V. Приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации с северо-восточными провинциями Китая и Монголией, а также экономическое взаимодействие с другими странами Северо-Восточной Азии

V. Приграничное сотрудничество субъектов

Российской Федерации с северо-восточными провинциями Китая

и Монголией, а также экономическое взаимодействие с другими

странами Северо-Восточной Азии

Для развития Дальнего Востока и Байкальского региона как центра экономического партнерства Российской Федерации с приграничными государствами (с северо-восточными провинциями Китая, Монголией, а также с другими странами Северо-Восточной Азии) необходимы формирование условий для закрепления позиций отечественных производителей на региональном рынке, прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, со снижением доли в экспорте сырья, а также диверсифицированность внешнеторговых связей.

На территории Дальнего Востока и Байкальского региона должны быть созданы мощные экспортно ориентированные высокотехнологичные производства на уровне мировых стандартов, крупные исследовательские центры. Необходимо уделить особое внимание развитию производств высокой степени переработки, инвестициям в образование, в науку, в образование крупных научных центров в целях создания собственной базы для развития высоких технологий. Немаловажным является создание транспортно-логистической инфраструктуры в целях обеспечения выхода на рынки стран Северо-Восточной Азии.

Исходя из географической близости к Азиатско-Тихоокеанскому региону Дальний Восток и Байкальский регион ориентированы на сотрудничество, прежде всего, со странами Северо-Восточной Азии. Следовательно, важным направлением развития Дальнего Востока и Байкальского региона является обеспечение достойного вхождения Российской Федерации в быстроразвивающиеся интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Сегодня экономические инициативы дальневосточных регионов в рамках международной деятельности ориентируются на проекты по таким направлениям, как формирование транспортных коридоров, международной энергетической инфраструктуры, экспорт природных ресурсов (нефть, газ, лес, рыба и т.д.) и привлечение как российских, так и иностранных инвестиций в производственную сферу. Все это позволит увеличить экспортный потенциал Российской Федерации, а также создать необходимые рабочие места в малонаселенных регионах Российской Федерации.

Для развития дальневосточных регионов, в том числе в сфере внешнеэкономического сотрудничества, необходимо повысить конкурентоспособность товаров и услуг, производимых на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, путем формирования и обновления нормативной правовой базы, в частности в сфере налоговой и таможенно-тарифной политики, создания благоприятных условий для предприятий по освоению выпуска новых видов конкурентоспособной на мировых рынках инновационной продукции, осуществления сертификации производимых товаров и услуг, специализации и диверсификации промышленного комплекса для перехода от сырьевой направленности к высокотехнологичной.

Одним из важных инструментов обеспечения социально-экономического подъема восточных регионов Российской Федерации является приграничное сотрудничество. Использование этого инструмента должно быть увязано с приоритетами внешней политики Российской Федерации и развития соответствующих субъектов Российской Федерации, а направления такого сотрудничества во многом должны определяться характером отношений с сопредельными странами, их качественными и количественными показателями. Для развития приграничного сотрудничества необходимо выработать основные условия развития по данному направлению, в первую очередь путем формирования соответствующей нормативной правовой базы.

Одной из форм приграничного сотрудничества является взаимодействие приграничных регионов в рамках совместных программ и планов по развитию сотрудничества. На основании проработанных предложений регионов, а также с учетом позиции заинтересованных федеральных органов исполнительной власти формируется основа для работы с иностранными партнерами на федеральном уровне.

Стратегической целью развития приграничного сотрудничества Дальнего Востока и Байкальского региона со странами Северо-Восточной Азии является создание эффективной структуры внешней торговли, способной обеспечить высокий уровень социально-экономического развития и качества жизни населения, позволяющего решать геополитическую задачу по закреплению населения. Для решения указанной задачи требуется создание соответствующих современным стандартам условий жизни и работы, так как невозможно привлечь и закрепить население без создания комфортной среды обитания.

Для обеспечения геополитических интересов Российской Федерации на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе необходимо преодолеть узкую направленность экспорта, которая делает его крайне зависимым от состояния экономической активности в Северо-Восточной Азии и конъюнктуры мировых цен за счет увеличения экспорта продукции глубокой переработки. Для этого необходимо усовершенствовать технологическую базу ряда производств, что позволит расширить перечень товаров мирового уровня, поставляемых на экспорт.

Основными направлениями приграничного и межрегионального сотрудничества в Сибири и на Дальнем Востоке России являются:

сокращение экспорта российских природных ресурсов и увеличение доли экспорта на внешние рынки продукции с высокой степенью добавленной стоимости;

повышение согласованности действий российских компаний с целью повышения эффективности на рынках сопредельных государств и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом;

диверсификация экономики приграничных регионов с целью обеспечения максимального участия России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств с расширением географии охвата на территорию стран Северо-Восточной Азии;

совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий;

развитие малого и среднего бизнеса;

создание условий, способствующих ускорению прохождения экспортных и импортных товаров через приграничную территорию Российской Федерации.