Содержание

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ НДС НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ

Полянская В.А.

Как выяснилось, у наших читателей возникают вопросы: как определить, являются ли они налоговыми агентами по НДС в той или иной ситуации, и что делать дальше с уплаченным налогом?

Иностранец проводит семинар онлайн - смотрим договор

(?) Иностранная компания проводит для нас онлайн-семинар через Интернет. Являемся ли мы налоговым агентом по НДС?

А.Н. Ермакова, г. Курск

Ответ

Объект обложения НДС - реализация услуг на территории РФ <1>. То есть вы становитесь налоговым агентом, если местом реализации приобретенных услуг будет признана территория РФ <2>. Чтобы это проверить, смотрите условия вашего договора с иностранцем:

<если> в договоре написано: "оказание консультационных услуг в виде онлайн-семинара", то вы признаетесь налоговым агентом. Место реализации консультационных услуг определяется по месту нахождения покупателя <3>. Покупатель (то есть вы) находится в России, значит, место реализации услуг - Россия;

<если> в договоре написано: "оказание образовательных услуг (услуг по обучению) в виде онлайн-семинара", то налоговым агентом вы не являетесь. Местом реализации образовательных услуг признается Россия, если услуги фактически оказаны на ее территории <4>. Хотя непонятно, что считать фактическим местом проведения семинара, если он проходил через Интернет. Ни судебных решений, ни разъяснений по этому вопросу нет. Мы решили узнать мнение специалиста Минфина по данному вопросу.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЛОЗОВАЯ АННА НИКОЛАЕВНА - Ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Местом реализации образовательных услуг, оказанных через сеть Интернет иностранным лицом, ведущим деятельность на территории иностранного государства, территория России не является, и обязанностей налогового агента не возникает";

<если> в договоре никак не объясняется, что это за услуги, а просто написано "проведение онлайн-семинара", то налог можно не платить. Есть разъяснения Минфина, в которых он относит семинары к отдельной категории услуг, упомянутых в подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Согласно положениям данного пункта местом реализации услуг признается территория РФ, если организация, оказывающая услуги, ведет деятельность на территории РФ. Поскольку семинар проводит иностранная организация не через постоянное представительство в России, то территория РФ не признается местом реализации, независимо от того, на территории какого государства проводится семинар. Следовательно, и НДС эти услуги не облагаются <5>.

Взаимозачет не освобождает от обязанностей налогового агента

(?) Наша фирма арендует у муниципалитета здание. Мы сделали в нем ремонт. Арендодатель согласился возместить нам стоимость ремонта вместе с НДС (мы этот НДС к вычету не принимали). Всю сумму нам зачли в счет арендной платы. С зачтенной суммы мы не платили НДС как налоговый агент. Ведь мы должны удерживать НДС только с доходов, которые выплачиваем, а мы ничего не выплачивали. Налоговики при проверке на всю сумму зачета начислили нам НДС, пени и штрафы. Правы ли проверяющие?

Л.В. Гордеев, г. Москва

Ответ

Ваши выводы вполне логичны, однако и Минфин, и суды считают, что проведение взаимозачета не освобождает вас от обязанностей налогового агента <6>. Поэтому зачет нужно делать на сумму арендной платы без учета НДС, а НДС в общем порядке перечислять в бюджет. Допустим, ремонт стоил 118 руб. вместе с НДС и вы хотите зачесть эту сумму в счет арендной платы. Тогда вы засчитываете эти 118 руб. в счет арендной платы без НДС, а 21,24 руб. (118 руб. х 18%) перечисляете в бюджет. Перечислить налог нужно равными долями не позднее 20-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за кварталом, в котором зачтены встречные требования <7>.

Аванс иностранцу - не повод становиться налоговым агентом

(?) Мы выплатили аванс иностранному поставщику оборудования, не стоящему на учете в РФ. Оборудование планируем использовать в деятельности, облагаемой НДС. При ввозе мы уплатили НДС и таможенные платежи. После ввода в эксплуатацию основного средства НДС принят к вычету. Инспекция при выездной проверке посчитала, что мы должны были удержать и перечислить в бюджет НДС с аванса иностранному поставщику. Права ли она?

Е.С. Лыткина, г. Нижний Новгород

Ответ

Нет, в данном случае вы налоговым агентом не являетесь и уплачивать НДС с аванса не должны.

При покупке товаров у иностранцев, не состоящих на налоговом учете в РФ, вы становитесь налоговым агентом, только если местом реализации товаров будет признаваться РФ <8>. А это возможно, когда <9>:

<или> товар находится в РФ или на иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется;

<или> товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится в РФ или на иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Поскольку вы сами ввезли товар в РФ, в вашем случае это условие не выполняется. Так что вы должны были заплатить лишь НДС при ввозе товаров в Россию <10>.

Заказали перевозку у иностранца? Смотрите пункты отправления и назначения

(?) У нас заключено множество договоров на перевозку товаров с иностранными компаниями, не состоящими на налоговом учете в РФ. Как определить, в каком случае наша организация - налоговый агент по НДС?

С.Н. Зуева, г. Курск

Ответ

Вы признаетесь налоговым агентом, если и пункт отправления, и пункт назначения находятся на территории РФ. В этом случае местом реализации услуг перевозки и транспортировки признается Россия <11>. Если или пункт отправления, или пункт назначения расположен на территории иностранного государства, вы налоговым агентом не являетесь <12>.

Упрощенцы агентский НДС к вычету принять не могут

(?) Наша организация применяет УСНО. Мы заключили договор аренды госимущества. Теперь нам придется перечислять в бюджет НДС как налоговым агентам и сдавать декларацию. А имеем ли мы право принять уплаченный НДС к вычету и заявить налог к возмещению? Нужно ли нам составлять счет- фактуру, вести книгу покупок и книгу продаж?

С.А. Радионова, г. Дмитров

Ответ

Нет, вы не можете принять к вычету НДС, так как не являетесь его плательщиком <13>. Агентский НДС вы включаете в расходы <14>.

Однако, как налоговые агенты, вы обязаны составлять счета-фактуры <15>. Что касается книги покупок и книги продаж, то по НК их должны вести только плательщики НДС <16>. Но, учитывая требования правил ведения документов, применяемых при расчетах по НДС, лучше оформить:

- журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. В части 1 журнала и нужно будет зарегистрировать выставленный счет-фактуру <17>;

- книгу продаж <18>. В ней вам также нужно будет зарегистрировать счет-фактуру.

Книгу покупок оформлять не нужно.

Налоговые агенты не могут принять к вычету НДС с аванса

(?) По договору аренды с муниципалитетом заплатили аванс за 10 лет аренды вперед. И, как агент, заплатили НДС в бюджет. Можем ли мы теперь заявить всю сумму этого НДС к вычету?

Е.В. Архипова, г. Москва

Ответ

Нет, не можете. Вы можете заявить к вычету лишь НДС по самим услугам аренды после принятия их к учету <13>. Основание для вычета - счет- фактура, выписанный вами на сумму предоплаты, и договор аренды, в котором прописана сумма ежемесячных арендных платежей <19>.


