ОСОБОЕ МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.А. ГАДЖИЕВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ПУНКТА 3 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 МАЯ

1993 ГОДА "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ

ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ В 1957 ГОДУ

НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ "МАЯК" И СБРОСОВ

РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РЕКУ ТЕЧА" В СВЯЗИ

С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.С. КОРНИЛОВА

На основании части первой статьи 76 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" излагаю свое особое мнение по Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1996 года.

1. Пункт 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" не нарушает конституционные права на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации).

Конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность государства обеспечить соблюдение этого права путем осуществления системы правовых, организационно-технических, научных, воспитательных и иных мер. Конституционное понятие "благоприятная окружающая среда" раскрывается через критерии, установленные в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды" в виде системы нормативов и лимитов.

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным природоохранительным законодательством критериям.

Нарушение экологического права на благоприятную окружающую среду влечет ответственность и обязанность возместить ущерб, причиненный экологическим правонарушением. Содержание конституционного права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, сводится к правомочию каждого требовать, чтобы государство в законодательном порядке установило ответственность в виде возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное конституционное право не может рассматриваться как разновидность права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53 Конституции Российской Федерации), поскольку в статье 42 Конституции Российской Федерации устанавливается ответственность не только государства, но и частных лиц.

Регулирование возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением, осуществляется гражданским законодательством, относящимся к сфере ведения Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации) и законодательством об охране окружающей среды, относящимся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации).

Государство не может считаться нарушившим права на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, поскольку ни Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 1079), ни Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды" не препятствуют возмещению такого вреда.

Из статьи 42 Конституции Российской Федерации не следует необходимость принятия отдельных федеральных законов по каждому экологическому бедствию.

Закон Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" не устанавливает критерии благоприятной окружающей среды и не предусматривает ответственность за возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Возмещение ущерба гражданам, пострадавшим от аварии на производственном объединении "Маяк", в соответствии с названным Законом осуществляется в особом порядке, без необходимости доказывания наличия причиненного экологическим правонарушением ущерба.

Меры, предусмотренные этим Законом, по своему существу являются мерами социальной защиты, которые находятся в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).

Устанавливая меры социальной защиты, государство связано требованиями не статьи 42 Конституции Российской Федерации, а ее статьи 7 (часть 1), закрепляющей принцип социального государства.

В силу этого положение пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года как исключающее распространение Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан, эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, противоречит статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, но не противоречит ее статье 42.