Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VIII. Оформление дел. Экспертиза ценности документов и составление описей дел

VIII. Оформление дел. Экспертиза ценности документов

и составление описей дел

64. Оформление дела состоит из комплекса работ по подготовке дела к хранению, включающего описание дела на обложке, брошюровку, нумерацию листов, составление заверительной надписи и внутренней описи.

65. Дела подлежат оформлению при их заведении и после окончания ведения дела после завершения календарного года (за исключением переходящих дел).

66. При заведении дело помещается в обложку (приложение N 11) (дела постоянного хранения помещаются в твердую обложку), производится нумерация листов (карандашом в правом верхнем углу листа).

(в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

На обложке дела указываются реквизиты:

фамилия, инициалы нотариуса, занимающегося частной практикой, наименование нотариального округа; наименование государственной нотариальной конторы полностью прописью;

номенклатурный индекс. Индекс переносится из номенклатуры дел, если дело состоит из нескольких томов, индекс дополняется номером тома;

заголовок дела (переносится из номенклатуры дел);

дата дела. Датой начала дела считается дата самого первого документа, включенного в дело. Дата оформляется словесно-цифровым способом;

срок хранения дела (заполняется в соответствии с номенклатурой дел).

67. После окончания дела проводится его полное или частичное оформление в зависимости от сроков хранения дела, устанавливаемых в соответствии с номенклатурой дел.

68. Исчисление срока хранения дел производится с 1 января года, следующего за годом их окончания.

69. Частично оформляются дела, хранящиеся 10 лет и менее.

70. При частичном оформлении дела осуществляются пересистематизация документов, нумерация листов (карандашом в правом верхнем углу листа). Дело прошивается, составляется лист-заверитель дела. Внутренняя опись документов дела может не составляться.

(п. 70 в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

71. Полное оформление дела для дел постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения предусматривает:

нумерацию листов в деле;

составление листа-заверителя дела;

составление внутренней описи документов дела;

брошюровку (подшивку) дела;

проставление даты окончания дела, которой является дата последнего документа, включенного в дело. Дата оформляется словесно-цифровым способом;

заполнение всех иных реквизитов обложки дела.

72. При полном оформлении дела производится экспертиза ценности документов путем их полистного просмотра с целью отбора для последующего хранения или уничтожения, который не допускается только по заголовкам на обложках дел.

73. Экспертиза и отбор документов для хранения или уничтожения осуществляются в соответствии с утвержденной номенклатурой дел. Документы Архивного фонда Российской Федерации отбираются в порядке, установленном Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253).

74. Для организации и проведения экспертизы ценности документов (дел) отбора дел для дальнейшего хранения и к уничтожению создается экспертная комиссия.

75. Экспертные комиссии образуются нотариальными палатами и территориальными органами.

76. Экспертиза документов проводится в процессе формирования, оформления дел и проверки правильности отнесения документов к делам; при подготовке дел к передаче в соответствующий архив или на уничтожение.

77. Экспертиза документов осуществляется ежегодно нотариусом, занимающимся частной практикой, а в государственной нотариальной конторе - нотариусом, ответственным за делопроизводство.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

78. При полном оформлении дела документы перегруппируются в хронологической последовательности с января по декабрь.

79. Все листы дела, включая помещенные в него конверты, нумеруются простым карандашом. Лист-заверитель и внутренняя опись не нумеруются.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нумерация производится арабскими цифрами в правом верхнем углу каждого листа документа. Если на листах ранее уже имелась нумерация, не совпадающая с новой, то прежний номер зачеркивается, новый номер ставится рядом.

Если дело состоит из нескольких томов, а том - из нескольких частей, листы в каждом томе или части нумеруются отдельно.

При наличии в нумерации листов ошибок (не более 5 ошибок в деле или томе), листы дела (тома) могут не нумероваться заново. При наличии не более 5 не учтенных нумерацией листов допускается их нумерация литерным номером (обозначаемым не только цифрой, но и буквой), например, 2а, 2б и т.д. Допущенные в нумерации листов ошибки (как пропущенные номера листов, так и листы, обозначенные литерными номерами) оговариваются на листе-заверителе.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если при нумерации листов в деле (томе) допущено более 5 ошибок, листы дела (тома) нумеруются заново.

