной карте украинца. Если же он устроился к вам уже по прошествии этого срока, тогда на постановку его на учет у вас есть 7 рабочих дней с даты заключения трудового договора <8>.

Уведомление органов ФМС и занятости о найме украинца

По Закону о правовом положении иностранцев уведомление не требуется. Ведь работодатели обязаны в течение 3 рабочих дней <9> уведомлять по установленной форме <10> органы ФМС и занятости, в частности, о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцами, которые <11>:

- прибыли в РФ в безвизовом порядке;

- имеют разрешение на работу.

А как мы уже сказали, мигранты, получившие временное убежище, могут работать у вас без разрешения.

В защиту этой позиции говорит и тот факт, что в форме уведомления работодатель должен указать реквизиты пресловутого разрешения на работу. А сделать он это опять-таки не сможет. И в Федеральной миграционной службе нам подтвердили нашу правоту.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Пресс-служба ФМС России

"Обязанность работодателя и заказчика работ (услуг) по уведомлению территориального органа ФМС и органа занятости субъекта РФ возникает только в отношении иностранных граждан, имеющих разрешение на работу".

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Беженцев с Украины нельзя нанимать фирмам и предпринимателям, занимающимся <12>:

<или> торговлей в палатках и на рынках (код ОКВЭД 52.62);

<или> прочей розничной торговлей вне магазинов (код 52.63);

<или> розничной торговлей фармацевтическими товарами (код 52.31).

За это фирме или ИП грозит штраф 800 тыс. - 1 млн руб., а директору - 45 тыс. - 50 тыс. руб. <13>

НДФЛ и страховые взносы в ПФР

Здесь все, как с остальными иностранцами. Если украинец в течение 12 следующих подряд месяцев пробыл в РФ <14>:

<или> менее 183 дней - ставка НДФЛ 30%;

<или> 183 дня и более - ставка 13%.

Пенсионными взносами облагаются выплаты в пользу тех временно пребывающих украинцев, с которыми фирма заключила <15>:

<или> один трудовой договор не менее чем на 6 месяцев, приходящихся на один календарный год;

<или> несколько трудовых договоров, каждый из которых имеет продолжительность менее 6 месяцев, но в совокупности срок их действия составляет не менее чем 6 месяцев в течение одного календарного года.

Примечание. А вот со следующего года взносы придется платить независимо от того, на какой срок с иностранными работниками заключен трудовой договор <16>.

Еще надо получить на работника-украинца пенсионное свидетельство, где будет указан страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) <17>. Ведь он - застрахованное лицо <18>, а значит, придется сдавать на него персонифицированную отчетность, где этот номер указывается <19>. Для получения свидетельства надо направить в свое отделение ПФР анкету работника по форме АДВ-1 <20> и опись по форме АДВ-6-1 <21>.

* * *

Также надо не забыть завести иностранцу трудовую книжку российского образца, если он проработал больше 5 дней <22>. Трудовая книжка украинского образца на территории РФ не признается <23>. Если же украинец при устройстве на работу представил вам трудовую книжку советского образца <24>, то вы можете смело вносить в нее записи о работе, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории РФ <25>.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
МНЕНИЕ Пресс-службы ФМС России к статье Суховской М.Г. "БЕЖЕНЦЫ С УКРАИНЫ"

Пресс-служба ФМС России

"Обязанность работодателя и заказчика работ (услуг) по уведомлению территориального органа ФМС и органа занятости субъекта РФ возникает только в отношении иностранных граждан, имеющих разрешение на работу".

-------------------------------

<1> п. 5 Временных правил, утв. Постановлением Правительства от 22.07.2014 N 690

<2> п. 7 Временных правил, утв. Постановлением Правительства от 22.07.2014 N 690

<3> п. 9 Порядка, утв. Постановлением Правительства от 09.04.2001 N 274

<4> п. 12 Порядка, утв. Постановлением Правительства от 09.04.2001 N 274

<5> подп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ

<6> п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 20, п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ

<7> ст. 1 Соглашения от 16.01.97

<8> п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ

<9> п. 2 Порядка (приложение N 6 к Приказу ФМС от 28.06.2010 N 147)

<10> утв. Приказом ФМС от 28.06.2010 N 147

<11> п. 9 ст. 13.1 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ

<12> Постановление Правительства от 19.12.2013 N 1191

<13> ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ

<14> пп. 1, 2 ст. 207, пп. 1, 3 ст. 224, п. 2 ст. 226 НК РФ

<15> п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ

<16> подп. "а" п. 2 ст. 3 Закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ

<17> ст. 65 ТК РФ

<18> п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ

<19> подп. 1 п. 2 ст. 11 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

<20> утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п

<21> пп. 9, 10 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н

<22> ст. 66 ТК РФ

<23> Письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1

<24> утв. Постановлением Совмина СССР от 21.04.75 N 310

<25> п. 2 Постановления Правительства от 16.04.2003 N 225

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 17

ВЕДЕМ КАССУ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Мартынюк Н.А.

