Содержание

НАЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ АМОРТИЗАЦИИ ПО НЕДВИЖИМОСТИ ДО 2013 Г.: ЗАВИСИТ ЛИ ОТ ГОСРЕГИСТРАЦИИ

Шаронова Е.А.

Все уже знают, что в гл. 25 НК РФ было внесено несколько поправок (по большей части благоприятных для организаций), вступивших в силу с 1 января. И две из них сняли вопрос о том, с какого момента надо начислять амортизацию по основным средствам, права на которые подлежат госрегистрации. Теперь в НК:

- нет нормы, предусматривающей, что эти основные средства включаются в амортизационную группу с даты подачи документов на госрегистрацию <1>;

- сказано, что и по таким объектам амортизацию нужно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода их в эксплуатацию, независимо от даты их госрегистрации <2>. То есть как и по всем другим основным средствам.

Но в конце прошлого года Высший арбитражный суд решил, что организациям и до внесения поправок в НК ничего не мешало по незарегистрированной недвижимости начислять амортизацию в общем порядке. Но если организации так делали, то сталкивались с претензиями налоговиков в виде доначисленного налога на прибыль из-за завышенной суммы амортизации. Так почему же возникали эти споры?

Минфин и налоговики: амортизация - только после подачи документов на госрегистрацию

Дело в том, что до 01.01.2013 в НК было сказано:

- начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию <3>;

- "недвижимые" ОС включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента подачи документов на госрегистрацию прав <1>.

Так вот, по мнению Минфина и налоговых органов, эти нормы в совокупности означали, что для начисления налоговой амортизации нужно было не только ввести "недвижимое" ОС в эксплуатацию, но и подать документы на госрегистрацию <4>.

Таким образом, амортизация по этим ОС должна была начисляться начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода их в эксплуатацию, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было получено подтверждение подачи документов на госрегистрацию прав <5>. Дату подачи документов на госрегистрацию подтверждает расписка <6>.

И были суды, которые разделяли эту точку зрения <7>. Правда ФАС Поволжского округа однажды решил, что по введенной в эксплуатацию недвижимости амортизацию следует начислять с месяца, которым датирована расписка, а не со следующего месяца, как считали Минфин и налоговики <8>.

ВАС: амортизация - после ввода недвижимости в эксплуатацию

Но большинство судов придерживалось мнения, что по ОС, подлежащим госрегистрации, начало начисления амортизации не зависит от даты подачи документов на госрегистрацию (то есть амортизация начисляется в общем порядке) <9>.

С этим согласился и ВАС <10>, указав, что:

- п. 11 ст. 258 НК РФ регулирует механизм распределения амортизируемого имущества по амортизационным группам в соответствии со сроками его использования. А вовсе не момент начала начисления амортизации;

- порядок расчета амортизации установлен в ст. 259 НК РФ, которая не предусматривает, что начисление амортизации зависит от факта подачи документов на госрегистрацию;

- то, что налогоплательщик не оформил право собственности на недвижимость, не может лишать его права на учет в расходах сумм амортизации по ней. Главное, чтобы объект был отражен в качестве ОС в учете (определена его первоначальная стоимость), введен в эксплуатацию и использовался в производственной деятельности.

Как начислять амортизацию по незарегистрированным ОС, введенным в эксплуатацию до 01.01.2013

Когда речь идет о купле-продаже недвижимости, то разрыв между датой ввода ее в эксплуатацию покупателем и датой подачи документов на госрегистрацию обычно небольшой. Другое дело - объекты, построенные силами самой организации для собственных нужд. В этом случае организации, как правило, не торопятся регистрировать такие объекты, но тем не менее используют их в своей деятельности. И вот у них разрыв между вводом в эксплуатацию и подачей документов на госрегистрацию может исчисляться годами.

И осторожные организации, чтобы не спорить с налоговиками, не начисляли налоговую амортизацию по таким объектам до их регистрации. А после появления решения ВАС и внесения с 01.01.2013 в НК РФ поправок возник вопрос: как теперь поступить? Возможны два подхода.

ПОДХОД 1. Руководствоваться решением ВАС. Причем сделать это можно по-разному.

