Учимся давать и получать обратную связь

Учимся давать и получать обратную связь

Простые правила, о которых стоит помнить каждому

В деловой среде термином «обратная связь» называют отзыв о том, насколько хорошо сотрудник выполняет свои обязанности и что он может улучшить. В этой статье мы расскажем, как устроена «правильная» обратная связь, как ее давать и получать и как сделать обратную связь важным инструментом своего профессионального и личностного роста.

Прежде всего отметим, что обратная связь – это не критика и не оценка. Хорошая обратная связь — это просто информация о том, как действия сотрудника выглядят с точки зрения руководителя (или коллеги) и какое влияние действия сотрудника оказывают на процесс работы, на общее дело и лично на того, кто дает обратную связь. Идеальная обратная связь дополнительно содержит информацию о том, как выглядит более продуктивное и эффективное действие.

Как давать обратную связь?

Вы уже сейчас можете тренировать этот навык, например, при работе в команде над студенческим проектом. Старайтесь высказываться по конкретной ситуации, не обобщать. Если вам что-то не нравится, критикуйте решение, а не человека. И обязательно опишите желаемую модель поведения. Например, так:

  • «На третьем и пятом слайдах данные плохо читаются. Я думаю, график вместо таблицы лучше проиллюстрирует нашу мысль»
  • «Когда ты присылаешь сообщения в чат капслоком, мне кажется, что ты на меня кричишь. Я начинаю нервничать и плохо понимаю смысл сообщения. Предлагаю не использовать капслок в рабочем чате»

Положительный отклик не менее важен, чем критическое замечание. Поэтому, если хотите похвалить коллегу или поблагодарить его, говорите не просто «Как классно!», а называйте конкретную вещь, которая вам понравилась или за которую вы испытываете благодарность:

  • «Мне очень понравилась визуализация, которую ты придумал»
  • «Спасибо за подробный план, стало гораздо понятнее, что мы делаем на этом этапе»

Не откладывайте свою реакцию «на потом». Если вы чем-то недовольны, то накопившееся раздражение может прорваться в самое неподходящее время и помешать продуктивной совместной работе. Если вам хочется похвалить человека, то сделайте это сразу, любому человеку нравится, когда коллеги признают его вклад в общее дело.

Итак, главные признаки качественной обратной связи – конкретность, безоценочность и своевременность.

Как получать обратную связь?

Начинающему специалисту чаще приходится получать обратную связь от старших коллег, и, к сожалению, очень часто к информации добавляется и критическая оценка 😊.

Старайтесь сохранять спокойствие. Да, это трудно и требует усилий и работы над собой. Но именно спокойствие позволит вам внимательно выслушать коллегу и уяснить суть претензий.

Если собеседник неправ, аргументированно объясните, почему вы так считаете.

Если прав, – признайте ошибку и подумайте, как исправить. В следующий раз постарайтесь ее не допустить, тем самым улучшив свои компетенции. Именно такая реакция на обратную связь способствует вашему личному и профессиональному развитию, а также помогает сохранить уважительные отношения с коллегой.

Помните о том, что никто не ждет от вас, что вы будете безупречны. Воспринимайте ситуацию как опыт, чтобы вынести из неё урок и стать лучше.

Как запрашивать обратную связь?

Для начинающего специалиста обратная связь — это важный инструмент развития. Нужно не просто ждать ее от коллег, но и запрашивать самому. Задайте руководителю конкретные вопросы: «Какие у вас есть пожелания к моей работе? По каким критериям будут оценивать мою работу?» Это поможет вам понять требования и не упустить важные аспекты. Вы можете наблюдать, задавать вопросы и просить совета у коллег, клиентов, партнеров и друзей. Вас окружают люди, у которых всегда есть чему поучиться.

Умение грамотно предоставлять и воспринимать обратную связь – важный деловой навык. Используйте этот инструмент в своем профессиональном развитии и оно будет быстрым и успешным!

Документ КонсультантПлюс по теме: ТК РФ Статья 21. Основные права и обязанности работника