<1> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

<2> ст. 161 НК РФ

<3> подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ

<4> подп. 3 п. 1, подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ

<5> Письма Минфина от 15.06.2011 N 03-07-15/17, от 05.03.2010 N 03-07-08/56

<6> Письма Минфина от 18.03.2011 N 03-07-11/60, от 16.04.2008 N 03-07-11/147; Постановления ФАС УО от 02.09.2010 N Ф09-7182/10-С2; ФАС СКО от 26.03.2008 N Ф08-1401/2008-512А

<7> Письма Минфина от 03.08.2010 N 03-07-11/337, от 07.07.2009 N 03-07-14/64; ФНС от 13.09.2011 N ЕД-4-3/14814@

<8> п. 1 ст. 161 НК РФ

<9> ст. 147 НК РФ

<10> подп. 3 п. 1 ст. 70, п. 1 ст. 283 ТК ТС; подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ

<11> подп. 4.1 п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 161 НК РФ

<12> подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ; Письма Минфина от 26.07.2012 N 03-07-08/218, от 03.04.2012 N 03-07-13/01-17

<13> п. 3 ст. 171 НК РФ

<14> подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<15> п. 3 ст. 168 НК РФ

<16> п. 3 ст. 169 НК РФ

<17> пп. 1, 2 Правил ведения учета полученных и выставленных счетов-фактур, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137

<18> п. 3 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137

<19> Письмо ФНС от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 06

ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ЕНВД: ЛЕГКО ЗАПОЛНИТЬ - ЛЕГКО СДАТЬ!

Бугаева Н.Г.

В апреле вмененщики должны будут сдать декларацию по ЕНВД не позднее 22-го числа (20-е приходится на субботу) <1> и уплатить налог не позднее 25-го числа <2>. А значит, самое время вспомнить о некоторых особенностях заполнения отчетности в разных ситуациях.

Изменилась величина физического показателя? Налог считаем исходя из нового значения

(?) ИП занимается розничной торговлей и уплачивает ЕНВД с площади торгового зала. До 5 марта арендовал помещение с площадью зала 35 кв. м. А 06.03.2013 ИП было предоставлено помещение площадью 30 кв. м по новому договору аренды (прежний договор расторгнут). Как правильно исчислить ЕНВД и заполнить декларацию: значение физического показателя за март будет 35 кв. м или 30 кв. м?

М. Тишкевич, г. Октябрьский

Ответ

Если вам было предоставлено торговое помещение большей или меньшей площади, то ЕНВД за март нужно рассчитывать именно с нее. Поскольку при изменении величины физического показателя налог за месяц, в котором произошло изменение, считается по новому значению <3>. То есть в строке 070 "Величина физического показателя за 3-й месяц налогового периода" раздела 2 декларации укажите 30 кв. м.

Вмененка по двум адресам с одинаковыми ОКАТО

(?) ИП ведет розничную торговлю, платит ЕНВД с площади торгового зала. Планирует открыть новую торговую точку (тоже с залом) в том же городе, но по другому адресу, на территории того же налогового органа (код ОКАТО одинаковый). Как надо будет заполнять декларацию по ЕНВД после открытия новой точки: указывать суммарную площадь точек или добавлять в декларацию новый лист раздела 2?

О. Шепилова, г. Иваново

Ответ

Поскольку в декларации по ЕНВД в разделе 2 "Расчет суммы ЕНВД для отдельных видов деятельности" должен быть заполнен "Адрес места осуществления предпринимательской деятельности", то правильнее будет заполнить отдельно два раздела 2 - каждый по своей торговой точке.

В то же время Порядок заполнения декларации по ЕНВД требует оформлять отдельные разделы 2 декларации, только если <4>:

<или> ваше новое место торговли расположено в другом муниципальном образовании и, соответственно, имеет другой код ОКАТО;

<или> вы занимаетесь еще одним (другим) видом деятельности.

Поэтому допустимо заполнить декларацию и в целом по виду деятельности предпринимателя <5>. То есть оформить один раздел 2 и по строкам 050 - 070, где указывается величина физического показателя за каждый месяц, отметить суммарную площадь обоих торговых залов.

Но так лучше не делать, если общая площадь помещений у вас превышает 150 кв. м <6>. Ведь указать где-то, что речь идет о двух разных помещениях, вы не сможете. И превышение лимита может вызвать дополнительные вопросы налоговиков.

Чтобы уменьшить ЕНВД за I квартал на взносы за март, платить их надо в марте

(?) Я - предприниматель. Если я заплачу пенсионные взносы по работникам за март в первых числах апреля (до 15-го числа), как это нужно сделать по Закону 212-ФЗ, то смогу ли я уменьшить на их сумму ЕНВД за I квартал?

Е. Ильина, г. Ачинск

Ответ

Нет, не сможете. Если вы перечислите взносы в фонды в апреле, то сможете учесть их при расчете налога только за II квартал. С 2013 г. правила уменьшения ЕНВД на сумму взносов изменились. И теперь налог за квартал можно уменьшить только на взносы, уплаченные в течение этого же квартала, независимо от того, за какой период они начислены <7>. Если хотите уменьшить налог за I квартал на мартовские взносы, уплатить их нужно до конца марта.

Примечание. О том, как учитываются взносы за декабрь 2012 г., уплаченные в январе 2013 г., мы писали: ГК, 2013, N 1, с. 4

Нулевая декларация по ЕНВД невозможна

(?) В I квартале организация "вмененную" деятельность не вела из-за отсутствия торгового места (договор аренды расторгнут). Заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД мы не подавали. За I квартал хотим направить в налоговый орган нулевую декларацию. Можно ли так сделать?

Г. Останчук, г. Курган

Ответ

Нет. Так делать не стоит. В своих разъяснениях Минфин который год заявляет, что подавать "нулевки" вмененщики не могут. Если "вмененная" деятельность не ведется, надо:

<или> сниматься с учета в качестве плательщика ЕНВД <8>;

<или> платить налог, поскольку ЕНВД не зависит от размера реально полученного дохода <9>.

Если ваша деятельность была приостановлена по объективным причинам (из-за аварийной ситуации, ремонта помещения и др.), то, возможно, вам и удастся доказать, что налог вы платить не должны. Но, скорее всего, это придется делать в суде. В любом случае после сдачи декларации с нулевыми показателями претензий от налоговиков не избежать.

Начали "вмененную" деятельность в 2012 г. - применение ЕНВД обязательно

(?) Я зарегистрировался как ИП в начале декабря 2012 г., деятельность - пассажирские перевозки. Тогда же было получено разрешение на деятельность такси, и я сразу начал работать. Как выяснилось, эта деятельность подпадает под вмененку. Но я на учет как плательщик ЕНВД не становился, ведь режим ЕНВД уже необязательный. Не будет ли ко мне претензий?

В. Серов

Ответ

Однозначно будут. Налоговики могут наложить штраф - не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет в качестве вмененщика <10>, доначислить налог и пени. Дело в том, что ЕНВД стал необязательным с 2013 г. <11> А так как вы начали свою деятельность в 2012 г., когда применение вмененки еще было обязательным, то в течение 5 рабочих дней со дня начала деятельности <12> надо было подать в инспекцию заявление по форме ЕНВД-2 <13> и встать на "вмененный" учет.

Также вам нужно было заполнить и сдать декларацию по итогам IV квартала 2012 г. и уплатить за декабрь налог.

Теперь же, если ЕНВД вам невыгоден, вы можете его не платить, а применять с 1 января общий режим налогообложения или УСНО <14> (если при регистрации вы подавали уведомление о переходе на этот спецрежим <15>).

Заполнение декларации при прекращении деятельности в 2013 году

(?) Мы хотим сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД как можно скорее (не ждать до конца месяца), чтобы заплатить поменьше налог. Но как тогда заполнить декларацию по ЕНВД, где указать число дней, в течение которых мы работали?