ВАРИАНТ 1. Пересчитать налоговую базу за прошлые годы и подать уточненные декларации по налогу на прибыль <11>. То есть доначислить амортизацию за период с месяца, следующего за вводом недвижимости в эксплуатацию, и по декабрь 2012 г. включительно. Но при этом нужно помнить, что вернуть излишне уплаченный налог на прибыль можно только за 3 года со дня его уплаты <12>. То есть вы можете вернуть налог за 2009 г. (уплачивался не позднее 28.03.2010 <13>), налог за 2010 г. (уплачивался не позднее 28.03.2011), налог за 2011 г. (уплачивался не позднее 28.03.2012) и, разумеется, за 2012 г. (уплачивается не позднее 28.03.2013). Но этот вариант будет невыгоден организациям, которые ввели недвижимость в эксплуатацию до 01.01.2009, ведь суммы амортизации за 2008 и предыдущие годы будут безвозвратно потеряны.

В то же время, даже если этот вариант не понравится налоговикам (они будут стоять на своем: мол, до 01.01.2013 нельзя было амортизировать незарегистрированную недвижимость и ВАС нам не указ), вам ничего не грозит. Разве что они откажутся возвращать переплаченный налог на прибыль. И тогда вы сможете на вполне законных основаниях со ссылкой на ВАС оспорить этот отказ в суде. И суд наверняка вас поддержит и обяжет налоговиков вернуть налог.

ВАРИАНТ 2. Сумму доначисленной амортизации за прошлые годы учесть в расходах текущего - 2013 г., поскольку ошибка в расчете налоговой базы привела к переплате налога на прибыль <14>. Так как в ст. 54 НК РФ нет никаких ограничений по сроку исправления ошибок, то у вас наверняка появится желание учесть в расходах всю сумму начисленной амортизации (в том числе и за пределами 3 лет). Но если вы так сделаете, то это однозначно приведет к спору с налоговиками. Ведь Минфин считает, что и в текущем периоде можно исправлять ошибки не старше 3 лет <15>.

Кроме того, вариант 2 опасен еще и тем, что при проверке налоговики не будут учитывать позицию ВАС. Тогда они сочтут, что по нормам НК до 01.01.2013 нельзя было амортизировать незарегистрированную недвижимость, и доначислят вам налог, штраф и пеню. И хотя в суде вы, скорее всего, эти суммы "отобьете", терять на это время вряд ли стоит.

ПОДХОД 2. Начать начислять амортизацию с 01.01.2013. Ведь изменения в НК (о том, что факт госрегистрации прав на недвижимость не влияет на момент начисления амортизации) действуют именно с 01.01.2013 <16>.

Единственный момент, который надо учесть, - это определение срока полезного использования здания в целях налогообложения. Поясним на примере. Допустим, организация на своей территории своими силами построила склад. Ввела его в эксплуатацию в декабре 2010 г. Но поскольку до сих пор документы на госрегистрацию здания склада не поданы, то и амортизацию, руководствуясь разъяснениями контролирующих органов, организация не начисляла.

При этом срок полезного использования склада можно определить:

<или> как для нового ОС, то есть решить, что оно прослужит организации как минимум 20 лет и 1 месяц начиная с 01.01.2013. Напомним, что здания, как правило, входят в 8-10-ю амортизационные группы (со сроком службы свыше 20 лет <17>) и по ним амортизация начисляется линейным методом <18>;

<или> как для бывшего в эксплуатации ОС, то есть из установленного срока службы вычесть срок эксплуатации. В нашем примере получится, что начиная с 01.01.2013 здание склада организации прослужит еще 18 лет и 1 месяц (20 лет и 1 мес. - 2 года). И, исходя из установленного срока, уже можно начислять амортизацию по недвижимости до полного списания ее первоначальной стоимости на расходы.

С тем, что начать начислять амортизацию по уже эксплуатируемой недвижимости надо именно с 1 января, согласился и специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - Консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"С 01.01.2013 п. 11 ст. 258 НК РФ утратил силу. Таким образом, с этой даты амортизация по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации, может начисляться вне зависимости от того, поданы ли документы на их госрегистрацию. Следовательно, с 01.01.2013 организация вправе начать амортизировать незарегистрированную недвижимость исходя из ее первоначальной стоимости.

