Ловушки мышления: можно ли их избежать?

Ловушки мышления: можно ли их избежать?

Изучаем основные виды когнитивных искажений

Когнитивные искажения или «ловушки мышления» –– распространенные ошибки восприятия, интерпретации и оценки информации, которые обусловлены устройством нашего мозга, предубеждениями и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами. Когнитивные искажения приводят к тому, что мы переоцениваем себя, неправильно оцениваем других, принимаем неправильные решения. Можно ли избежать ловушек мышления? Полностью – нет. Но если знать о ловушках и стараться их замечать, то можно уменьшить их влияние на то, как мы анализируем информацию и принимаем решения.

Ученые описали уже несколько десятков различных типов когнитивных искажений. Мы расскажем о самых распространенных, чтобы начать практиковаться в их распознавании прямо сейчас.

«Эффект слепого пятна» назван так по аналогии с нечувствительной к свету областью сетчатки глаза. Мы легче обнаруживаем недостатки у других, чем у себя.

Я всегда мыслю рационально и не допускаю когнитивных искажений!

Я опаздываю на встречу только в исключительных случаях.

Наша необъективность по отношению к самим себе замечена давно: помните пословицу о соломинке в чужом глазу и бревне в своем? Стараемся оценивать себя чуть объективнее.

Иллюзия контроля. Нам кажется, что мы можем влиять на те или иные события, которые объективно от нас не зависят.

Я не буду ложиться спать, пока ты не доберешься до места.

Нет-нет, я сам выберу лотерейный билет, чтобы наверняка выиграть!

На самом деле, многие события происходят независимо от нашей воли и эмоций. Помним об этом и не тратим попусту свои силы.

Ретроспективные искажения. При анализе прошлого мы чаще воспринимаем свой выбор как более правильный. А еще мы считаем, что исход событий был предопределен именно так, как казалось нам, хотя в точке принятия решения оба исхода были равновероятными.

Ну, я же говорила, надо было сразу обратиться к этому специалисту!

В своем прогнозе я описывал этот сценарий как возможный. К сожалению, так и случилось.

Стараемся помнить о том, как на самом деле выглядела ситуация, когда мы делали выбор.

Эффект ореола. Мы уверены, что оцениваем людей так, как они заслуживают. Но на самом деле, чем симпатичнее нам человек, тем больше позитивных качеств мы будем ему приписывать.

Я выберу этого специалиста, видно по фотографии, что он профессионал!

Вы тоже увлекаетесь нумизматикой?! Вы приняты!

Об этом когнитивном искажении обязательно надо помнить при принятии судьбоносных решений, например, в суде или при приеме на работу. Выключаем эмоции, стараемся оценить конкретные поступки, черты характера, навыки.

Проклятие знаний. Более информированному человеку чрезвычайно сложно встать на позицию неинформированных людей и оценить проблему с их точки зрения. Общаясь с другими людьми, мы неосознанно предполагаем, что наши собеседники обладают достаточными знаниями, чтобы понять наши объяснения.

Почему вы потратили столько времени на составление этого документа? Что там сложного?

Интерфейс нашего приложения интуитивно ясен, освоить его не составит труда.

Накапливая знания, стараемся не забыть, каково это – быть новичком.

Ошибка выжившего. Мы часто делаем выводы на основе доступных нам данных, которые описывают ситуацию только с одной стороны, хотя не менее важная информация может содержаться и в тех данных, которые мы не рассматриваем. Классическая иллюстрация этой ловушки - пример с дельфинами, которым приписывается необыкновенный ум и доброта.

Это убеждение основано на рассказах тонувших пловцов, которых дельфины толкали к берегу. Но ведь мы лишены возможности услышать рассказы тех, кого они толкали в другую сторону! Громкие истории успеха или оценка продукта на основе негативных отзывов – распространенные примеры фокусировки на известном и игнорировании неизвестного, но существующего.

- Я просто жалкий неудачник! Десять дизлайков под постом!

- А сколько человек прочитали?

- Двести.

Одинаково внимательно рассматриваем все возможные исходы - как истории успеха, так и истории поражений.

Эвристика доступности. Когда нам нужно сделать выбор, оценить вероятность того или иного события, подобрать аргумент для подтверждения какого-либо тезиса, мы опираемся на то, что легче вспомнить или представить себе: события, которые активно освещались в СМИ, громкие заявления популярных личностей, товары из рекламных роликов, историю с другом, случившуюся недавно… Именно доступные примеры кажутся нам наиболее вероятными, хотя на самом деле они просто более доступные.

Я боюсь летать на самолетах, лучше поеду на машине, дольше, но безопаснее.

Я пойду сдавать экзамен к новому преподавателю, Вася сдал ему на «пятерку»!

Как избежать этой ловушки? Доверять только фактам, изучать статистику, искать противоположные примеры. А потом принимать решение.

Помнить о ловушках мышления и стараться распознавать их полезно всегда: и в обычной жизни, и в профессиональной. Отслеживание возможных когнитивных искажений – неотъемлемая часть критического мышления. Но не попадайте в другую ловушку – видеть ловушки везде!

Документ КонсультантПлюс по теме: Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 14.07.2022) "О средствах массовой информации"