Е. Игнатович, г. Курск

Ответ

С этого года если организация прекращает вести "вмененную" деятельность в середине месяца, то налог она платит исходя из числа дней, когда фактически ею велась деятельность <16>. Но изменения в декларацию по ЕНВД в связи с этим не внесены. Поэтому предлагаем вам рассчитать физический показатель за месяц снятия с учета по следующей формуле:

 

Величина
физического
показателя в
месяце
прекращения
деятельности

 

Величина
физического
показателя

x

Количество дней ведения
деятельности в месяце ее
прекращения

=


 

Количество календарных дней в месяце
прекращения деятельности

 

Количество дней, когда велась деятельность, определяется с 1-го числа месяца до даты снятия с учета, указанной в заявлении и уведомлении из налоговой по форме N 1-5-Учет <17>. Рассчитанное по формуле значение физического показателя вы и укажете в одной из строк 050 - 070 раздела 2 в зависимости от того, в каком месяце квартала вы будете сниматься с учета. И, так как оно будет отличаться от значений, указанных за другие месяцы, лучше приложить к декларации пояснения с расчетом скорректированного физического показателя.


<1> п. 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 346.32 НК РФ

<2> п. 1 ст. 346.32 НК РФ

<3> п. 9 ст. 346.29 НК РФ

<4> п. 5.1 приложения N 3 к Приказу ФНС от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@

<5> Письмо ФНС от 10.12.2010 N ШС-37-3/17327

<6> подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ

<7> подп. 2 ст. 346.32 НК РФ

<8> Письмо Минфина от 03.07.2012 N 03-11-06/3/43

<9> Письмо Минфина от 23.04.2012 N 03-11-11/135

<10> п. 2 ст. 116 НК РФ

<11> п. 1 ст. 346.28 НК РФ

<12> п. 3 ст. 346.28, п. 6 ст. 6.1 НК РФ

<13> утв. Приказом ФНС от 12.01.2011 N ММВ-7-6/1@

<14> Письма ФНС от 25.12.2012 N ПА-4-6/22023@; от 29.12.2012 N ЕД-4-3/22651@

<15> п. 2 ст. 346.13 НК РФ

<16> п. 10 ст. 346.29 НК РФ

<17> утв. Приказом ФНС от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 06

"ДВИЖИМОЕ - НЕДВИЖИМОЕ" В ПЕРВОМ ОТЧЕТЕ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО

Мартынюк Н.А.

Налогом на имущество теперь не облагается движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС (то есть на счета 01 и 03) с 01.01.2013 <1>. В связи с этим у читателей возникли "переходные" вопросы, на которые мы и отвечаем.

Движимое и недвижимое

Что является движимым имуществом, а что - недвижимым, НК не устанавливает, поэтому нужно руководствоваться определениями из гражданского законодательства <2>. Там сказано, что недвижимость - это <3>:

- все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;

- подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Все остальные вещи (в том числе автомобили и прочий транспорт <4>) признаются движимым имуществом.

С лифтов в зданиях налог безопаснее платить

(?) В начале года ввели в эксплуатацию новые лифты в принадлежащем нам здании, принимаем их на учет как отдельные объекты ОС, так как срок службы здания - 50 лет, а каждого лифта - 15 лет. Нужно ли теперь платить с них налог: они считаются движимым имуществом или все-таки недвижимым?

К. Синкевич, Московская обл.

Ответ

Если вы хотите исключить споры с налоговиками, налог с принятых в 2013 г. на счет 01 лифтов (а также встроенных систем вентиляции, отопления, канализации и т.п.) безопаснее платить. Минфин настаивает, что, даже если вы в полном соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 и его же собственными Письмами <5> учитываете лифты как отдельные объекты ОС, они все равно образуют со зданием единый объект недвижимости. Поэтому движимым имуществом их, по мнению финансового ведомства, считать нельзя <6>.

Вместе с тем вопрос о том, чем является лифт - частью здания или самостоятельным объектом, уже рассматривался в судах применительно к налогу на прибыль. И есть судебные решения о том, что лифт - отдельный объект <7>. Если желаете рискнуть, то можете воспользоваться ими. Но имейте в виду: эти суды не оценивали, являются лифты недвижимостью или нет. Поэтому нельзя быть уверенными, что по налогу на имущество решения будут такими же.

Впрочем, веских аргументов Минфин не приводит. Он ссылается на Закон о техническом регламенте безопасности зданий и сооружений <8>, который называет лифт частью здания. Но сфера действия этого Закона узкая - требования безопасности. К налоговому регулированию он отношения не имеет.

Примечание. Такая проблема наверняка возникнет не только с объектами, находящимися внутри зданий, но и с прилегающими к ним. Это, например, подъездные и внутрихозяйственные дороги, асфальтированные площадки, которые учитываются как отдельные инвентарные объекты ОС. Зачастую госорган отказывает в регистрации их как отдельных объектов недвижимости, считая составной частью сложного недвижимого объекта, например заводского комплекса.

И можно предположить, что здесь Минфин займет ту же позицию: раз это часть недвижимости, то ее нужно включать в расчет налога, даже если объект принят на счет 01 начиная с 01.01.2013 <9>.

От арендаторов недвижимости по-прежнему требуют налог с неотделимых улучшений

(?) Мы арендуем здание, в нем с согласия арендодателя ведем капитальные работы. Результатом станут неотделимые улучшения, которые мы в 2013 г. примем на учет как объект ОС.

Правильно ли мы понимаем, что этот объект ОС для нас как арендатора не является недвижимостью и мы не должны будем платить с него налог на имущество? Ведь право собственности на любую недвижимость подлежит госрегистрации <10>, а на неотделимые улучшения право собственности не регистрируется.

Ю. Перебежкина, Ставропольский край

Ответ

С этим вопросом мы обратились к специалисту Минфина. По его мнению, арендатор должен платить налог со стоимости неотделимых улучшений с момента принятия их на учет в составе ОС и до того, как получит возмещение их стоимости от арендодателя, либо до истечения срока договора аренды.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОРОКИН АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ - Начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Капитальные вложения в арендованный объект недвижимости (то есть стоимость неотделимых улучшений), принятые арендатором на учет с 1 января 2013 г. в составе основных средств, подлежат у него обложению налогом до их выбытия.

На них не распространяется освобождение от налога для движимых объектов, принятых на учет в качестве ОС с 01.01.2013 <11>. И вот почему. Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта недвижимости после их окончания увеличивают его первоначальную стоимость <12>. То есть такие затраты собственника облагаются налогом на имущество в составе увеличенной на них стоимости недвижимости. А специально для случая, когда такие затраты несет не собственник, а арендатор, установлены особенности их учета - в составе ОС арендатора в качестве отдельного инвентарного объекта <13>. Поэтому именно арендатор и платит с этих затрат налог на имущество до выбытия этого инвентарного объекта".

Однако есть аргументы и в пользу противоположной точки зрения, которыми можно воспользоваться, если цена вопроса для вас высока.