Однако организация 01.01.2013 не может единовременно учесть сумму амортизации, начисленной за предыдущий период эксплуатации. В этом случае при расчете нормы амортизации можно вычесть тот срок, в течение которого здание эксплуатировалось, но амортизация по нему на расходы не списывалась (в приведенном примере это 24 месяца (2011 и 2012 гг.)). Исходя из оставшегося срока эксплуатации здания и надо начислять амортизацию".

***

По незарегистрированной недвижимости, введенной в эксплуатацию до 2013 г., безопаснее всего начать начислять амортизацию с 01.01.2013 как по новому основному средству. В этом случае и у бухгалтера будет меньше хлопот, и у проверяющих не будет претензий.


<1> п. 11 ст. 258 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013)

<2> п. 4 ст. 259 НК РФ

<3> п. 4 ст. 259 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013)

<4> Письмо Минфина от 17.08.2012 N 03-03-06/1/421

<5> Письма Минфина от 14.02.2011 N 03-03-06/1/96, от 20.09.2010 N 03-03-06/1/598

<6> п. 6 ст. 16 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ; Письмо Минфина от 04.03.2011 N 03-03-06/1/116

<7> Постановление ФАС ЗСО от 05.10.2012 N А03-17670/2011

<8> Постановление ФАС ПО от 05.10.2012 N А65-34738/2011

<9> Постановления ФАС ВВО от 03.03.2011 N А28-93/2010; ФАС МО от 07.08.2012 N А40-87766/11-90-383; ФАС СКО от 28.08.2012 N А32-22683/2011; ФАС ЦО от 16.11.2010 N А35-10007/2009

<10> Постановление Президиума ВАС от 30.10.2012 N 6909/12

<11> п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ

<12> п. 7 ст. 78 НК РФ

<13> п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ

<14> п. 1 ст. 54 НК РФ

<15> Письма Минфина от 05.10.2010 N 03-03-06/1/627, от 04.08.2010 N 03-03-06/2/139

<16> п. 1 ст. 4 Закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ

<17> Классификация основных средств, утв. Постановлением Правительства от 01.01.2002 N 1

<18> п. 3 ст. 259 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 04

КАК ВЫПЛАТИТЬ ДИВИДЕНДЫ ПРИ СМЕНЕ УЧАСТНИКОВ И ВЫПЛАТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ДИВИДЕНДОВ

Мацепуро Н.А.

Законодательство разрешает компаниям выплачивать дивиденды участникам не только по итогам года, но и, например, ежеквартально <1>. И многие компании пользуются такой возможностью. Посмотрим, как в таких компаниях распределяется чистая прибыль по итогам года, если в течение года состав участников менялся и выплачивались промежуточные дивиденды.

Дивиденды распределяются между действующими участниками

Если вы выплатили участнику промежуточные дивиденды, а потом он вышел из состава участников, то ничего с него удерживать не надо. Ведь правом на получение от компании дивидендов обладают организации и граждане, имеющие статус ее участника на момент распределения дивидендов <2>. В АО лицо приобретает такой статус с момента включения в реестр акционеров <3>.

А в ООО <4>:

<если> доля приобретена у участника - с момента нотариального удостоверения сделки по отчуждению доли;

<если> доля приобретена у самой компании, либо куплена одним участником у другого в порядке преимущественного права, либо получена в результате увеличения уставного капитала за счет внесенного вклада и соразмерного уменьшения долей участников - с момента госрегистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ.

К приобретателю доли переходят все права и обязанности бывшего участника, возникшие до заключения сделки по отчуждению доли, в том числе и право на получение дивидендов <5>. То есть новый участник вправе получить дивиденды, если они еще не распределены, и за те периоды деятельности компании, когда он не был ее участником. А бывший участник уже не может претендовать на дивиденды, распределенные после отчуждения им своей доли. Это подтверждается и судебной практикой <6>. Соответственно, если решение о выплате дивидендов было принято, но потом участник, не получив их, вышел из состава участников, то он не утрачивает право на их получение.

На дивиденды по итогам года направляется остаток чистой прибыли

Если в течение года участникам выплачивались промежуточные дивиденды, то по итогам года распределить между ними можно лишь остаток чистой прибыли. То есть разницу между полученной и уже распределенной чистой прибылью.

