В сфере подготовки кадров

Подготовка специалистов по работе с молодежью стала возможна в 2003/2004 учебном году после принятия Приказа Министерства образования Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 3310 "Об эксперименте по созданию специальности "Организация работы с молодежью".

В 2009 году будет первый выпуск по специальности "Организация работы с молодежью" по 15 специализациям. С сентября 2009 года будет осуществляться переход на многоуровневое образование в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки "Организация работы с молодежью".

КонсультантПлюс: примечание.

Приказами Минобрнауки РФ от 20.10.2015 N 1173 и от 23.09.2015 N 1046 утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040104 "Организация работы с молодежью", утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации 27 декабря 2005 года (регистрационный номер: 767 гум/СП), областью профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью является:

- организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;

- осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;

- организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в обществе;

- организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ;

- содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи;

- содействие в развитии международного молодежного сотрудничества;

- участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;

- содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи;

- организация управления и поддержки молодежных проектов и программ;

- поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью выступают:

- муниципальные, государственные, неправительственные организации и учреждения, реализующие функции государственной молодежной политики и работы с молодежью;

- организации, учреждения и предприятия, на которых обучаются, трудятся, пребывают молодые люди;

- формальные и неформальные объединения и сообщества молодежи;

- федеральные, региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Основные виды профессиональной деятельности включают:

- воспитательную;

- управленческую;

- профилактическую;

- исследовательскую;

- информационную;

- консалтинговую.

Однако, по социологическим данным, к настоящему моменту четких нормативов численности специалистов по работе с молодежью не разработано. Хотя даже приблизительная оценка вышеописанных задач, которые должны решать специалисты по работе с молодежью, показывает, что прием студентов на современном уровне менее 1000 человек в год по всем регионам Российской Федерации явно недостаточен.

Необходимо отметить, что действующий количественный принцип подготовки молодых кадров (больше набрать учащихся, больше включить дисциплин для изучения и т.д.) без учета количественного и качественного предложения и спроса на рынке труда молодых работников приводит к тому, что значительная часть выпускников не востребована сферой молодежной политики. Повышение эффективности трудоустройства молодых кадров требует более тесно увязать объемы их подготовки, а также учебные планы и программы подготовки учащихся с реальным спросом работодателей для конкретных производств и предприятий.

С этой целью необходимо:

1. Развивать систему профессионального обучения работников сферы государственной молодежной политики.

2. Постоянно совершенствовать государственные образовательные стандарты в соответствии с государственным заказом и изменяющимися требованиями работодателей.

3. Обеспечить единый образовательный процесс программами обучения кадров для всех уровней непрерывной системы образования, нормативной, методической и учебной литературой, обучающими компьютерными программами, пособиями для дистанционного обучения с учетом региональных особенностей.

4. Разработать методические рекомендации по реализации государственных требований дополнительной квалификации "Работник сферы государственной молодежной политики".

5. Выявлять, обобщать и внедрять инновационный и перспективный опыт регионов в данном вопросе.