80. Лист-заверитель (приложение N 12) подшивается в конце дела.

В листе-заверителе цифрами и прописью указывается количество листов в данном деле (томе); оговариваются наличие документов за другие календарные годы, листы, обозначенные литерными номерами, пропущенные номера листов, склеенные или поврежденные листы; отражаются любые изменения в оформленных делах: изъятие, добавление документов и др. Это может быть сделано путем внесения изменений в существующий лист-заверитель (при этом старый текст зачеркивается так, чтобы он мог быть прочитан, вносится новый текст; изменения датируются, подписываются и заверяются оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации) или путем составления нового листа-заверителя, который подшивается в конце дела. При этом старый лист-заверитель зачеркивается и оставляется в деле.

Лист-заверитель подписывается нотариусом с указанием его должности и даты составления заверительной надписи. Подпись нотариуса заверяется оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

81. Внутренняя опись составляется на отдельных листах (приложение N 13). Каждый документ вносится во внутреннюю опись под самостоятельным порядковым номером, указываются дата документа, заголовок, номера листов, на которых расположен каждый документ.

На дела, формируемые по видам документов (договоры, завещания и т.д.), допускается составление внутренней описи по специальной форме (приложение N 14). В этом случае в графу "Вид документа" вносится название нотариально удостоверенного документа, например: договор мены, договор купли-продажи. Для более удобного поиска документа в деле название удостоверенного документа дополнятся фамилиями и инициалами лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, например "Договор купли-продажи квартиры между Фамилия И.О. и Фамилия И.О.".

(в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

Наименования документов и копии документов, прилагаемых к удостоверенному документу и подшитых к нему, во внутреннюю опись не вносятся. При этом в графе "NN листов дела" проставляются номера листов дела, занятые удостоверенным документом с приложениями.

82. Внутренняя опись имеет итоговую запись, в которой цифрами и прописью указывается количество включенных в нее документов и количество листов внутренней описи.

Внутренняя опись подписывается нотариусом с указанием его должности и даты составления описи и подшивается в начале дела.

83. После составления листа-заверителя и внутренней описи все документы, составляющие дело, прошиваются на четыре прокола прочной нитью в обложку, или переплетаются с учетом возможного свободного чтения их текстов. Исключение составляют документы, помещенные в дело "Конверты хранения". Если текст документа близко расположен к левому краю листа, что после подшивки затруднит его чтение, к листу подклеивается полоска бумаги, которая прошивается при оформлении дела. На место склейки помещается оттиск печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

Концы нити, которой прошиты документы дела, или места скрепления листов заклеиваются бумажной наклейкой, на которую ставится оттиск печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации таким образом, чтобы часть оттиска была расположена на бумажной наклейке, часть - на листе.

84. В течение двух месяцев после окончания календарного года отдельно на оконченные дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения составляется опись дел (приложения N 16, N 17). Опись представляет собой перечень заголовков дел, с указанием дат и количества листов в деле.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

85. Каждое дело вносится в опись под самостоятельным порядковым номером. Если дело состоит из нескольких томов, каждый том вносится в опись под самостоятельным номером. Реквизиты описи заполняются в точном соответствии со сведениями, вынесенными на обложку дела (тома).

В конце описи делается запись, в которой цифрами и прописью указывается количество дел, числящихся в данной описи.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

86. Все экземпляры описи дел подписываются нотариусом, занимающимся частной практикой, или уполномоченным лицом в государственной нотариальной конторе с проставлением даты, подпись нотариуса заверяется оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

87. Описи в двух экземплярах представляются для утверждения нотариусом, занимающимся частной практикой, в нотариальную палату, а государственной нотариальной конторой - в территориальный орган в течение двух месяцев по окончании календарного года.

Один экземпляр утвержденной описи возвращается нотариусу, а второй остается на хранении соответственно в нотариальной палате или в территориальном органе.

(п. 87 в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

88. Исключен с 1 января 2011 года. - Приказ Минюста РФ от 23.11.2010 N 360.

(см. текст в предыдущей редакции)

89. В случае принятия нотариальной палатой или территориальным органом решения об исключении из представленной описи дела (тома) текст описи изменяется подготовившим данную опись лицом.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

90. Исключен с 1 января 2011 года. - Приказ Минюста РФ от 23.11.2010 N 360.