Распределяется эта сумма между участниками, если иное не предусмотрено уставом, пропорционально размеру их долей в уставном капитале компании <7>. При этом никакого перерасчета ранее выплаченных дивидендов в связи с изменением количества или состава участников делать не нужно. Ведь дивиденды, в том числе и промежуточные, как мы уже сказали, выплачиваются действующим участникам. Поэтому лица, которые на момент принятия решения о выплате промежуточных дивидендов являлись участниками, получали эти дивиденды на законных основаниях. И ничего возвращать компании не должны.

***

Если участники компании считают, что описанные правила выплаты дивидендов несправедливы, они могут их изменить <8>. Например, могут прописать в уставе, что дивиденды выплачиваются только по окончании года. Кроме того, для ООО можно установить, что дивиденды выплачиваются участникам с учетом времени их фактического участия в компании в течение года. Но тогда сумма дивидендов, причитающихся, например, двум участникам с равными долями, один из которых является старым участником, а другой вошел в состав участников в течение года, будет разной. А потому проверяющие могут посчитать, что дивиденды выплачены непропорционально долям, и исчислить старому участнику налоги с излишне полученной суммы по общим, а не "дивидендным" ставкам <9>.


<1> п. 1 ст. 28 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ (далее - Закон N 14-ФЗ); п. 1 ст. 42 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ (далее - Закон N 208-ФЗ)

<2> п. 1 ст. 8 Закона N 14-ФЗ; п. 2 ст. 31, п. 2 ст. 32 Закона N 208-ФЗ

<3> п. 4 ст. 42, п. 1 ст. 44, п. 1 ст. 51 Закона N 208-ФЗ; ст. 29 Закона от 22.04.96 N 39-ФЗ

<4> пп. 2, 2.1 ст. 19, пп. 11, 12 ст. 21, п. 6 ст. 24 Закона N 14-ФЗ; Постановление 16 ААС от 02.08.2011 N 16АП-1956/11(1)

<5> п. 12 ст. 21, п. 1 ст. 8 Закона N 14-ФЗ

<6> Постановления Президиума ВАС от 11.10.2011 N 6568/11; ФАС СЗО от 23.03.2009 N А56-11686/2008

<7> пп. 1, 2 ст. 28 Закона N 14-ФЗ; пп. 1, 2 ст. 31, п. 1 ст. 32 Закона N 208-ФЗ

<8> п. 2 ст. 28 Закона N 14-ФЗ; п. 3 ст. 11, п. 1 ст. 42 Закона N 208-ФЗ

<9> Письмо Минфина от 30.07.2012 N 03-03-10/84; Постановления ФАС ВСО от 11.12.2012 N А78-261/2012; ФАС СЗО от 18.04.2012 N А13-13347/2010

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 04

МОЖНО ЛИ ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ В СВЕДЕНИЯХ О СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ?

Хорошавкина А.В.

В этом году сведения о среднесписочной численности работников за 2012 г. <1> надо было подать в налоговую инспекцию не позднее 21 января <2>. Но как быть, если вы, уже подав эти сведения, обнаружили ошибку? Можно ли подать уточненный расчет?

К нам в редакцию обратился читатель, у которого налоговые инспекторы отказались принять исправленные сведения, мотивировав это тем, что данная форма не предусматривает возможности корректировки. Хотя бухгалтер попытался сдать исправленные сведения 18 января (в пределах "бесштрафного" срока). Правы ли были инспекторы в этой ситуации?

О возможности и необходимости внесения изменений в налоговую декларацию говорится в ст. 81 НК. Сведения о среднесписочной численности - это не декларация. И отдельный порядок их корректировки в случае обнаружения в них ошибки нигде не прописан.

Видимо, инспекторы руководствовались принципом "все, что не разрешено, то запрещено". А о том, что все неясности в налоговом законодательстве должны трактоваться в пользу налогоплательщика <3>, почему-то забыли.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ТАРАКАНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

"Инспекторы, не приняв у налогоплательщика скорректированные сведения о среднесписочной численности, были, безусловно, не правы. Тем более что исправленные сведения были поданы до истечения срока их сдачи.

Бухгалтеру в такой ситуации можно рекомендовать повторно сдать сведения по установленной форме, направив их по почте. А в сопроводительном письме сообщить об устранении ошибки и отзыве ранее представленного документа".