В новом порядке ведения кассовых операций <1> больше всего вопросов вызвали расчет лимита и упрощение правил для ИП и малых предприятий. Разбираем эти и некоторые другие вопросы.

Нужен ли свой фиксированный лимит ГП, если есть ОП, не сдающие наличные в банк

(?) У нашей организации два ОП, которые сдают наличные в кассу головного подразделения. По их общей выручке рассчитали лимит всей организации, он равен 100 000 руб. Из него для ОП1 выделили лимит 30 000 руб., для ОП2 - 20 000 руб. После этого от общего лимита остается 50 000 руб. (100 000 - 30 000 - 20 000).

На конец дня в ОП1 остаток - 20 000 руб., в ОП2 - 15 000 руб. Сколько головное подразделение может оставить у себя в кассе: 65 000 руб. (100 000 - 20 000 - 15 000) или же только 50 000 руб.?

Е. Кошкарева, главбух

Ответ

Указание ЦБ не позволяет дать однозначный ответ на этот вопрос. Возможны два варианта:

<или> головное подразделение тоже является обособленным, как и все остальные подразделения. Такое утверждение вполне укладывается в приведенное в Указании определение ОП (отличное от определения ОП в налоговых целях): это подразделение, по месту которого оборудовано обособленное рабочее место <2>. В ГП оборудованы рабочие места, обособленные от других рабочих мест организации (то есть от остальных ОП). При таком подходе получается, что у головного подразделения должен быть фиксированный лимит, который установлен только для него и который ГП должно соблюдать независимо от того, исчерпали ли на конец дня свои лимиты остальные подразделения. В вашем примере это 50 000 руб.;

<или> головное подразделение не является обособленным, так как к ОП относятся только те рабочие места, которые обособлены от рабочих мест по месту нахождения юрлица, а это адрес госрегистрации организации, где и находится ГП. Тогда получается, что ваша организация должна соблюдать только следующие лимиты:

- остаток кассы в каждом ОП не должен превышать установленный для него лимит;

- остаток наличных во всех кассах организации не должен превышать общий лимит организации.

При таком подходе ГП может использовать весь установленный для юрлица лимит, оставшийся "свободным" на конец дня. В вашем примере это 65 000 руб.

Понятно, что безрисковый - первый вариант. И если вы не хотите быть первопроходцами в споре с налоговиками на эту тему, выбирайте его.

Для ОП, сдающих наличку в банк, лимит рассчитываем без оглядки на формулу лимита организации

(?) У нас есть головной офис и несколько магазинов в других городах, которые свою выручку сами сдают в банк для зачисления на расчетный счет. В головном офисе лимит остатка кассы рассчитали по расходам. Можем ли мы при этом рассчитать магазинам их лимиты, исходя из их наличной выручки?

А. Спирина, г. Курск

Ответ

Можете. Раз ваши магазины сами сдают деньги в банк, лимит каждому следует рассчитать и установить отдельно, исходя из его показателей и характера деятельности <3>. Характер деятельности головного подразделения и магазинов различается. Поэтому и формулы для расчета лимитов у них могут быть разные.

Есть и дополнительный аргумент. Представьте, что головное подразделение с наличкой дела вообще не имеет, поэтому кассы у него нет и, соответственно, нет никакого лимита. Это же не означает, что без лимита должны остаться и обособленные подразделения.

Примечание. Разные формулы для разных подразделений можно выбрать и в другом случае - когда у всех у подразделений явно преобладает поступление выручки или, наоборот, расходование полученных со счета денег.

(?) А что с расчетным периодом: может ли он быть разным у ГП и ОП, сдающих деньги в банк?

А. Спирина, г. Курск

Ответ

Разумеется. В Указании на этот счет никаких ограничений нет.

Одну выручку нельзя дважды включить в расчет лимита

(?) У нас в другом городе два ОП, оба продают товары за наличные. Первое сдает полученную наличную выручку, превышающую лимит, в кассу второго. А второе уже все сверхлимитные наличные сдает в банк для зачисления на расчетный счет организации.

Устанавливаем второму ОП лимит по наличной выручке <4>. Вправе ли мы включить в расчет его лимита не только выручку, получаемую им непосредственно от его собственных покупателей, но еще и передаваемую ему выручку первого ОП? Ведь она тоже является поступлениями в кассу второго ОП наличных за проданные товары, работы, услуги, которые по формуле входят в расчет лимита <5>.