(см. текст в предыдущей редакции)

91. В случае необходимости изъятия или добавления документов в полностью оформленные дела постоянного или временного хранения (например, изъятие правоустанавливающих документов при расторжении договора, подшивка к договорам соглашений об их расторжении или изменении, подшивка к завещанию распоряжения о его отмене) производится переформирование и переоформление дела.

92. Добавление документов в дело производится в следующем порядке. Дело расшивается. При подшивке новых документов должно соблюдаться условие помещения вместе всех документов по одному вопросу. Меняется нумерация листов. Если в дело добавляется не более пяти листов, допускается проставление литерных номеров листов (пункт 79 Правил). Вносятся соответствующие изменения в лист-заверитель, составляется справка о причинах переформирования и переоформления дела, датируемая и подписываемая нотариусом, которая подшивается в конец дела перед листом-заверителем, нумеруется и включается во внутреннюю опись.

93. Документы, хранящиеся в номенклатурных делах нотариуса, в случае их возврата или изъятия (выемки) выдаются:

лицу, на имя которого были оформлены возвращаемые документы, или его представителю при предъявлении: заявления с указанием причин возврата документов; документа, удостоверяющего личность; документа, подтверждающего полномочия представителя; документа, послужившего основанием для возврата документа (например, соглашения о расторжении договора, при удостоверении соглашения не тем нотариусом, который удостоверял расторгаемый договор);

работникам суда, прокуратуры, органов следствия при предъявлении служебного удостоверения; документа, на основании которого производится изъятие.

94. Возврат или изъятие документов из дел нотариуса производится в следующем порядке. Дело расшивается, изымаются необходимые документы; на их место подшиваются копии, заверенные подписью и оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. В дело также подшивается документ, на основании которого производился возврат или изъятие (заявление лица, на имя которого оформлены возвращаемые документы, протокол выемки, определение (запрос) суда, иной документ, на основании которого производился возврат или изъятие). В случае направления возвращаемого или изъятого документа почтой составляется сопроводительное письмо, копия которого подшивается в дело. Производится перенумерация листов. Если количество листов уменьшается на 5 или менее листов, их нумерация может не меняться, при этом на листе-заверителе делается отметка о пропущенных номерах. В случае увеличения количества листов в деле производится нумерация в порядке, предусмотренном пунктом 79 Правил.

О причинах переформирования дела составляется справка, датируемая и подписываемая нотариусом, которая подшивается в дело.

Возвращаемые или изымаемые из дел нотариуса документы выдаются нотариусом под расписку (приложение N 6), которая подшивается в дело.

95. Переформированные документы в деле прошиваются. Изменяется количество листов, указанное на листе-заверителе и на обложке дела.

96. В случае возвращения нотариусу ранее изъятых из его дел документов они вновь помещаются в дело, из которого изымаются их копии. Протокол выемки, определение (запрос) суда, иные документы, на основании которых производилось изъятие, подшиваются нотариусом в номенклатурное дело "Документы, на основании которых производилось изъятие документов или выдача информации о совершенных нотариальных действиях". Документы в деле вновь прошиваются.

(п. 96 в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

97. Исключен с 1 января 2011 года. - Приказ Минюста РФ от 23.11.2010 N 360.

(см. текст в предыдущей редакции)

98. Реестры, книги, журналы (далее - также книги) до внесения в них первой записи должны быть прошиты, листы их пронумерованы. Количество пронумерованных и сшитых листов указывается на оборотной стороне последнего листа книги. В книгах, ведение которых осуществляется нотариусами, занимающимися частной практикой, запись о количестве пронумерованных и сшитых листов заверяется подписью должностного лица и оттиском печати нотариальной палаты. В книгах, ведение которых осуществляется нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, указанная запись заверяется подписью должностного лица и заверяется оттиском печати территориального органа.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)

(см. текст в предыдущей редакции)

Выдача книг нотариусам, занимающимся частной практикой, регистрируется в нотариальной палате, нотариусам, работающим в государственной нотариальной конторе, - в территориальном органе, при этом на книге проставляются дата выдачи книги и ее регистрационный номер.

(абзац введен Приказом Минюста РФ от 23.11.2010 N 360)