По ГК недвижимое имущество - это вещь <14>. Капвложения в улучшение арендованного объекта, которые вы как арендатор учитываете у себя в качестве объекта ОС <15>, - это затраты, которые вещью не являются. А значит, они - не недвижимость и поэтому не подпадают под налог, если приняты арендатором на счет 01 начиная с 1 января 2013 г. <16>

Что для налога на имущество считать принятием движимого объекта на учет начиная с 1 января 2013 года

(?) Очевидная вещь, но Минфину пришлось подчеркнуть ее сразу в нескольких письмах: если вы в 2013 г. приобрели бывшее в употреблении движимое имущество, которое до этого года учитывалось у предыдущего собственника как его ОС, то вы налог платить не должны - важна дата принятия на учет вами, то есть самим налогоплательщиком <17>.

Но есть и не столь очевидные случаи.

Модернизировали объект с нулевой остаточной стоимостью: затраты подпадают под налог

(?) Есть старое автотранспортное средство, которое на 01.01.2013 уже давно полностью самортизировано, поэтому налог на имущество мы с него последние годы не платили. В 2013 г. его модернизировали: поменяли двигатель, установив более мощный стоимостью 150 000 руб. Нужно ли платить с этой суммы налог на имущество?

Т. Старчук, Краснодарский край

Ответ

Налог платить придется. У вас погашена стоимость объекта основных средств, а сам объект с учета не списан (его вы должны держать на счете 01 до тех пор, пока он находится в вашей организации и способен приносить экономические выгоды в качестве ОС <18>).

Раз автомобиль принят на учет до 2013 г., то под освобождение от налога не подпадает. Модернизация увеличивает первоначальную стоимость ОС <19>. Поэтому теперь остаточная стоимость автомобиля составляет 150 000 руб. плюс затраты на работы по замене двигателя. Ее вы должны учесть в базе по налогу на имущество <20>.

Примечание. Налог не пришлось бы платить, если бы в 2013 г. новые детали устанавливались на объект, который из-за непригодности для использования в качестве ОС был раньше списан с баланса, но так и не ликвидирован. Тогда в 2013 г. пришлось бы оформить этот объект как обнаруженный при инвентаризации и заново принять на счет 01. Первоначальную стоимость составили бы рыночная стоимость "обнаруженного" объекта плюс затраты на приведение его в состояние, в котором он снова станет пригоден для использования (в том числе затраты на приобретение и установку новых деталей).

Примечание. Подробно об учете составных частей сложного имущества как отдельных объектов ОС написано: ГК, 2012, N 3, с. 72

СОВЕТ

При модернизации основных средств, числящихся в составе ОС на 01.01.2013, посмотрите, нельзя ли какую-то часть затрат учесть в качестве самостоятельных объектов основных средств.

Например, вы оснастили один из автомобилей фирмы какими-то техническими приспособлениями, у которых срок службы существенно отличается от срока службы самого автомобиля и которые при надобности можно легко переставить на другие машины. То есть они не составляют с автомобилем единого неделимого комплекса. Примите их на учет в 2013 г. как отдельные ОС <21>, и налог с них платить не придется.

Лизинг: позволит ли смена балансодержателя сэкономить на налоге

(?) Мы лизингодатели, у нас есть предоставленное до 2013 г. в лизинг промышленное оборудование. Думаем составить к договорам соглашение о передаче оборудования на баланс лизингополучателей, чтобы ни мы, ни они не платили с него налог на имущество. Ведь у них оборудование будет принято к учету в качестве ОС уже в 2013 г. Могут ли быть налоговые претензии и какие?

А. Николаева, г. Санкт-Петербург

Ответ

Претензии возможны.

Конечно, формальное основание не платить налог с объекта лизинга у лизингополучателя в вашей ситуации есть. Ведь НК не уточняет, что от налога освобождено имущество, принятое на учет как ОС с 01.01.2013 только вследствие его приобретения.

Минфину уже задавали подобный вопрос, и он ушел от ответа <22>. Видимо, сейчас у него определенной позиции нет. До ее появления инспекторы на местах будут действовать по своему усмотрению.

Во-первых, они могут настаивать, что такое имущество нельзя считать принятым на учет в этом году.

Ведь оборудование уже давно введено в эксплуатацию, после смены балансодержателя будет использоваться все тем же лизингополучателем и собственника не поменяет: им останется лизингодатель, то есть вы <23>. А у вас в рамках продолжающего действовать договора лизинга оборудование было учтено как ОС до 2013 г. Так что налоговики вполне могут прийти к выводу, что лизингополучатель обязан платить с этого имущества налог, пусть даже на его баланс оно попало лишь в 2013 г.

Во-вторых, вас могут обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды, если вы не укажете иных, кроме экономии на налоге, причин внезапной смены балансодержателя <24>. Ведь отношения сторон не меняются.

С этим можно спорить: само по себе внесение изменений в договор еще не причина считать полученную в результате налоговую выгоду необоснованной <25>.

СОВЕТ

Учтите: при передаче оборудования на баланс лизингополучателя вы потеряете возможность амортизировать его в налоговом учете <26>. Поэтому прежде сопоставьте экономию на налоге на имущество с суммой, на которую увеличится ваш налог на прибыль.

Приобрели в 2012 году, на счет 01 перевели в 2013 году, спрашивается: почему?

(?) В конце прошлого года купили складское оборудование и технику, а ввели их в эксплуатацию и учли на счете 01 только в 2013 г. Правильно ли мы понимаем, что налог на имущество по этим объектам можем не платить, поскольку важна дата не приобретения, а принятия на учет в качестве ОС?

Л. Мушихина, г. Ростов-на-Дону

Ответ

Все зависит от причин, по которым купленное имущество оставалось на счете 08:

<если> оно было готово к использованию еще в прошлом году, однако вы учли его на счете 01 только в момент ввода в эксплуатацию в этом году, то сделали неправильно и должны платить с этих объектов налог. Ведь, как только объект готов к использованию в качестве ОС, его сразу нужно переводить на счет 01, не дожидаясь ввода в эксплуатацию <27>;

<если> оно не было готово к эксплуатации, то есть требовало еще каких-то капвложений, которые были завершены только в 2013 г., то платить налог не нужно <28>. Например:

<если> после того как вы получили право собственности на купленные объекты, нужно было доставить их к месту эксплуатации, куда они прибыли только в 2013 г.;

<если> требовались наладка либо монтаж, для использования по запланированному назначению не хватало каких-то деталей.

Все это нужно подтвердить документами. Ими могут быть как внешние документы (например, первичка на приобретение чего-то, необходимого для монтажа, транспортные документы), так и внутренние (например, приказ директора с перечнем и сроками работ по подготовке объекта к использованию).

По приобретенным в конце 2012 года авто регистрации в ГИБДД не ждем

Купили автомобиль в декабре 2012 г., регистрацию в ГИБДД прошли уже в этом году. Нужно ли платить с автомобиля налог на имущество?

Е. Бочаров, г. Воронеж

Ответ

Да. Ведь автомобиль пригоден для использования независимо от наличия регистрации (ее получение - дело времени). Значит, вы должны были учесть его на счете 01, не дожидаясь ввода в эксплуатацию, то есть уже в месяце приобретения (подробнее об этом написано: ГК, 2012, N 22, с. 14), в вашем случае - в декабре 2012 г. Так что под освобождение от налога ваш автомобиль не подпадает.

Разделили старое ОС на несколько: налог все равно платим

(?) Продали нескольких кондиционеров из системы кондиционирования, учтенной как единый объект ОС. Я оформила выбытие этого объекта и создание на его основе нескольких новых: один остается у нас, остальные - на продажу. Соответственно, тот, что остался у нас, принят на счет 01 в 2013 г. Вправе ли мы не платить с него налог на имущество, ведь это другой объект ОС с новым инвентарным номером?

