Чек-лист: какой ты специалист в бухучете?

Чек-лист: какой ты специалист в бухучете?

Проверьте себя

Бухгалтер – всегда в топ-10 самых востребованных профессий. Но при этом высока и конкуренция. Проверьте свои профессиональные и личные навыки, на которые работодатели в первую очередь обращают внимание - какими из них вы обладаете, а какие нужно еще прокачать?

1. Знание компьютера минимум на уровне уверенного пользователя. И речь не только про офисные приложения - сейчас обязательно знание специального бухгалтерского программного обеспечения. Чаще всего это 1С. Все остальные навыки зависят от конкретной должности и основных обязанностей, но, как правило, требуется умение работать со справочными правовыми системами, например, с системой КонсультантПлюс.

2. Глубокое знание всех (для главбуха) или конкретных участков учета (например, расчет и учет заработной платы, учет расчетов с поставщиками и т. п.). Понимания общих принципов здесь недостаточно, так как на каждом участке есть своя специфика, зачастую неизвестная тем, кто не сталкивался с этим вплотную. Сюда можно отнести и умение составлять необходимые документы.

3. Знание бухгалтерского учета компании и умение применять их на практике - многие работодатели не просто хотят, но и активно ищут себе специалистов такого уровня.

4. Умение просчитывать риски и предупреждать о последствиях сомнительных операций. Многие просто не представляют всей сложности бухгалтерского и налогового учета, и тех ограничений, которые существуют. В некоторых случаях придется отстаивать свою позицию с фактами и цифрами в руках.

5. Способность находить решение в нестандартных ситуациях. Когда привычные алгоритмы не работают, необходим навык поиска оптимального варианта. При этом необходимо его обосновать, а для этого нужно разбираться в законодательстве, уметь анализировать позиции госорганов и судов. Система КонсультантПлюс тут в помощь.

6. Знание основ трудового законодательства и кадрового учета. Этот критерий был, есть и будет востребованным всегда. Ведь и кадровый документооборот, и расчеты с персоналом — все это связано с работой бухгалтерии.

7. Пунктуальность и умение опережать дедлайны. Работа бухгалтера строится вокруг дат. Налоги, отчеты, зарплата – все должно быть готово к определенной дате. Но рутина и срочные вопросы часто приводят к тому, что важные вещи приходится делать в последний момент. А срыв дедлайна влечет за собой последствия в виде штрафов, иногда очень крупных.

8. Умение объяснить сложное простыми словами. Бухгалтер, который умеет доходчиво объяснить рабочий вопрос без профессионального сленга, — находка для руководства. Да и для всего коллектива тоже. Ведь в бухгалтерию постоянно обращаются с вопросами все – от руководства до рядовых сотрудников.

9. Стрессоустойчивость и терпение. Постоянные перемены, горящие сроки, спорные моменты с сотрудниками и клиентами – все это обычные будни бухгалтера. Способность справляться со всем этим, стрессоустойчивость – это не только показатель профессионализма, а жизненно необходимый для бухгалтера навык.

Рекомендуем почитать:

  • Итыгилова Е.Ю. Формирование профессиональных компетенций бухгалтера в условиях цифровой экономики // Международный бухгалтерский учет. 2022. N 2. С. 124 - 142.
  • Панков В.В., Кожухов В.Л. Интеллектуальные технологии и будущее бухгалтерской профессии // Международный бухгалтерский учет. 2020. N 3. С. 286 - 296.