Решение Верховного Суда РФ от 22.09.2009 N ГКПИ09-964 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 615 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний">
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 615 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний",
18 августа 2008 г. Правительством РФ принято Постановление N 615 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление). Постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 25 августа 2008 г., N 34, статья 3924, "Российской газете", N 180, 27 августа 2008 г.
Пунктом 1 Постановления установлено, что с 1 июля 2008 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 июля 2008 г., составляет 1,019.
Пунктом 2 Постановления дано указание Фонду социального страхования Российской Федерации произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом коэффициента индексации, установленного данным Постановлением.
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления, ссылаясь на то, что оно нарушает его право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, противоречит пункту 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ), согласно которому в связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и статье 1085 Гражданского кодекса РФ.
В обоснование заявленных требований указал, что в 1994 году при выполнении служебных обязанностей он получил производственную травму, ему была назначена выплата по возмещению вреда из среднего заработка 113 000 рублей, с учетом деноминации его средний заработок составил 113 рублей. Оспариваемое Постановление устанавливает коэффициент индексации 1,019 на установленную ему сумму 113 рублей и нарушает его право на увеличение установленной ежемесячной страховой выплаты в связи с повышением стоимости жизни.
В судебное заседание заявитель не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 31 августа 2009 г. N СС-П12-5009).
Представители Правительства РФ Б., С. возражали против удовлетворения заявления и пояснили, что оспариваемое Постановление издано уполномоченным органом, в форме, в которой Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты, опубликовано с соблюдением установленного законодательством порядка, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит, что заявление В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закреплены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, в том числе порядок индексации ежемесячной страховой выплаты.
В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, ежегодно, начиная с 2004 года, Правительство Российской Федерации определяет коэффициент индексации и ее периодичность исходя из прогнозируемого уровня инфляции.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в редакции Федерального закона от 3 марта 2008 г. N 19-ФЗ) утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные из прогнозируемого уровня инфляции, не превышающего 8,5 процента (пункт 1 статьи 1).
Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 786 с 1 января 2008 г. установлен коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2008 г., в размере 1,085, что соответствует установленному уровню инфляции, не превышающему 8,5 процента.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в статью 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ были внесены изменения, согласно которым прогнозируемый уровень инфляции в 2008 году составил 10,5 процента.
В связи с чем Правительством РФ Постановлением от 18 августа 2008 г. N 615 установлен коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 июля 2008 г., в размере 1,019 и дано указание Фонду социального страхования Российской Федерации произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом коэффициента индексации, установленного данным Постановлением.
Установленный оспариваемым Постановлением коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 июля 2008 г., в размере 1,019 соответствует уровню инфляции на 2008 год, предусмотренному статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 122-ФЗ), поскольку индексация ежемесячных страховых выплат в текущем году осуществляется с учетом уровня инфляции, устанавливаемого на этот же текущий год.
Так, установленный Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 786 коэффициент инфляции - 1,085, соответствовал прогнозируемому уровню инфляции 8,5 процента. При умножении его на установленный оспариваемым Постановлением коэффициент инфляции 1,019 в совокупности они составляют 10,5 процентов.
Из изложенного следует, что оспариваемым Постановлением был установлен дополнительный коэффициент индексации с учетом повышения уровня инфляции.
Таким образом, индексация ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию, назначенных до 1 января 2008 г., в 2008 году в целом произведена исходя из уровня инфляции, не превышающего 10,5 процента.
Несостоятельным является довод заявителя о том, что оспариваемое Постановление нарушает его право на увеличение установленного ему среднего заработка по возмещению вреда и противоречит статье 1085 Гражданского кодекса РФ и пункту 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.
Согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты, из чего следует, что установленная заявителю ежемесячная страховая выплата подлежит индексации в установленном Законом порядке.
Статья 1085 Гражданского кодекса РФ и пункт 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ определяют объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, и порядок увеличения суммы заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, а оспариваемое Постановление устанавливает коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты с учетом уровня инфляции в соответствии с положениями, закрепленными в пункте 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, т.е. данные правовые нормы имеют различный предмет регулирования. Порядок увеличения сумм заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, оспариваемым нормативным актом не регулируется.
Учитывая изложенное, оспариваемое Постановление не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав и свобод заявителя.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
заявление В. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 615 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей