Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров предназначены для малых предприятий независимо от их вида, форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.2. Согласно Закону СССР "О предприятиях в СССР" предприятие осуществляет бухгалтерский учет результатов своей работы. Бухгалтерский учет и отчетность ведется малыми предприятиями в соответствии с едиными методологическими основами и порядком, установленными Положением о бухгалтерском учете и отчетности и Планом счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций. При этом бухгалтерский учет решает следующие задачи:

обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами.

1.3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на руководителя.

Бухгалтерский учет на малом предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся его самостоятельным структурным подразделением (службой), возглавляемой главным бухгалтером.

На малом предприятии, не имеющем бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.

1.4. Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением регистров, предусмотренных инструкциями Министерства финансов СССР: по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом от 8 марта 1960 г. N 63, и для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом от 6 июня 1960 г. N 176, а также отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Министерством финансов СССР для предприятий подведомственных отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.), или настоящими рекомендациями.

Бланки указанных учетных форм печатаются и реализуются предприятиям органами Союзбланкоиздата по их заказам или в централизованном порядке по заказам вышестоящих органов хозяйственного управления, а также в порядке мелкооптовой и розничной торговли.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих требований:

единая методологическая основа (принцип двойной записи);

взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;

сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах учета на основании первичных учетных документов;

накапливание и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

1.5. Начальным этапом бухгалтерского учета на малом предприятии является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.

Малые предприятия могут применять для документирования операций типовые межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащим обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в учете совершенных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа (формы), дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении), наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

При этом бухгалтерским работникам следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Следующим этапом учета является:

регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской отчетности;

использование данных бухгалтерских регистров для получения другой необходимой для предприятия информации.