Е. Земская, Московская обл.

Ответ

Налог нужно платить. Оформлять выбытие объекта и принятие на учет новых в вашем случае - ошибка. Правильно - отразить разделение объекта на несколько частей внутренними проводками по счету 01. То есть объект ОС у вас должен был остаться тем же, только его стоимость уменьшилась после продажи кондиционеров.

Что включать в отчетность, а что - нет

В отчетности показывайте только то имущество, которое является объектом налога

(?) Как показывать в расчетах стоимость движимых ОС, принятых на учет в 2013 г.: включать ее в строку 140 "Средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за отчетный период"?

М. Рудницкая, г. Солнечногорск

Ответ

Стоимость таких объектов вообще не нужно отражать в отчетности по налогу на имущество. Ведь по строке 140 показывают стоимость объектов, подпадающих под льготы. А движимое имущество, учтенное как ОС с 01.01.2013, не относится к льготируемому - оно вообще не является объектом налогообложения <29>. Отчитываться же нужно только о стоимости основных средств, являющихся объектом <30>.

Кстати, по причине того, что это не льгота, а исключение из объекта налогообложения, инспекция не вправе запросить у вас в рамках камералки документы о движимых ОС, принятых на учет с 01.01.2013. Ведь документы на камеральную проверку налоговики могут потребовать только у тех, кто заявляет в декларации использование той или иной льготы <31>.

СОВЕТ

Отражайте движимое имущество, принятое к учету с 01.01.2013, на отдельном субсчете счета 01 (03). Так легче составлять отчетность по налогу на имущество.

Нужно ли отчитываться тем, у кого нет недвижимости

(?) Недвижимости у нас нет. Остаточная стоимость всех движимых основных средств на 01.01.2013 равна нулю. Нужно ли сдавать расчет за I квартал 2013 г. и вообще отчитываться в 2013 г.?

Н. Заречная, г. Вологда

Ответ

Нужно. Сдавать нулевые расчеты вам придется до тех пор, пока вы не спишете с баланса все объекты, принятые на учет до 2013 г., в связи с их продажей, ликвидацией и прочим выбытием <32>.

Отчитываться не нужно только тем организациям, у которых нет ни недвижимости, ни движимых ОС, поставленных на счет 01 до 2013 г. (к примеру, все движимые ОС у вас - арендованные либо приобретенные уже в 2013 г.). Эти организации не являются плательщиками налога на имущество <33>, а значит, у них нет и такой обязанности плательщиков, как сдача отчетности по налогу <34>.

***

Сейчас многие ищут способы превратить учтенные до 2013 г. движимые ОС в принятые на учет в этом году, например:

- дружественные компании в 2013 г. продают друг другу свои однотипные основные средства (обмениваются мебелью, офисной техникой и т.п.). То есть каждая получает примерно такое же имущество, как то, которое продала, но на счет 01 оно поставлено в 2013 г. и формально не подпадает под налог;

- компания в 2013 г. сначала продает, а спустя время выкупает обратно свои ОС. В итоге она остается с тем же своим имуществом, только принято оно на учет в 2013 г.;

- компания продает свои ОС, а затем берет их в аренду. У покупателя они приняты к учету в 2013 г., и он не платит с них налог.

Предупреждаем: в этих и подобных случаях инспекторы наверняка будут доначислять налог, настаивая, что налоговая выгода получена необоснованно <35>. Причем в зоне риска оказываются и те компании, которые будут проводить названные операции по иным причинам, нежели экономия на налоге. Им стоит проработать детальное обоснование деловой цели таких сделок.


<1> подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ

<2> ст. 11 НК РФ

<3> п. 1 ст. 130 ГК РФ

<4> Письмо ФНС от 18.02.2013 N БС-4-11/2677@

<5> Письма Минфина от 23.10.2009 N 03-03-06/2/203, от 23.09.2008 N 03-05-05-01/57, от 26.06.2006 N 03-06-01-04/136

<6> Письмо Минфина от 16.10.2012 N 07-02-06/247

<7> Постановления ФАС МО от 16.09.2011 N А40-130812/10-127-755, от 21.01.2011 N КА-А40/16849-10

<8> подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ

<9> Письмо Минфина от 16.10.2012 N 07-02-06/247

<10> ч. 1 ст. 131 ГК РФ

<11> подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ

<12> п. 27 ПБУ 6/01

<13> пп. 5, 6 ПБУ 6/01

<14> п. 1 ст. 130 ГК РФ

<15> п. 5 ПБУ 6/01; пп. 3, 10 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н

<16> п. 1, подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ

<17> Письма Минфина от 07.02.2013 N 03-05-05-01/2767, от 07.02.2013 N 03-05-05-01/2766, от 05.02.2013 N 03-05-05-01/2422

<18> п. 29 ПБУ 6/01; п. 76 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н

<19> п. 27 ПБУ 6/01

<20> п. 1 ст. 375 НК РФ; Письмо Минфина от 01.03.2013 N 03-05-05-01/6096

<21> п. 6 ПБУ 6/01

<22> Письмо Минфина от 11.02.2013 N 03-05-05-01/3372

<23> п. 1 ст. 11 Закона от 29.10.98 N 164-ФЗ

<24> п. 3 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 N 53

<25> п. 4 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 N 53

<26> п. 10 ст. 258 НК РФ; п. 2 ст. 31 Закона от 29.10.98 N 164-ФЗ

<27> п. 4 ПБУ 6/01

<28> пп. 4, 7, 8 ПБУ 6/01; п. 41 Положения по бухучету, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 N 34н; п. 8 Информационного письма Президиума ВАС от 17.11.2011 N 148

<29> п. 1 ст. 56, подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ

<30> п. 1 ст. 80 НК РФ; Письмо ФНС от 12.02.2013 N БС-4-11/2301@

<31> п. 6 ст. 88 НК РФ

<32> Письмо ФНС от 08.02.2010 N 3-3-05/128; п. 29 ПБУ 6/01

<33> п. 1 ст. 373, п. 1, подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ

<34> п. 1 ст. 386 НК РФ

<35> п. 3 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 N 53

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 07

О НОВЫХ ФОРМАХ ОТЧЕТНОСТИ ПО ВЗНОСАМ

Дыбов А.И.

Одно из самых ожидаемых событий квартала - появление новых форм расчетов по взносам в ФСС, ПФР и ФФОМС. Процесс их принятия тянется долго, особенно это касается формы-4 ФСС. Ее ждали еще к отчетности за 9 месяцев 2012 года, но тогда, видимо, из-за летнего разделения Минздравсоцразвития на два новых министерства утвердить новый расчет не получилось. ФСС ограничился рассылкой Письма с предложением дополнить старую форму таблицей об аттестации рабочих мест и медосмотрах. К отчетной кампании за 2012 год обновить 4 ФСС тоже не вышло. Не произошло это и на день нашей сегодняшней встречи. Все, что нам доступно, - проект Приказа Минтруда об утверждении нового расчета по взносам в ФСС. Давайте приглядимся к нему попристальнее.

Зачем ФСС понадобились сведения об аттестации рабочих мест и медосмотрах? Для предоставления скидок к тарифу взносов "на травматизм" по заявлению работодателя. В остальном наличие либо отсутствие аттестации (медосмотров) на исчисление взносов никак не влияет. Правда, не исключено также, что информация об этом будет попадать из Фонда в гострудинспекции, чтобы те получили возможность штрафовать фирмы, не проведшие аттестацию, на сумму от 30 000 до 50 000 рублей по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Но это лишь мои догадки.

