ОСОБОЕ МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.А. ГАДЖИЕВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ФЕВРАЛЯ 2010 ГОДА N 149-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОТКРЫТОГО

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КОТОВОМЕЖРАЙГАЗ" НА НАРУШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 1.3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ

ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ, ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА

И ДЕТСТВА НА СЕЛЕ"

Не разделяя позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 149-О-О, считаю необходимым представить свое особое мнение согласно статье 76 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Согласно Конституции Российской Федерации, ее заключительным и переходным положениям, в части, не противоречащей Конституции, применяются законы и другие правовые акты, действовавшие ранее на территории Российской Федерации (пункты 1 и 2). Оспариваемые заявителем нормы пункта 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" как акта, принятого до вступления в силу Конституции Российской Федерации, подлежат применению лишь постольку, поскольку они ей не противоречат. Это положение вытекает из пункта 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, адресовано всем органам, применяющим доконституционные законы.

Статья 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусматривает, что проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти, принятых до вступления в силу Конституции, производится Конституционным Судом только по содержанию норм, то есть Суд не устанавливает соответствия таких актов Конституции по форме.

Давая ограничительное толкование понятию "женщин, работающих в сельской местности", содержащееся в пункте 2 (мотивировочной части) данного Определения, со ссылкой на статью 34 Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации признал тем самым, что оспариваемое положение пункта 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" распространяется только на женщин, занятых трудовой деятельностью в организациях, относящихся к числу коммерческих, т.е. только занимающихся предпринимательской деятельностью. Между тем использованное вышеназванное понятие, содержащееся в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года N 298/3-1, носит, на мой взгляд, архаичный и неопределенный характер.

И, соответственно, для устранения неопределенности оспариваемого положения Конституционному Суду Российской Федерации необходимо было воспользоваться теологическим, систематическим, историческим толкованием с целью уяснения воли законодателя.

Г.А.ГАДЖИЕВ