4. Организационные мероприятия по обеспечению прав вкладчиков и акционеров

4. Организационные мероприятия по обеспечению прав

вкладчиков и акционеров

Установить следующие направления деятельности федеральных органов государственной власти по обеспечению прав вкладчиков и акционеров:

1) дальнейшее совершенствование существующих и создание новых форм коллективного инвестирования;

2) прекращение деятельности организаций, привлекавших и (или) привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации без соответствующих лицензий, путем их ликвидации или преобразования в другие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) создание системы мер принуждения организаций, привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, к исполнению финансовых обязательств перед вкладчиками в соответствии с решениями судов и арбитражных судов;

4) создание комплексной системы контроля за деятельностью коммерческих организаций на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации путем:

укрепления системы государственной защиты прав вкладчиков и акционеров;

развития системы общественного контроля за деятельностью кредитных организаций и иных коммерческих организаций на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.

4.1. Дальнейшее совершенствование существующих и создание новых форм коллективного инвестирования

В целях привлечения отечественных и иностранных инвесторов, а также учитывая интересы экономики России, необходимо в сжатые сроки осуществить комплекс следующих мер:

1) создать развитую систему различных форм коллективного инвестирования, в том числе инвестирования через:

паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные, а также закрытые срочные);

кредитные союзы;

акционерные инвестиционные фонды;

инвестиционные банки;

негосударственные пенсионные фонды;

2) Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации установить унифицированные требования к деятельности коллективных инвесторов.

Требования к деятельности коллективных инвесторов должны включать в себя следующие принципы:

усиление государственного контроля за деятельностью коллективных инвесторов;

отделение управления активами от их хранения;

установление системы многостороннего перекрестного контроля;

повышение требований к раскрытию информации инвесторам;

совершенствование системы отчетности;

3) провести в 1996 - 1997 годах реструктуризацию системы коллективных инвестиций, обеспечить создание и совершенствование нормативной базы и действенной системы контроля за деятельностью коллективных инвесторов;

4) Правительству Российской Федерации в течение 1996 года обеспечить разработку нормативных правовых актов, обеспечивающих введение системы гарантий и страхования прав вкладчиков и акционеров, создать действующие институты гарантий и страхования, в том числе специальные гарантийные и страховые фонды. Источниками финансирования таких фондов должны быть как обязательные платежи, устанавливаемые законодательством Российской Федерации, так и добровольные платежи, в том числе устанавливаемые саморегулируемыми организациями профессиональных участников финансового и фондового рынков России;

5) Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации принять необходимые меры по развитию и совершенствованию работы организованных торговых систем, а также по созданию крупных эффективных регистраторов и расчетно - клиринговых систем.

4.2. Прекращение деятельности организаций, привлекавших и привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации без соответствующих лицензий, путем их ликвидации

Правительству Российской Федерации обеспечить выполнение следующих мероприятий, направленных на ликвидацию организаций, привлекавших и привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации без соответствующих лицензий:

1) составление реестра организаций, привлекавших и привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации без соответствующих лицензий;

2) разработка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего:

порядок наложения ареста на имущество, находящееся в управлении у организаций, привлекавших и привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации без соответствующих лицензий;

применение таких мер обеспечения иска, как назначение истцом своего представителя для наблюдения за работой ответчика, совершение крупных финансово - хозяйственных операций в период рассмотрения дела только с санкции суда, размещение денежных средств ответчика под контролем судебного исполнителя в уполномоченных коммерческих банках;

3) привлечение общественных организаций вкладчиков и акционеров и Фонда к контролю за соблюдением условий хранения и реализации имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав вкладчиков и акционеров, нарушенных в результате противоправных действий на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.

4.3. Прекращение деятельности организаций, привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации без соответствующих лицензий, путем их преобразования

Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации:

обеспечить безусловное выполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации", касающихся преобразования организаций, привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации без соответствующих лицензий, в паевые инвестиционные фонды;

КонсультантПлюс: примечание.

Указ Президента РФ от 26.07.1995 N 765 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 06.06.2002 N 562.

осуществлять прием заявлений на преобразование организаций, привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации без соответствующих лицензий, в паевые инвестиционные фонды.

4.4. Создание системы мер по принуждению организаций, привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, к выполнению финансовых обязательств по решениям судов и арбитражных судов

Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, предусмотрев в них нормы, определяющие:

1) четкие процедуры предъявления исков к организациям, привлекающим денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации. При этом основным средством для ускорения рассмотрения дел должно стать объединение исков, предъявленных недобросовестным организациям, привлекающим денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации;

2) четкие процедуры наложения ареста на имущество указанных организаций, жесткий контроль со стороны Фонда и региональных организаций вкладчиков и акционеров за реализацией такого имущества и (или) его использованием (управлением), усовершенствование практики проведения аукционов для реализации арестованного имущества, в том числе на основе введения предварительной оценки реализуемого имущества независимыми оценщиками.

4.5. Создание комплексной системы контроля за деятельностью коммерческих организаций на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации

4.5.1. Укрепление системы государственного регулирования защиты прав вкладчиков и акционеров.

В целях повышения действенности защиты прав вкладчиков и акционеров на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации необходимо:

1) обеспечить дальнейшее усиление государственного надзора за банковской деятельностью со стороны Центрального банка Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" одной из задач Центрального банка Российской Федерации является защита интересов вкладчиков, а также надзор за кредитными организациями.

В этих целях Центральному банку Российской Федерации предоставлены широкие полномочия: проверка операций банков, установление объемов и сроков представления бухгалтерской и статистической отчетности, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности, а также установленных экономических нормативов.

В случае неисполнения предписаний Центрального банка Российской Федерации, выявления нарушений нормативов, причинивших ущерб банкам и клиентам, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вкладчиков и иных кредиторов банка Центральному банку Российской Федерации рекомендуется предъявлять учредителям (участникам) банка требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка либо о реорганизации банка и решать вопрос о замене его руководителей. Центральный банк Российской Федерации вправе отозвать лицензию на совершение банковских операций, что рассматривается как решение о ликвидации банка.

Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающий безусловный возврат обязательных резервов коммерческих банков, находящихся в Центральном банке Российской Федерации, указанным банкам исключительно для выплаты задолженности вкладчикам;

2) возложить регулирование деятельности по осуществлению коллективных инвестиций, включая регулирование деятельности инвестиционных фондов, на Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, передав ей соответствующие департаменты и подразделения из других федеральных органов исполнительной власти. В этих целях Правительству Российской Федерации в месячный срок принять соответствующее решение.

Правительству Российской Федерации обеспечить подготовку предложений о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, которые предоставляли бы Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации право налагать административные взыскания (штрафы), а также выступать в качестве истца в суде в защиту интересов инвесторов.

4.5.2. Развитие системы общественного контроля за деятельностью коммерческих организаций на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.

В целях усиления общественного контроля за защитой прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации необходимо:

1) запретить выдачу лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг организациям:

абзац утратил силу. - Указ Президента РФ от 16.10.2000 N 1756;

(см. текст в предыдущей редакции)

без уплаты в случае осуществления коллективного инвестирования взносов в специальные гарантийные фонды;

2) Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации привлекать общественные организации вкладчиков и акционеров к работе Фонда и региональных фондов по защите прав вкладчиков и акционеров и обеспечить работу Общественного совета по делам вкладчиков и акционеров при Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.