Чтобы увидеть в "запроектированной" 4 ФСС нечто действительно новое, надо быть очень внимательным. Потому что, коллеги, если закрыть глаза на знакомую таблицу 10 для пресловутых сведений об аттестации рабочих мест и медосмотрах, то получается, что все изменения свелись к переносу поля для указания ОКВЭД с титульного листа в шапки двух разделов расчета.

Итак, код ОКВЭД в нынешней форме-4 ФСС в начале раздела I, посвященного расчетам по взносам на страхование по болезни и в связи с материнством, будут отражать упрощенцы-льготники с нулевым тарифом взносов. Остальным организациям поле для ОКВЭД в разделе I заполнять не придется.

Также код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности указывается в шапке раздела II формы-4 ФСС. Этот раздел, как и прежде, предназначен для отражения сведений о взносах "на травматизм". Сюда код будут вписывать все работодатели, без исключения, поскольку от основного вида деятельности компании зависит тариф "несчастных" взносов. Таким образом, в разделе II расчета отражается тот же код ОКВЭД, который указан в заявлении о подтверждении основного вида экономической деятельности, направленном в подразделение Фонда социального страхования.

И это все новости о проекте расчета по форме-4 ФСС. Остальное, включая порядок заполнения формы и коды для формирования шифра страхователя, буква в букву скопировано из старого Приказа Минздравсоцразвития N 216н. Я клянусь, буква в букву! А какой механизм для утверждения этой "псевдоновой" формы будет задействован, представляете? Сколько людей так или иначе принимали участие в "разработке" документа. Только регистрация в Минюсте чего стоит! И все ради одной новой таблицы, переноса поля для указания ОКВЭД и сокращения сноски на титульном листе.

Мне это напомнило старый анекдот. Беседуют два пограничника - советский и польский. Первый спрашивает:

- А как по-польски будет хлеб?

- Хлеб, - отвечает поляк.

- А мясо?

- Мясо.

- Ну а граница?

- Граница.

- Хорошо, а солдат?

- Жолниш.

- Вот те на. И стоило из-за одного слова язык придумывать!

Примерно так и с новой 4 ФСС. Изменений - с гулькин нос, а все чин по чину: приказ, будущее одобрение Минюста, публикация и так далее. Почему нельзя было ограничиться приказом о внесении изменений в прежнюю форму? К тому же чиновники так увлеклись копированием, что забыли о новой категории льготников - индивидуальных предпринимателях на патентной системе налогообложения (ПСН). Они, как вам известно, в 2013 году исчисляют взносы в ФСС с выплат работникам по тарифу 0 процентов. Однако отдельного шифра страхователя в проекте нового расчета предприниматели на патенте почему-то не удостоились.

Теперь взглянем на "запроектированную" форму расчета РСВ-1 ПФР по пенсионным и "медицинским" взносам. Быть может, здесь найдутся какие-то значимые подвижки по сравнению с прежней формой?

Скажу так: если с 2013 года на вас не свалилось "счастье" в виде дополнительных тарифов взносов с выплат работникам, претендующим на досрочную пенсию, то вас будущие изменения в форме расчета почти не коснутся.

Так, в разделе 1 появится строка 121. В ней будут отражаться суммы взносов в ПФР, доначисленные проверяющими или самим работодателем с выплат, которые превышают предельную базу по взносам. В 2013 году она составляет 568 000 рублей на одного работника. А общая сумма доначисленных взносов, включая "сверхбазовые", будет по-прежнему указываться в строке 120 раздела 1 расчета по форме РСВ-1 ПФР.

К слову, проблему с отражением доначислений по самостоятельно выявленным недоимкам обновленный расчет не решит. Помните, да? Кулуарно сотрудники Фонда разъясняют, что в этом случае не обязательно представлять уточненный расчет за отчетный период, в котором совершена ошибка, достаточно включить доначисления в расчет за отчетный период обнаружения недоимки (в строки 120 и 121 раздела 1, а также в раздел 4). Например, мы недоплатили взносы в I квартале, ошибку нашли в мае. Значит, отражаем доначисленные взносы в расчете за полугодие, расчет за I квартал не уточняем.

Но из закона это как не следовало, так и не следует. И, если вы решаетесь на уточненку, вносить информацию о доначислениях в расчет за квартал, в котором вы нашли ошибку, ни в коем случае нельзя. Иначе после того, как Фонд скорректирует данные на основании уточненного расчета, суммы в расчете за квартал обнаружения, что называется, поплывут. Точнее, одни и те же суммы будут отражены в этом документе дважды.

Следующее небольшое новшество. В старом расчете по строке 260 раздела 2 отражается количество "физиков", получивших от вас выплаты, превысившие предельную базу. В нынешней форме в этой строке указывается общее количество физических лиц, которым что-либо выплачивалось, а число тех, кому посчастливилось получать "сверхбазовые" выплаты, будет отражаться в новой строке 261. Трудно сказать, что такого полезного даст эта информация Пенсионному фонду, но как есть.

Раздел 2 расчета по форме РСВ-1 ПФР, как и прежде, будет заполняться в отношении каждого основного тарифа взносов, применявшегося в отчетном периоде.

Например, если в штате организации на общем режиме налогообложения наряду с обычными работниками есть инвалиды, то надо будет заполнить два вторых раздела расчета: один по выплатам обычным работникам (код тарифа 01), один по выплатам инвалидам (код тарифа 03). То же самое, когда аптека, наряду с фармацевтической деятельностью, облагаемой ЕНВД, занимается чем-то, что ЕНВД не облагается, и, скажем, платит по этой деятельности налог при УСНО. Тогда один раздел 2 формы РСВ-1 ПФР она заполнит с кодом тарифа 11, а второй - с кодом 52.

Но это не касается взносов в ПФР, исчисленных по дополнительным тарифам с выплат работникам, занятым во вредных условиях труда. Для них в зависимости от величины тарифа в новом расчете есть две отдельные таблицы: 2.1 и 2.2. Учтите, отраженные в них суммы НЕ БУДУТ ПОПАДАТЬ в основную таблицу раздела 2. Они сами по себе.

Итоговые данные о взносах, начисленных по дополнительному тарифу, из таблиц 2.1, 2.2 прямиком последуют в строки 110 - 113 новых граф 5 и 6 раздела 1 расчета. То есть и там они будут отражаться наособицу. Новые графы 7 и 8 для "дополнительных" взносов появятся также в разделе 4, в котором детализируются сведения о доначислениях по итогам проверки ПФР или самостоятельно найденным недоимкам.

Чуть-чуть о персонифицированной отчетности. Сейчас в Минюсте регистрируется Постановление ПФР N 17п от 28 января 2013 года. Оно дополнит перечень "персонифицированных" форм, утвержденный Постановлением ПФР N 192п, двумя новыми документами, которые представляются начиная с отчетности за I квартал. Это формы:

- СЗВ-6-4 со сведениями о выплатах, пенсионных взносах и страховом стаже работника;

- АДВ-6-5 - опись к предыдущей форме.

Новые формы заменяют старые - СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, и АДВ-6-3. Таким образом, по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев 2013 года надо будет представить в отделение ПФР формы СЗВ-6-4, АДВ-6-5 и АДВ-6-2. Последняя - это знакомая по прошлым годам опись сведений, передаваемых страхователем.