Таким образом, инспекторы не имели права отказать организации в подаче уточненных сведений о среднесписочной численности.

***

Даже если вы направите исправленные сведения в ИФНС уже после 21 января, никакого штрафа быть не должно. Ведь сведения о среднесписочной численности (пусть и неправильные) вы сдали вовремя.


<1> утв. Приказом ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@

<2> п. 3 ст. 80, п. 7 ст. 6.1 НК РФ

<3> п. 7 ст. 3 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 04

В СЕРЕДИНЕ ГОДА ИЗМЕНИЛСЯ ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ? НАЛОГ СЧИТАЕМ ПО-НОВОМУ

Шаронова Е.А.

По нормам гл. 31 НК РФ для расчета земельного налога за конкретный год берется кадастровая стоимость участка на 1 января этого года и умножается на ставку налога. И только по участкам, сформированным в течение года, берется кадастровая стоимость на дату их постановки на кадастровый учет <1>. А как быть, если в течение года изменился вид разрешенного использования участка и это привело к изменению его кадастровой стоимости? Можно ли с даты изменения вида разрешенного использования рассчитывать налог исходя из новой кадастровой стоимости?

Минфин и ФНС: берем кадастровую стоимость на начало года

Ведомства считают, что такой вывод прямо следует из норм НК. И даже если в течение года изменяется вид разрешенного использования участка (и, как следствие, его кадастровая стоимость), а собственник остается прежний, это не влияет на сумму налога за этот год. То есть для расчета налога нужно брать кадастровую стоимость, установленную для того вида разрешенного использования, который был у организации на 1 января <2>.

ВАС с контролирующими органами не согласен

Конечно, это не нравилось организациям, у которых из-за изменения вида разрешенного использования участка кадастровая стоимость уменьшалась. И одна из таких организаций в споре с налоговиками дошла до ВАС, который ее поддержал. По его мнению, отсутствие в гл. 31 НК нормы, регулирующей порядок определения налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования участков, не препятствует исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования <3>. Более того, ВАС указал, что организация не нарушала требования п. 1 ст. 391 НК РФ. Ведь по спорным участкам за период с 01.08.2010 по 31.12.2010 она использовала данные о кадастровой стоимости, утвержденные органом исполнительной власти субъекта РФ <4> именно на 01.01.2010. Просто она взяла стоимость, которая действует для нового вида разрешенного использования, а не первоначального.

***

Поскольку от вида разрешенного использования участка зависит и ставка налога <5>, то вполне вероятно, что при его изменении в течение года может измениться и ставка. Тогда за оставшуюся часть года налог надо будет рассчитывать исходя из нового вида использования и новой ставки.


<1> ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ

<2> Письма Минфина от 05.10.2012 N 03-05-05-02/101; ФНС от 28.07.2008 N ШТ-6-3/531@

<3> Постановление Президиума ВАС от 06.11.2012 N 7701/12

<4> см. Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П

<5> ст. 394 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 04

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО-НОВОМУ: ОФИСЫ НЕ АТТЕСТУЕМ

Мошкович М.Г.

26 февраля

Приказ Минтруда от 12.12.2012 N 590н

Минтруд внес изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда <1> (далее - Порядок), нацеленные на ослабление "аттестационного" бремени. Рассмотрим основные новеллы.

(!) Наиболее принципиальная поправка - отмена требования об обязательной аттестации всех рабочих мест.

Теперь аттестация нужна, только если труд носит выраженный производственный (работы с оборудованием, механизмами, на транспорте и т.д.) либо вредный (опасный) характер (например, высотные или подземные работы) <2>. Это изменение, безусловно, сократит затраты организаций и предпринимателей на аттестацию.

Но есть риск ошибиться с выбором, какое рабочее место подлежит аттестации, а какое нет. За ошибку может наказать трудовая инспекция. Кроме того, методика расчета скидок и надбавок по взносам "на травматизм" исходит из того, что аттестуются абсолютно все рабочие места <3>.

(+) Иначе регулируется и вопрос о повторной аттестации. Ее необходимо проводить - как и ранее, не реже одного раза в 5 лет - только в следующих случаях <4>:

- работа предполагает обязательный медосмотр (отсюда следует, что и первичная аттестация таких мест тоже нужна);

- ранее была зафиксирована "вредность". Если же по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными, то повторную аттестацию планировать уже не нужно.

