Как провести мозговой штурм?

Как провести мозговой штурм?

Учимся генерировать идеи в команде

Мозговой штурм – метод командной работы, направленный на поиск нестандартного решения конкретной задачи. Он подойдет, если нужно придумать что-то новое и необычное, найти выход из тупика, придать новый импульс устоявшимся процессам.

Мозговой штурм обычно проводится в 3 этапа:

1. Подготовка. Постановка задачи, формирование рабочей группы, выработка регламента и создание творческой атмосферы.

2. Генерация идей. Это самый важный этап мозгового штурма, цель которого – получить максимальное количество разнообразных идей решения задачи. Главное условие на этом этапе – не оценивать поступающие идеи.

3. Выработка решения. Поступившие идеи обсуждаются, уточняются, комбинируются, конструктивно критикуются. Решение принимается на основе рациональной оценки.

Чтобы мозговой штурм состоялся, нельзя исключить ни один этап. Правильная подготовка и организация позволят запустить процесс генерации и получить максимальное количество нестандартных идей, а рациональный анализ приведет к выбору наиболее эффективного решения. Наши советы помогут организовать работу максимально продуктивно.

На этапе подготовки

  • Определите участников мозгового штурма. Если вы выбираете тему командного проекта, то логично, чтобы участвовала вся команда. Если нужно найти решение в узкой профессиональной области, то зовите специалистов, чтобы не тратить время на объяснение сути вопроса. Если нужен свежий взгляд на проблему, позовите в команду человека другой профессии и интересов, но потратьте время на его «погружение» в тему.
  • Четко сформулируйте вопрос, который предстоит решить во время встречи, и заранее сообщите о нем всем участникам. Таким образом процесс обдумывания уже запустится, а общее обсуждение поможет ему развиться и выйти на новый уровень.
  • Договоритесь о тайминге. Времени должно быть достаточно, чтобы никуда не спешить, но и не слишком много, чтобы не устать и не отвлекаться.
  • Позаботьтесь о том, чтобы участники мозгового штурма чувствовали себя комфортно: комната с достаточным уровнем освещения и доступом свежего воздуха, удобные кресла и возможность двигаться, вода, средства для фиксации идей - доски, стикеры, маркеры. Если вы собираетесь онлайн, протестируйте качество звука и картинки.
  • Договоритесь о регламенте: как выступаем, как обсуждаем, по каким критериям отбираем лучшие идеи, как принимаем окончательное решение.
  • Назначьте ведущего. Ведущий не участвует в обсуждении, но отвечает за то, чтобы в группе поддерживалась творческая и бесконфликтная атмосфера и строго соблюдался регламент.

На этапе генерации идей

  • Перед началом штурма, особенно если участники встречи не очень хорошо знакомы друг с другом, ведущий может провести «разогрев» - любую игру, «включающую» творческое мышление: ассоциации, друдлы, называние как можно большего количества предметов на заданную букву и т.д.
  • Еще раз как можно подробнее представьте суть проблемы и цель обсуждения, убедитесь в том, что нет недопонимания среди участников.
  • Начинайте штурм. Если участникам трудно начать, то ведущий может попросить сначала записать свою идею на стикере, а потом озвучить ее. Можно предлагать любые идеи – фантастические, нелепые, абсурдные – главное, чтобы запустился активный процесс генерации.
  • Все участники штурма должны предлагать свои идеи. Здесь нет иерархии, все участники равны и все работают на общий результат.
  • Идеи не обсуждаются! На этапе генерации недопустимы ни критика, ни похвала. Любая оценка может выбить группу из состояния творческого потока. Ведущий строго следит за выполнением этого условия.
  • Для расширения диапазона идей попробуйте применить различные техники: поставить себя на место ваших клиентов, представить, что ваши возможности ничем не ограничены, что вы находитесь в прошлом или в будущем, в другой стране или ландшафте.
  • Все идеи фиксируются на доске с помощью маркеров или стикеров. Ведущий может не успевать записывать все идеи, поэтому возможность записать свою идею должна быть у каждого участника.

На этапе обсуждения и выработки решения

  • Когда сбор идей закончен, участники с помощью ведущего группируют, классифицируют и оценивают идеи. О регламенте выступлений, критериях классификации и оценивания группа договорилась на старте, помните?
  • Здесь важно задавать вопросы, обсуждать, прояснять, конструктивно критиковать. Чтобы поддерживать атмосферу бесконфликтного творческого обсуждения, начинать свое выступление можно словами «Да, согласен, а еще…»
  • В процессе обсуждения самые слабые идеи отсеиваются, лучшие - выносятся на этап принятия решения. Окончательный выбор можно сделать и путем обсуждения, и голосованием.
  • Заключительная часть мозгового штурма - анализ возможностей и перспектив реализации идей. Здесь важно переключиться с творческого на рациональное мышление. Поэтому часто анализ проводится на следующий день и даже другими людьми.

Основные правила проведения мозгового штурма остаются справедливыми и для работы онлайн. Более того, в таком формате можно даже найти некоторые преимущества. Участники могут независимо друг от друга и одновременно записывать свои идеи на виртуальной доске, которая есть почти в каждой программе для совместной командной работы. Все идеи сразу фиксируются, нет опасности перебить другого участника, нет ощущения, что кто-то главнее. Время, которое мы можем провести, активно работая онлайн, не превышает часа-полутора. Такое ограничение повышает отдачу участников. Главное – выбрать время встречи так, чтобы все были бодры и активны.

Мозговой штурм – это мощный инструмент командной работы. Соблюдайте правила его проведения и получайте наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Документ КонсультантПлюс по теме: Юридическая техника: Учебник. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. ("Юстицинформ", 2014)