5. Методы калькулирования себестоимости полиграфических работ (продукции, услуг)

5. Методы калькулирования себестоимости

полиграфических работ (продукции, услуг)

5.1. Калькулирование - расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг) как на этапе планирования (составление плановых калькуляций и бюджетов затрат), так и после завершения работ по отдельному заказу (составление отчетных калькуляций).

Плановая калькуляция составляется на работы, включенные в план, на основе которого формируется производственная программа (бюджет производства). Она характеризует предельно допустимые размеры затрат на выполнение работ, изготовление продукции, оказание услуг в планируемом периоде.

Отчетная калькуляция отражает фактические затраты (фактическую себестоимость) сданных работ, изготовленной продукции, оказанных услуг. Она составляется на основе данных учета затрат по тем же статьям, что и плановая.

5.2. Под методом калькулирования понимают научно обоснованную систему исчисления себестоимости учетной единицы продукции (работ, услуг). На Предприятии калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) рекомендуется вести по операциям производственного процесса, объединенным в калькулируемые группы и имеющим общую технологическую трудоемкость.

При формировании производственной и полной себестоимости полиграфических работ необходимо вести учет и распределение расходов, которые нельзя или нецелесообразно относить непосредственно на конкретный заказ. Отдельные виды производственных расходов имеют свою специфику включения в себестоимость вследствие принадлежности к будущим или нескольким отчетным периодам. Способ отражения в учете расходов будущих периодов необходимо избрать при формировании учетной политики Предприятия. При этом требует раскрытия, в первую очередь, порядок списания таких расходов на себестоимость и порядок определения срока их списания, если период, к которому они относятся, невозможно точно установить (например, единовременные расходы на рекламу и т.п.).

Расходы вспомогательных производств необходимо ежемесячно списывать на расходы основного производства пропорционально объемам выполненных работ (оказанных услуг).

Расходы обслуживающих производств и хозяйств списывают на счет продаж соответственно тем доходам, которые получает Предприятие от их деятельности.

Распределение общепроизводственных расходов по калькулируемым группам осуществляется пропорционально прямой заработной плате основных производственных рабочих, объемам производства или другой базе, указанной в учетной политике Предприятия.

Калькулирование себестоимости учетной единицы на Предприятии может быть осуществлено по принципам нормативного метода, попроцессного метода, попроцессно-позаказного метода, метода "директ-костинг" или котлового (при изготовлении визиток и других подобных видов продукции). Избранный Предприятием метод калькулирования следует отразить в учетной политике.

5.3. Объектом учета затрат и калькулирования при нормативном методе являются прямые расходы: на бумагу, картон, переплетные материалы (если они являются собственностью Предприятия), краску, клей, нитки и т.д., определяемые по утвержденным нормам, с обязательным указанием номера заказа. Косвенные расходы распределяются на основе ставки, которая может быть определена на каждую машину в цехе, для каждого цеха или в целом по Предприятию (в зависимости от условий производства). Фактическую себестоимость тиража каждого заказа определяют после его выполнения.

5.4. При использовании метода "директ-костинг" по отдельным объектам калькулирования обобщаются только переменные расходы, к которым относят прямые расходы, учитываемые на счете 20 "Основное производство" (включая часть условно-переменных расходов, учитываемых обычно на счете 25 "Общепроизводственные расходы"). Постоянные расходы учитываются при определении финансового результата от продаж за отчетный период. Их можно списать в общей сумме в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж", либо в рабочем плане счетов может быть предусмотрен отдельный субсчет "Управленческие расходы". Точно так же могут быть выделены на отдельный субсчет коммерческие расходы (расходы на продажу), осуществленные за отчетный период.

5.5. Учет расходов, возникающих в процессе выполнения полиграфических работ, изготовления полиграфической продукции, оказания производственных услуг, и калькулирование фактической себестоимости должны обеспечить:

- своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также непроизводительных расходов и потерь, допущенных на отдельных участках и стадиях полиграфического производства;

- возможность исчисления фактической себестоимости по калькулируемым группам;

- контроль правильного использования материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии, инструментов, фонда оплаты труда, соблюдения бюджетов расходов на обслуживание производства и управление;

- определение результатов обычной деятельности Предприятия в виде прибыли (убытка) от продаж.

Перечень калькулируемых групп, принятый применительно к полиграфическому производству, приведен в Приложении 6 (таблицы 1 и 2).