(?) Исключены из списка подлежащих аттестации рабочие места, где сотрудники пользуются только компьютерами, ксероксами (для нужд организации) и другой офисной оргтехникой <2>. Однако у ПК-пользователей может быть "вредность", установленная ранее проведенной аттестацией. В связи с этим есть вероятность, что налоговики усомнятся в правомерности учета затрат на компенсации таким работникам в "прибыльных" расходах и применения льгот по НДФЛ <5>. Напомним также, что медосмотры для тех, кто работает на ПК более 50% рабочего времени, остаются обязательными <6>.

(!) Введены дополнительные основания для проведения внеплановой аттестации <7>. Таковыми являются требования:

- работника;

- первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

- инспекции труда.

Причем какие-либо основания или аргументы для таких требований не оговариваются, что может поставить работодателя в сложное положение, особенно в первых двух случаях.

(+) Срок проведения аттестации вновь организованного рабочего места увеличен - теперь он составит год с момента создания (ранее - 60 дней с момента ввода в эксплуатацию) <2>.

Как видим, поправки вызывают много вопросов. Мы обратились с ними в Роструд и обязательно расскажем о комментариях, которые дадут нам специалисты ведомства.


<1> утв. Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 N 342н

<2> п. 4 Порядка

<3> Методика, утв. Приказом Минтруда от 01.08.2012 N 39н

<4> п. 8 Порядка

<5> Письмо ФНС от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@

<6> п. 3.2.2.4 приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н; п. 13.1 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03

<7> п. 47 Порядка

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 05

ОТЧЕТНОСТЬ С УБЫТКОМ: НАДО ЛИ ЧТО-ТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ И КАК (Способы скрыть убыток фирмы от посторонних глаз)

Бугаева Н.Г.

Ни одна компания не застрахована от убытков. А отрицательные результаты могут многих заинтересовать: руководство, учредителей, инвесторов, кредиторов и, конечно, налоговиков. Организациям, убыточным 2 года и более, впору готовиться к убыточной комиссии, а потом и к выездной проверке <1>. Тем же, кто впервые показывает убыток, грозит только повышенное внимание контролеров. Но даже этого не хочется. Так можно ли убрать убыток или по крайней мере уменьшить его?

Уменьшаем убыток в "прибыльной" декларации за 2012 г.

Можно либо подождать с учетом некоторых "прибыльных" расходов, либо найти какие-то резервные доходы. Конечно, лучше было бы заниматься этим еще до наступления 2013 г. Но и сейчас вы можете:

1) не создавать на 2013 г. резервы на оплату отпусков, на выплату вознаграждения за выслугу лет, на ремонт ОС, на гарантийный ремонт, по сомнительным долгам. Поскольку их отражение в налоговом учете - право организации, а не обязанность <2>. Не использованные по состоянию на 31.12.2012 остатки резервов нужно будет учесть во внереализационных доходах <3>. Так можно поступить, если вы не упоминали о создании этих резервов в своей учетной политике на 2013 г. или упоминали, но по каким-то причинам не сдавали ее в ИФНС и теперь готовы ее "подкорректировать". Ведь контролеры выступают против внесения таких изменений в налоговую политику в течение года <4>;

2) отказаться от применения амортизационной премии <5>. Здесь тоже не обойдется без исправлений в учетной политике;

3) при наличии убытков прошлых лет не учитывать их в расходах или учесть малую их часть. Но срок переноса убытков ограничен 10 годами <6>;

4) не учитывать некоторые расходы для целей налогообложения прибыли вовсе или попытаться перенести их на будущее.

Первые три метода - это внутренняя кухня вашей компании, поэтому они относительно безопасны. А последний метод, хотя и доступен каждому, самый рискованный, если речь идет о переносе расходов.

Обычно перенести расходы на будущее пытаются, "создав" искусственные ошибки. Вроде как тогда расходы не заметили, а в следующем году, когда появились доходы, увидели и расходы. Но, по мнению ФНС, отражение таких всплывших расходов текущим периодом допустимо, только если невозможно определить период совершения ошибки <7>. А вот Минфин настроен более лояльно и считает, что так можно сделать и в случае, когда период совершения ошибки установлен, но из-за ошибки был уплачен излишний налог <8>. То есть необходимо добиваться того, чтобы тот период, с которого переносится расход, стал даже не "нулевым", а прибыльным. Только тогда можно будет воспользоваться данной нормой <9>.

