Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Особенности этапа экспертизы этикеток, связанного с анализом заявленного перечня товаров

Особенности этапа экспертизы этикеток, связанного

с анализом заявленного перечня товаров

В практике экспертизы возникают вопросы, касающиеся проверки соответствия этикетки условию охраноспособности, установленному подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, связанные с анализом перечня товаров, для которых испрашивается государственная регистрация товарного знака.

Указанная правовая норма устанавливает, что не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Если этикетка содержит наименование товара, для которого она предназначена, и заявленный перечень содержит только этот товар, то этикетка может быть зарегистрирована в качестве товарного знака для этого конкретного товара.

Например, этикетка фруктового сока, содержащая наименование "фруктовый сок", может быть зарегистрирована для товара "соки фруктовые". Если же регистрация упомянутой этикетки испрашивается не только для "соков фруктовых", но и других безалкогольных напитков, не относящихся к фруктовым сокам (минеральная вода, квас, лимонады, соки овощные и т.д.), то для этих товаров элемент "фруктовый сок" будет ложным, и этикетка в целом может быть признана ложной.

Если этикетка, содержащая конкретное наименование товара, заявлена для перечня товаров, состоящего из названия родовой или видовой группы, к которой указанный на этикетке товар относится, то она не может быть зарегистрирована в отношении этого перечня, поскольку может быть признана ложной для части товаров, входящих в соответствующую группу.

Например, этикетка минеральной воды, содержащая наименование "минеральная вода", не может быть зарегистрирована для товаров "безалкогольные напитки", поскольку к безалкогольным напиткам помимо минеральных вод относятся газированные воды, соки, нектары, фруктовые напитки, квас и т.д., и элемент "минеральная вода" будет ложным для товара, не являющегося минеральной водой.

Как отмечено выше, содержащиеся в этикетках натуралистические изображения товаров, а также натуралистические изображения ингредиентов этих товаров могут рассматриваться как элементы "описательные", указывающие на вид товара или его состав, т.е. прямо характеризующие товар. Содержащиеся же в этикетках стилизованные и игровые изображения товаров и ингредиентов этих товаров могут рассматриваться как элементы, вызывающие ассоциации с товаром, его составом и тем самым косвенно характеризующие товар.

Если этикетка заявлена для товаров, не относящихся к тем, что изображены на этикетке, независимо от того, являются ли эти изображения натуралистическими, стилизованными или игровыми, в этом случае имеющиеся на этикетке изображения товаров и, соответственно, сама этикетка могут рассматриваться:

- либо как способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара,

- либо как фантазийные.

При определении того, к какому из двух указанных видов обозначений может быть отнесена этикетка, предлагается использовать следующие рекомендации.

Целесообразно установить в отношении каждого заявленного в перечне наименования товара, может ли содержащееся в этикетке изображение вызвать у потребителя ассоциативное представление о товаре, которое способно ввести потребителя в заблуждение, и являются ли эти ассоциативные представления правдоподобными.

Если в результате будет установлено, что изображение в этикетке в отношении данного товара способно ввести потребителя в заблуждение, но вводящие в заблуждение ассоциации не правдоподобны, этикетка может рассматриваться как фантазийная и не подпадающая под действие правовой нормы подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.

Например, этикетка, содержащая натуралистическое изображение ананаса (рисунок 7), может рассматриваться как способная ввести потребителя в заблуждение в отношении указанного в перечне товара "овощные консервы", т.к. ананас относится не к овощам, а к фруктам. Аналогично этикетка, содержащая изображение ветчины, может рассматриваться как способная ввести потребителя в заблуждение в отношении указанного в перечне товара "колбасы". В то же время этикетка, размещенная на рисунке 8, содержащая натуралистические изображения фруктов - яблока и банана, может рассматриваться как фантазийная в отношении товара "краски акварельные".

При рассмотрении вопроса о способности этикетки, содержащей изображения, ввести в заблуждение потребителя относительно товара целесообразно также принимать во внимание следующее.

Способность любого заявленного на государственную регистрацию в качестве товарного знака обозначения ввести потребителя в заблуждение зависит от ряда факторов, в том числе имеющих субъективный характер (предшествующий опыт, наличие у него определенных знаний и т.д.). Сказанное в полной мере относится и к этикеткам. В связи с этим вывод экспертизы о способности этикетки ввести потребителя в заблуждение относительно товара в некоторых случаях может носить дискуссионный характер, и для его опровержения заявителем (правообладателем) могут быть представлены сведения о том, что при реализации товаров с применением заявленной или зарегистрированной этикетки отсутствует опасность введения потребителя в заблуждение (например, результаты опроса потребителей).