Е. Труфанова, г. Нижний Новгород

Ответ

Напрямую так делать нельзя. Из Указания следует, что первому ОП нужно выделить часть общего лимита организации и тех ее обособленных подразделений, которые не сдают наличные в банк <6>. А значит, выручка первого ОП должна быть учтена при расчете общего лимита <5>. И если включить эту сумму в расчет лимита еще и того ОП, которому она передается, то его лимит окажется завышенным.

Но, на наш взгляд, не будет нарушением, если в такой ситуации вы сделаете лимит первого ОП частью лимита не организации в целом, а второго ОП. То есть рассчитаете лимит по совокупной выручке этих двух ОП, затем часть этого лимита (какую - решите сами) закрепите за первым ОП как его собственный лимит. А второе ОП должно будет следить, чтобы остаток в обеих кассах укладывался в общий лимит. При расчете лимита организации показатели первого ОП учитывать не будете.

Обоснование такое: ОП, сдающим деньги в банк, лимит определяют по правилам, установленным для организаций <6>. Для организаций установлено правило о том, что они определяют свой лимит с учетом лимитов ОП, сдающих деньги в их кассу. Вот и получается, что раз первое ОП сдает деньги в кассу второго, то второму можно установить лимит с учетом лимита первого. Но как воспримут налоговики такой расчет, предсказать сложно.

Лимит для ОП, которое получает наличные, но никуда их не сдает

(?) Указание обязывает установить лимит тем ОП, которые сдают деньги в банк (по правилам для организаций), и тем, которые сдают деньги в кассу организации <6>. А как быть с ОП, которое никуда не сдает свои наличные - ни в банк, ни в какую-либо из касс своей организации, потому что:

<или> получает наличную выручку и полностью тратит ее в течение некоторого времени;

<или> получает деньги в банке и полностью их расходует в течение некоторого времени?

Выходит, оно может хранить деньги в кассе без лимита?

О. Зерненко, Московская обл.

Ответ

Это неверно. Без лимита такое ОП может обойтись только в двух случаях:

<или> все полученные за день деньги оно всегда полностью тратит в тот же день и на конец каждого дня остаток в кассе нулевой;

<или> при отсутствии наличных поступлений снимает в банке деньги только на зарплату, стипендии, выплаты социального характера и выплаты, включенные в фонд оплаты труда, и без остатка выдает их в течение 5 дней (этот срок должен быть указан в расчетно-платежной или платежной ведомости <7>). В течение этого срока зарплатные деньги могут храниться в кассе сверх лимита <8>. Причем к командировочным это не относится.

Во всех других случаях при отсутствии у ОП своего лимита он будет считаться нулевым и это ОП должно будет любой остаток в своей кассе на конец дня сдать либо в банк, либо в другую кассу своей фирмы. В зависимости от того, куда подразделение должно будет отдать свои наличные, и установите лимит. Если ОП за все время своего существования еще ни разу не сдавало деньги ни в банк, ни в кассу организации, составьте приказ о том, куда подразделение должно будет сдать сверхлимитный остаток в случае его появления. И исходя из этого и выберите способ расчета лимита.

ОП малых предприятий могут хранить в кассе деньги без лимита

(?) Должен ли быть лимит у ОП малого предприятия, если такое ОП само сдает выручку в банк?

В Указании написано, что, с одной стороны, малые предприятия могут лимит не устанавливать <9>, а с другой стороны, что у ОП, которые сдают свои наличные в банк, должен быть свой лимит, определяемый по правилам, которые установлены для организаций <10>. Беспокоюсь, не оштрафует ли налоговая за безлимитное хранение денег в таком подразделении.

М. Берзарина, бухгалтер

Ответ

Беспокоиться не о чем: спокойно храните в ОП любую сумму. Важно только, чтобы у вас был приказ гендиректора об отмене утвержденного до 01.06.2014 лимита и о том, что с этой даты (или любой другой более поздней) организация пользуется своим правом не устанавливать лимит и хранит деньги в кассе без ограничения.

ОП не является самостоятельным юридическим лицом, оно - часть вашей организации. И поскольку вся организация лимит не устанавливает, то и ОП - тоже.

Тем ИП на вмененке, которые решили не вести кассовую книгу и кассовые документы, нечего опасаться

(?) ИП при условии, что они ведут в соответствии с налоговым законодательством учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, предоставлено право не оформлять кассовые документы и не вести кассовую книгу <11>.