На практике успешно учитывать расходы в более поздних периодах организациям уже удавалось. Так, компания смогла доказать, что обнаружила расход 4-летней давности в текущем периоде, поскольку только сейчас провела сверку задолженности с контрагентом, благодаря которой и стало известно о неучете расходов <10>. Можно взять это на вооружение.

Вместе с тем все знают требование НК, согласно которому расходы должны признаваться в том отчетном периоде, к которому они относятся <11>. И к примеру, как следует из одного судебного решения, налоговикам не понравилось, что договор на выполнение работ был заключен в 2009 г., а расходы по нему признаны только в 2010 г. Организация отстояла свою правоту, лишь представив счет-фактуру и подписанные акты выполненных работ, датированные тоже 2010 г. <12>

"Улучшаем" бухотчетность

А бывает, что директор, узнав об убытке за прошедший год, срочно просит бухгалтера как-нибудь поправить цифры в балансе. Причины для этого могут быть самые разные: собственники попросили или руководство планирует взять кредит. Тогда можно поскрести по сусекам и, к примеру, убрать некоторые суммы из резерва по сомнительным долгам, переоценив их, и тем самым "улучшить" дебиторку. Но обратите внимание: в бухучете нельзя избавляться от обязательных резервов. Поэтому "срезать", например, резервы по отпускам недопустимо.

За нарушение правил ведения бухгалтерского учета на бухгалтера может быть наложен штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб. <13>

Иногда еще поступают так (хотя мы этого не советуем):

- не отражают некоторые расходы в виде стоимости приобретенных работ (услуг) в том периоде, к которому они относятся. Так можно поступить, если вы не проставили на акте дату, когда подписывали его со своей стороны. Но на деле этот вариант приводит к недостоверности вашей отчетности;

- относят часть расходов на расходы будущих периодов (счет 97). С недавних пор на этом счете могут отражаться только активы и очень ограниченный набор расходов <14>. Но некоторые бухгалтеры по старой памяти записывают туда все подряд.

Абсолютно безопасных способов радикально исправить бухотчетность нет. Внести небольшие коррективы бухгалтеру под силу, но серьезно перекраивать отчетность не надо. Тем более что штрафы за нарушение правил учета никто не отменял, а за искажение отчетности ради получения кредита могут привлечь и вовсе к уголовной ответственности <15>.

***

Не забывайте еще о таком простом и законном способе увеличить доходы, а следовательно, уменьшить и бухгалтерский, и налоговый убыток, как своевременное списание кредиторки с истекшим сроком давности <16>.


<1> приложение N 1 к Приказу ФНС от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@; п. 2 разд. 4 приложения N 1 к Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@

<2> пп. 1, 6 ст. 324.1, п. 3 ст. 260, п. 1 ст. 267, п. 3 ст. 266 НК РФ

<3> п. 7 ст. 250 НК РФ

<4> Письма Минфина от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594; УФНС по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/059211@.2

<5> п. 9 ст. 258 НК РФ

<6> пп. 1, 2 ст. 283 НК РФ

<7> п. 1 ст. 54 НК РФ; Письмо ФНС от 17.08.2011 N АС-4-3/13421

<8> Письма Минфина от 23.01.2012 N 03-03-06/1/24, от 25.08.2011 N 03-03-10/82

<9> Письмо Минфина от 11.08.2011 N 03-03-06/1/476

<10> Постановление ФАС МО от 06.07.2012 N А40-102301/11-75-423

<11> ст. 272 НК РФ

<12> Постановление ФАС УО от 24.12.2012 N Ф09-12795/12

<13> ст. 15.11, п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ

<14> п. 65 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 N 34н; п. 16 ПБУ 2/2008; п. 39 ПБУ 14/2007

<15> ст. 159.1 УК РФ

<16> ст. 196 ГК РФ; п. 7 ПБУ 9/99; п. 18 ст. 250 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 05

Выпуски за другие дни

Подписаться на данный обзор