В новой СЗВ-6-4 нужно будет указать, в частности, суммы:

- выплат, являющихся объектом обложения взносами, с разбивкой по месяцам квартала и выделением сумм, которые "вписываются" в предельную базу по взносам и превышают ее. Сюда не входят выплаты за работы, дающие право на досрочную пенсию, которые облагаются взносами по одному из двух дополнительных тарифов;

- выплат за работы, дающие право на досрочную пенсию, с разбивкой по месяцам квартала;

- взносов в ПФР, начисленных в течение квартала на выплаты, не превышающие предельную базу, и уплаченных в Фонд, с разбивкой на страховую и накопительную части.

Также в СЗВ-6-4 отражаются сведения о периодах работы человека за месяцы квартала. Они заполняются аналогично сведениям из давно действующей формы СЗВ-1. Но есть важное уточнение: в СЗВ-6-4 данные, служащие основанием для досрочной пенсии, вносятся, только если в течение квартала за работника уплачивались взносы по дополнительному тарифу. Если взносов не было, коды особых условий труда или оснований для досрочного назначения пенсии в СЗВ-6-4 не проставляются.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2013, N 02

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО: ПРИМЕНЯЕМ ПОСЛЕДНИЕ ПОПРАВКИ

Дыбов А.И.

Судя по письмам Минфина, весь I квартал этого года организации - плательщики налога на имущество никак не могли поверить в свое счастье, которое принесли новогодние поправки. Как вы знаете, согласно изменениям движимое имущество, принятое к бухучету начиная с 1 января 2013 года, не облагается этим налогом.

Но российские налогоплательщики - люди осторожные. Они привыкли к тому, что у них постоянно что-то забирают, и, когда происходит наоборот, это скорее повод заподозрить неладное, чем обрадоваться. Оттого и пришлось финансовому ведомству отвечать на письма такого рода: "Неужто правда, что "движимость" больше не облагается налогом? СОВСЕМ не облагается? Может, хотя бы чуть-чуть?"

Люди сомневались во всем. Некоторые спрашивали, зависит ли налогообложение движимого имущества от года, в котором оно произведено. Ответ - нет. Другие интересовались, имеет ли значение дата приобретения "движимости". Ответ - нет. Третьи гадали: если одна организация приняла ОС к бухучету до 2013 года, амортизировала его, а затем в 2013 году продала, то не надо ли покупателю, часом, включать стоимость ОС в налоговую базу? И снова ответ - нет. Значение имеет только одно: когда "движимость" принята к бухгалтерскому учету в вашей компании.

А стороны договоров лизинга, заключенных до 2013 года, увидели в нововведении возможность вполне законной налоговой оптимизации. Допустим, по договору лизинга, подписанному в 2012 году, дорогостоящее оборудование учитывается на балансе лизингодателя и, естественно, облагается налогом на имущество. Если в 2013 году подписать дополнительное соглашение, по которому оборудование "переезжает" на баланс лизингополучателя, то "дателю" больше не придется делиться с регионом налогом на имущество, а получатель не будет платить его изначально.

Когда Минфин спросили, так ли это, министерство в Письме N 03-05-05-01/3372 отделалось общими словами. Мол, "движимые" ОС, принятые к учету начиная с 1 января 2013 года, не объект обложения, а балансодержатель лизингового имущества определяется по взаимному соглашению. Нежелание Минфина давать прямой ответ объяснимо: это будет карт-бланш на законную налоговую экономию. Но уже одно то, что чиновники не стали ничего запрещать, показывает: задуманное сторонами договора лизинга работает.

Одновременно, в связи с освобождением "движимых" ОС от обложения налогом на имущество, на первый план вышли спорные вопросы, связанные с принятием к учету объектов недвижимости. Так, Письмом N 07-02-06/260 Минфин напомнил: объект становится ОС независимо от оплаты и наличия госрегистрации права собственности на него. В то же время, пока недвижимость не доведена до состояния, пригодного к использованию, это не ОС, уточняют чиновники в Письме N 03-05-05-01/3265. Конечно, авторы разъяснений это не сами придумали, все следует из ПБУ 6/01. Да и Президиум ВАС в Информационном письме N 148 еще в 2011 году отметил: если недвижимость требует доработки, затраты в нее учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". И только после окончания всех работ объект принимается к учету в качестве ОС, а его стоимость переводится на счет 01 "Основные средства".

Но не все разъяснения Минфина по налогу на имущество были приятными. Например, в Письме N 07-02-06/247 чиновники решили усидеть на двух стульях и написали, что лифт, система вентиляции и прочее подобное имущество являются отдельными объектами ОС и одновременно их стоимость при исчислении налога на имущество входит в налоговую базу наравне со стоимостью всего здания.

Простите, как это? Объекты ОС отдельные, но облагаем их оптом? Удивляют и ссылки Минфина на Технический регламент о безопасности зданий и сооружений как на основание утверждать, что лифты, вентиляция и другое сходное имущество для целей бухучета составляют со зданием единый объект ОС. Позвольте, каким боком Техрегламент относится к бухгалтерскому законодательству? Все, что нам нужно, есть в ПБУ 6/01. Согласно ему, поскольку срок службы того же лифта существенно отличается от срока службы здания, это - отдельный объект ОС (в чем со мной согласен 9 ААС в Постановлении N 09АП-10737/2011-АК). А раз лифт - движимое имущество, то нечего его стоимости делать в базе по налогу на имущество. Если, конечно, организация принимает его к учету после 1 января этого года.

В то же время, если фирма решается отражать в бухучете лифт и иное подобное имущество как отдельные объекты ОС, она должна четко понимать: с ИФНС могут быть проблемы. Налог на имущество - полбеды, инспекторы также против того, чтобы такие объекты в налоговом учете амортизировались обособленно от здания. Претензия объяснимая: срок полезного использования лифта или вентиляционной системы намного меньше срока службы здания, а значит, фирма в ущерб госбюджету сможет быстрее учесть их стоимость в налоговых расходах. Дальше суд с неплохими, впрочем, шансами на победу.

С другой стороны, если в момент приобретения стоимость лифтов и других подобных устройств сформирует общую первоначальную стоимость здания, в дальнейшем затраты на их замену можно учесть как расходы на ремонт недвижимости, то есть единовременно. В общем, тут надо серьезно взвесить все "за" и "против", прежде чем принимать решение.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2013, N 02

О МЕТОДИКАХ РАСЧЕТА СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА

Гейц И.В.

Прежде чем начать считать средний заработок, важно определить, для каких целей он вам нужен. А то, чего греха таить, бывает, работник обращается в бухгалтерию за справкой о таком заработке, и там ее запросто ему дают, даже не интересуясь, для чего она понадобилась. Совсем свежий пример.

В прошлом году Президент издал один интересный Указ. В нем регионам рекомендовалось установить с 2013 года ежемесячные выплаты в размере регионального прожиточного минимума на ребенка до 3 лет нуждающимся семьям, в которых этот ребенок третий или последующий. И, как это у нас часто случается, многие субъекты РФ так и сделали. Тем более что федеральный бюджет согласился частично дотировать такую выплату.

Самое интересное здесь - это критерий "нуждаемости". Он зависит от среднедушевого дохода на каждого члена семьи. И, чтобы определить размер такого дохода, работнику, разумеется, нужна справка о заработке. Вот он и идет за ней в свою бухгалтерию. А какой заработок там должен быть указан, он порой и сам не знает. Может, средний, а может, нет.