Сомневаемся, распространяется ли это на вмененщиков, так как НК не предусматривает для этого режима ни книги учета физических показателей, ни книги учета доходов и расходов.

О. Игринева, бухгалтер

Ответ

Распространяется. В Указании не сказано, что такой учет должен вестись непременно в книге. Поэтому подходит любой другой предусмотренный налоговым законодательством документ, в котором учитываются физические показатели. В случае с вмененкой таким документом можно считать декларацию по ЕНВД, так как в ней вы указываете величину физического показателя по месяцам. Она, конечно, выполняет прежде всего отчетную функцию, но ничто не мешает рассматривать ее еще и как регистр учета.

ФНС тоже признала право ИП-вмененщиков не вести кассовую книгу и не составлять РКО и ПКО, указав на это в своих разъяснениях для инспекций на местах <12>.

ИП нельзя оштрафовать за неоприходование выручки

(?) ИП от ведения кассовой книги и составления ПКО и РКО освободили, а в ст. 15.1 КоАП изменения не внесли: она по-прежнему для всех предусматривает ответственность за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности. Получается, что обязанность приходовать в кассу деньги у ИП все-таки осталась?

А. Шишканова, Московская обл.

Ответ

Освобождение от обязанности приходовать наличные ИП автоматически получили вместе с правом не вести кассовую книгу и не составлять кассовые ордера. Ведь оприходование наличных - это не что иное, как внесение записей о ПКО и РКО в кассовую книгу <13>.

Более того, ФНС уже дала указание инспекциям не проверять ИП на предмет полноты оприходования наличных <14>.

Новую кассовую книгу открывать с 1 июня было не нужно

(?) После вступления в силу новых правил продолжаем вести кассовую книгу, начатую 01.01.2014. Но сейчас засомневалась: может быть, в связи с их введением следовало 31.05.2014 эту книгу закрыть (оформить и подписать последний лист, сшить все распечатанные в течение года листы, поставить печать) и с 01.06.2014 начать новую?

Ю. Симоненко, Ленинградская обл.

Ответ

Вы все делаете правильно. Обязательная форма кассовой книги осталась прежней <15>. А эта форма предполагает, что кассовая книга открывается на год.

Примечание. Тем, кто поступил иначе (закрыл 31 мая начатую на 2014 г. кассовую книгу и завел с 01.06.2014 новую), тоже не о чем беспокоиться. Штрафа за это не предусмотрено, а записи в кассовой книге есть, то есть наличные оприходованы.

Обойтись без старшего кассира

(?) В Указании есть такое правило: при наличии у юридического лица нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего <16>.

У нас по одному кассиру в каждом обособленном подразделении и один - в головном. То есть кассиров-то у организации в целом несколько, но в каждом подразделении за кассу отвечает только один кассир.

Обязаны ли мы в такой ситуации назначить старшим кассира главного офиса? И если да, то должны ли мы будем в случае передачи денег между подразделениями отражать это в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств? Ведь в Указании сказано, что она заполняется при наличии старшего кассира в случае передачи денег между ним и другими кассирами <17>.

А. Несмиян, главбух

Ответ

Здравый смысл подсказывает, что старший кассир нужен только в случаях, когда несколько кассиров работают с одной кассой. Однако в приведенной формулировке Указания это не учтено. И получается, что если у юрлица больше одного кассира, то один должен быть старшим. Правда, и наказания за нарушение этого требования не предусмотрено.

Но если вы все-таки хотите в точности его выполнить, назначьте кассира "головы" старшим. При этом движение наличных между подразделениями вам не придется показывать в книге учета принятых и выданных кассиром денег.

Наличные от одного подразделения другому по правилам должен передавать специально уполномоченный руководителем представитель юрлица <18>. То есть деньги при этом передаются не между двумя кассирами. И даже если такая передача будет поручена кассиру обособленного подразделения, то он при этом будет выступать в ином качестве - уполномоченного представителя.

-------------------------------

<1> Указание ЦБ от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание)

<2> п. 2 Указания

<3> п. 2 Указания

<4> п. 2 Указания; п. 1 приложения к Указанию

<5> п. 1 приложения к Указанию

<6> п. 2 Указания

<7> п. 6.5 Указания

<8> п. 2 Указания

<9> абз. 10 п. 2 Указания

<10> абз. 4 п. 2 Указания

<11> пп. 4.1, 4.6 Указания

<12> Письмо ФНС от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338 (п. 2)

<13> п. 4.6 Указания

<14> Письмо ФНС от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338 (п. 4)

<15> п. 4.6 Указания; форма N КО-4, утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.98 N 88

<16> п. 4 Указания

<17> п. 4.5 Указания

<18> п. 3 Указания

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 17