Развиваем мышление. Техника «6 шляп».

Развиваем мышление. Техника «6 шляп».

Учимся правильно мыслить

Представьте себе рабочее совещание, на котором обсуждаются разные способы решения новой, комплексной задачи. Скорее всего, вы представили дискуссию, в которой каждый отстаивает свою точку зрения.

Эдвард де Боно — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, отмечал, что в полемике зачастую побеждает мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает все аспекты ситуации и интересы команды. В своей книге «Шесть шляп мышления» (англ. «The Six Thinking Hats») он описал технику, основанную на разделении процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. При таком подходе разные мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются. В результате получается очень эффективный способ организации мышления и решения творческих задач.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисование разноцветными карандашами. Полная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно «надеты» все шесть шляп.

Белая шляпа мышления — это нейтральное и объективное рассмотрение фактов и цифр, запрос информации в чистом виде, без оценок и интерпретаций. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении количественных данных. Пытаемся понять, что известно, а какой информации недостаёт.

Красная шляпа позволяет проявить интуицию и эмоции, не обязывая обосновывать или объяснять их. Интуитивные догадки и ощущения, основанные на опыте, вкусе, эстетическом чувстве, бывают важны не меньше, чем цифры и факты. Все успешные ученые, успешные предприниматели и успешные руководители обладают способностью «чувствовать» ситуацию. Полезно еще раз надеть красную шляпу на завершающей стадии обсуждения: нравится ли эта идея настолько, чтобы продолжать с ней работать? Достаточно ли у команды энтузиазма, чтобы воплотить в жизнь принятое решение?

Черная шляпа – шляпа пессимиста, надевая ее, мы отвечаем на вопрос «Почему это не будет работать?». Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков и трудностей. Но поскольку все эмоции уже были высказаны, когда была надета красная шляпа, для черной остаются только логически обоснованные отрицательные доводы. Надо сказать, что большинство из нас очень легко чувствуют себя в черной шляпе, это привычный нам способ мышления.

Желтая шляпа является противоположностью черной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Надеваем желтую шляпу и выделяем сильные стороны и преимущества каждого решения. Ценность и выгода не всегда бывают очевидны. Так работают предприниматели: они видят ценность там, где другие ее еще не заметили. Желтая шляпа – это шляпа конструктивного мышления и повышения эффективности: дорабатывайте, развивайте, модифицируйте имеющиеся предложения, чтобы увеличить их привлекательность. Еще одна функция желтой шляпы — исследовать позитивный эквивалент риска, который мы называем возможностью. Сформулируйте и оцените максимально возможную пользу от идеи. Если выгода невелика даже при осуществлении наилучшего сценария, значит, такая идея не стоит того, чтобы быть реализованной.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Привыкнув решать школьные задачи, мы обычно перестаем думать, как только находим решение. Однако реальная жизнь отличается от школьных задач. Обычно существует не один, а много ответов. Некоторые решения подходят больше, чем другие: они более надежны, более реальны или требуют меньших затрат. Нет никаких причин полагать, что первый найденный нами ответ лучше других возможных. Когда мы рассматриваем альтернативы и ищем другие решения, мы можем выбрать самое лучшее из них. Для генерации новых идей используйте мозговые штурмы и другие инструменты активизации творческого мышления. Зеленая шляпа дает нам время и возможность проявить свой творческий потенциал.

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Она служит для определения проблем и постановки вопросов. Это шляпа управления процессом обсуждения – ее «носит» организатор: ставит цели в начале и подводит итог работы в конце, даёт слово каждому, следит за соблюдением регламента, ведет список найденных альтернативных решений, пресекает споры. Он определяет, в какой момент нужно надеть ту или иную шляпу, чтобы сфокусировать обсуждение.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. Техника «6 шляп» делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

По материалам книги Э. де Боно «Шесть шляп мышления»