Поэтому заранее поинтересуйтесь, зачем работнику нужна справка. И то, для каких целей исчисляется средняя зарплата, имеет принципиальное значение, поскольку для различных случаев существуют разные методики ее расчета. Основных методик две, обе хорошо вам известны. Раньше они были очень схожи, но вот уже третий год как довольно сильно отличаются друг от друга.

Итак, первая методика предназначена для случаев сохранения среднего заработка, когда того требует трудовое законодательство. Она регламентируется статьей 139 ТК и Постановлением Правительства от 24 декабря 2007 года N 922. По этой методике считаются отпускные, компенсация за отпуск, выходные пособия, оплачиваются дни командировки, донорские дни. Возмещаемые ФСС выплаты за 4 выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом надо рассчитывать тоже при помощи этих правил.

Сразу оговорюсь, что данная методика не касается одной большой категории. Это государственные гражданские служащие. Им на время отпуска, командировки и тому подобного выплачивается денежное содержание, которое рассчитывается в специальном порядке. Например, для федеральных служащих этот порядок установлен Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 года N 562. При этом зачастую перечень случаев, в которых госслужащим выплачивается денежное содержание, в этих специальных документах четко ограничен. Там написано, в каком порядке оплачиваются те же отпуск или командировка. А вот про оплату, например, донорских дней, 4 выходных для ухода за ребенком-инвалидом, дней нахождения на военных сборах ничего не сказано. Резонный вопрос: по каким правилам считать выплаты за эти дни? Многие бухгалтеры это делают по правилам статьи 139 ТК.

Мое мнение - это неверно. Для государственных гражданских служащих установлены свои специальные правила оплаты периодов, которые обычным работникам оплачиваются исходя из среднего заработка. Поэтому первая методика его расчета их не касается. Для них предусмотрен специальный порядок - вот им и надо пользоваться.

Вторая основная методика расчета средней заработной платы регламентирует порядок исчисления пособий по социальному страхованию. А именно: пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком, которые у нас определяются исходя из среднего заработка.

Здесь основополагающими нормами уже будут положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ и Постановления Правительства от 15 июня 2007 года N 375.

Но бывают случаи, когда для расчета средней зарплаты обе эти методики не подходят. Яркий пример - когда бывший работник обращается к вам за справкой о заработке для представления в органы службы занятости населения с целью получения пособия по безработице или стипендии на время профессиональной переподготовки.

Для расчета такого заработка существует своя собственная методика. Она утверждена Постановлением Минтруда от 12 августа 2003 года N 62 и во многом похожа на порядок исчисления среднего заработка по ТК. Но есть и отличия. Скажем, расчетным периодом здесь будут уже 3 календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения работника, а не 12.

Кстати, имейте в виду, что на федеральном уровне форма справки о среднем заработке для таких случаев не утверждена. Так что можете спокойно оформлять ее в произвольном виде.

Впрочем, некоторые регионы сами утверждают образец справки о среднем заработке для пособий по безработице. Но, даже если вы снабдите человека такой справкой не по форме, из-за этого отказать ему в пособии по безработице не имеют права. Хотя лучше, конечно, если есть специальная региональная форма, применять ее. Роструд разрешает оба варианта, посмотрите его Письмо от 8 ноября 2010 года N 3281-6-2.

Но, пожалуй, чаще всего бухгалтер сталкивается с просьбой работника выдать ему справку о размере среднемесячной заработной платы. Кроме того, есть случаи, когда работодателю самому необходимо определить размер такой зарплаты.

Скажем, нужно с работника взыскать сумму ущерба, который тот нанес организации. Но без согласия работника организация имеет право это сделать только в размере, не превышающем его среднемесячный заработок. А как его определить? Ни в Трудовом кодексе, ни в Постановлении N 922 методики расчета такого заработка нет. И очень многие, как мне известно, запросто в этой ситуации берут выплаты за сколько-то месяцев (12, 3 и так далее - на свое усмотрение) и делят их на это количество месяцев.

Но минуточку! Самостоятельно определять методику расчета средней заработной платы организации права никто не давал. Ни в одном документе оно не прописано. Поэтому мое мнение такое: если для какой-то ситуации требуется посчитать среднемесячный заработок, а специальной методики для этого случая нет (например, как для исчисления среднего заработка для органов занятости), считать следует по правилам Постановления N 922. То есть через средний дневной заработок работника.

Но здесь встает другой вопрос: на какое количество дней необходимо его умножать, чтобы средний дневной заработок превратился в среднемесячный? И тут надо различать две ситуации.

Первая - вам необходимо выплатить работнику средний заработок за месяц. Тогда берете посчитанную среднедневную заработную плату и умножаете ее на число дней в месяце, который надо оплатить.

Взять хотя бы выплачиваемые сокращенному работнику выходное пособие и среднемесячный заработок на период трудоустройства. Как вы знаете, и то и другое рассчитывается исходя из одной и той же величины среднедневного заработка, потому что период сохранения зарплаты остается тем же - периодом безработицы.

Допустим, работник уволен 29 ноября. Как будем считать ему выходное пособие в размере среднемесячного заработка? Возьмем месяц после даты увольнения с 30 ноября по 29 декабря. Затем посчитаем количество рабочих дней, приходящихся на этот период. Пускай их там наберется дней 20. И умножим их на величину среднедневного заработка работника. Вот вам, пожалуйста, и среднемесячная заработная плата.

Однако здесь есть один нюанс. Размер такого заработка из месяца в месяц необязательно должен быть одинаковым.

Смотрите: предположим, по истечении 2 месяцев попавший под сокращение работник так никуда и не устроился. С подтверждающей это трудовой книжкой он приходит к бывшему работодателю и просит выплатить ему среднемесячный заработок за второй месяц безработицы. В нашем примере этот месяц приходится на период с 30 декабря по 29 января. Как организация должна посчитать заработок за этот месяц? Умножить уже известный размер среднедневного заработка на количество рабочих дней, которые пришлись на отрезок времени с 30 декабря по 29 января. Но как раз их-то в этом периоде гораздо меньше, поскольку в январе много выходных праздничных дней. А значит, и результат (то есть среднемесячный заработок) получится тоже меньше.

Для каких случаев определяется средний заработок Нормы, которыми установлены правила расчета
Для случаев его сохранения по ТК, в том числе для выплаты работнику среднемесячного заработка Статья 139 ТК РФ, Постановление Правительства от 24.12.2007 N 922
Для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком Закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ, Постановление Правительства от 15.06.2007 N 375
Для расчета пособий по безработице Постановление Минтруда от 12.08.2003 N 62

 

Конечно, работники возмущаются, ведь по логике на то он и среднемесячный заработок, чтобы быть одинаковым. Но организация ничего не нарушила. Она четко исполняет нормативный документ. И что примечательно, суды с таким подходом согласны.

И вторая ситуация - когда размер среднемесячного заработка необходим для каких-то других целей, а не для выплаты работнику. Например, для взыскания с него суммы ущерба. На сколько дней надо умножать средний дневной заработок?

По моему мнению, здесь надо посчитать среднемесячное количество рабочих дней, на которое следует умножать дневной заработок. Как это сделать?

По производственному календарю. То есть, если в 2013 году 247 рабочих дней, берем эту цифру и делим на 12 месяцев. Получается в каждом месяце в среднем 20,58 (247 дн. / 12 мес.) рабочего дня.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2013, N 02

Выпуски за другие дни

Подписаться на данный обзор