Эмоциональный интеллект: почему это важно и как его прокачать

Эмоциональный интеллект: почему это важно и как его прокачать

Чем выше ваш EQ, тем больше шансов на успех

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать свои и чужие эмоции, намерения, мотивацию, желания и использовать эту способность для выстраивания эффективного взаимодействия с другими людьми.

Эмоциональный интеллект не менее важен для личного успеха, чем большой багаж знаний и умение логически мыслить. Ведь человек с высоким эмоциональным интеллектом понимает свои эмоции и умеет их регулировать, знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми, умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими, не поддается стрессу и поддерживает настрой на достижение цели. Согласитесь, каждый из нас хотел бы быть таким человеком и работать под руководством такого руководителя. К счастью, человек может развивать свой эмоциональный интеллект на протяжении жизни.

Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет несколько важных умений человека с высоким EQ и дает советы, как их развивать.

1. Осознавать свои чувства и эмоции. С вопроса «Что я чувствую сейчас?» начинается путь к развитию эмоционального интеллекта. Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев. Научившись распознавать эмоцию, подумайте, что стало причиной ее появления. А затем постарайтесь направить эмоцию себе во благо, сделать эмоцию полезной.

2. Делать паузу, прежде чем говорить или действовать. Совет, который бывает трудно применить на практике, но следование ему поможет вам воздержаться от обещания или решения, основанного на сиюминутных эмоциях.

3. Контролировать свои мысли и реакции. Вы не можете контролировать эмоции, которые испытываете в данный момент. Но вы можете контролировать свою реакцию на эти эмоции, концентрируясь на своих мыслях. Как писал Мартин Лютер, «Мы не можем запретить птицам пролетать над нашей головой, но мы не позволим им садиться нам на голову и вить на ней свои гнезда…»

4. Использовать критику как возможность что-то улучшить. Никто не получает удовольствия, когда его критикуют. Но можно осознанно стремиться каждый раз спрашивать себя: «Как это может сделать меня лучше?» А если критика необоснованна, то спокойное обсуждение претензий поможет вам понять ход мыслей коллеги и сохранить хорошие отношения.

5. Проявлять эмпатию. Эмпатия не означает согласие с точкой зрения другого человека, скорее, это стремление к пониманию, способность увидеть ситуацию глазами другого человека, понять его мысли и чувства. Способность проявлять эмпатию, безусловно, помогает наладить контакт с другими людьми.

6. Хвалить других. Все люди жаждут признания и благодарности. Когда вы хвалите других, вы удовлетворяете эту потребность и вдохновляете их быть лучшей версией себя.

7. Давать полезную обратную связь. Помогите коллеге понять, как выглядит более продуктивное и эффективное действие. Помните, что главные признаки качественной обратной связи – конкретность, безоценочность и своевременность.

8. Извиняться, признавать ошибки, прощать. Чтобы сказать, что вы сожалеете, нужны сила и мужество, все это знают и все это ценят. Извинение не всегда означает, что вы не правы, но оно показывает, что отношения вы цените больше, чем факт своей правоты. Когда вы прощаете, вы получаете возможность двигаться вперед, а не оставаться в заложниках у своих эмоций.

9. Выполнять свои обязательства. Если вы возьмете за правило держать свое слово - в больших и малых делах - вы создадите себе прочную репутацию надежного и достойного доверия человека.

10. Помогать другим. Один из самых лучших способов положительно повлиять на эмоции других людей – это помочь им. Подобные действия укрепляют доверие в команде и вдохновляют других следовать вашему примеру.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих». Дэвид Р. Карузо психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США)

Документ КонсультантПлюс по теме: Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014.