С 1 января 2010 года Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ и 213-ФЗ установлено новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС. А Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 N 582 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.07.2011 N 570.

Глава 1. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 23 декабря 2004 г. N 19-П и Определениях от 12 апреля 2005 г. N 164-О, N 165-О, от 12 мая 2005 г. N 182-О, N 183-О, N 210-О, N 211-О, N 212-О, N 213-О, от 24 мая 2005 г. N 223-О

Глава 1. Правовые позиции Конституционного Суда

Российской Федерации, изложенные в Постановлении

от 23 декабря 2004 г. N 19-П и Определениях от 12 апреля

2005 г. N 164-О, N 165-О, от 12 мая 2005 г. N 182-О,

N 183-О, N 210-О, N 211-О, N 212-О, N 213-О,

от 24 мая 2005 г. N 223-О

В вышеназванных решениях (Постановлении и Определениях) Конституционного Суда Российской Федерации рассматривались отдельные положения Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14, пункты 1 - 3 статьи 28), Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации" (пункты 1 и 2 статьи 20), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункта 8 пункта 1 статьи 238), Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (абзац 6 статьи 16).

Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев статьи Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не признал их не соответствующими Конституции Российской Федерации, однако выявил в порядке конституционного судопроизводства конституционно-правовой смысл отдельных нормативных положений указанного Закона, расходящийся со смыслом, придаваемым им правоприменительной практикой, основанной на буквальном толковании норм закона.

Вместе с тем в рассматриваемых Определениях правоприменительная деятельность ПФР по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не рассматривалась Конституционным Судом Российской Федерации в связи с тем, что в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1995 г. N 43-О: "Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, изменила компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (определенную в статье 125), исключив из нее, в частности, рассмотрение дел о конституционности правоприменительной практики". Аналогичная правовая позиция содержится и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 1995 г. N 132-О.

Пенсионный фонд Российской Федерации в силу своего правового статуса (государственное учреждение) является правоприменительным органом, что возлагает на него обязанность применения закона исходя из его буквального смысла.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2004 г. N 78-О: "Юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Таким образом, общим порядком, вытекающим из частей первой и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является утрата силы акта или его отдельных положений, признанных неконституционными, с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации".

Все вышеперечисленные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу с момента провозглашения решений, и новое правовое регулирование (истолкование) нормативных положений Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", выявленное Конституционным Судом Российской Федерации, применяется с этой даты.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 243-О: "Обратной силой Постановление Конституционного Суда Российской Федерации обладает в отношении дел обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации граждан или объединений граждан (организаций), а также в отношении неисполненных решений, вынесенных до принятия этого Постановления", что и вытекает из положений части второй статьи 100 (104), а также статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2004 г. N 211-О: "Пересмотру в установленных федеральным законом случаях подлежат как вступившие, но не исполненные или исполненные частично, так и не вступившие в законную силу правоприменительные решения. Такой пересмотр, однако, не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства".

На основании изложенного возврат уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа возможен на основании обращений граждан и только по страховым взносам, уплаченным за период после даты провозглашения рассматриваемых Определений в отношении лиц, указанных в Определениях от 12 апреля 2005 г. N 164-О, N 165-О, от 12 мая 2005 г. N 183-О (лица 1966 года рождения и старше, а в 2002 - 2004 годах мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) и от 24 мая 2005 г. N 223-О (индивидуальные предприниматели (адвокаты), являющиеся военными пенсионерами).

По вопросу возврата излишне уплаченных страховых взносов ПФР сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены (т.е. платежи являются неопознанными). Полномочий по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых взносов вышеназванным Федеральным законом не предоставлено.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (редакция от 23 декабря 2004 года) администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие "в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним)". Администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, определена Федеральная налоговая служба (приложение 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации").

Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).

В соответствии с пунктами 4, 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В соответствии с разделом II Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 2 декабря 2003 г. N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С налоговые органы представляют органам ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной ФНС России, в части платежей, относящихся к ПФР.

В связи с обращениями территориальных органов ПФР о невыполнении обязанности налоговых органов по проведению возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов Пенсионный фонд Российской Федерации обратился в Федеральную налоговую службу, а затем подготовил проект изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации о возложении полномочий по проведению возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов на налоговые органы.

В настоящее время подготовлен порядок передачи информации налоговыми органами органам ПФР по зачету (возврату) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Впредь до урегулирования указанной проблемы территориальным органам ПФР следует руководствоваться вышеназванной позицией и требовать выполнения обязательств от налоговых органов.

Согласно части третьей статьи 74 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации": "Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, компетенция которых подвергается сомнению в обращении".

Вопрос взыскания недоимки за 2004 год не был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации при вынесении указанных Определений.

Юридическая сила рассматриваемых Определений Конституционного Суда Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие после их вступления в законную силу, а именно права и обязанности граждан по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год с момента вступления в силу соответствующих Определений.

На основании изложенного взыскание недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа за прошлые периоды (до момента вступления в силу определений Конституционного Суда Российской Федерации) должно производиться территориальными органами ПФР в рамках искового производства в соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время отдельные вопросы, рассматриваемые в вышеназванных Определениях Конституционного Суда Российской Федерации, урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. N 582 "Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. N 582 (вступившим в законную силу 11 октября 2005 года) было осуществлено должное правовое регулирование в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями (адвокатами) - военными пенсионерами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 г. N 223-О), лицами 1966 года рождения и старше (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 164-О, N 165-О и от 12 мая 2005 г. N 183-О), а также лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им полутора лет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 182-О, от 12 мая 2005 г. N 213-О).

Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации вступило в законную силу 11 октября 2005 года, до этой даты регулирование указанных вопросов уплаты страховых взносов осуществляется вышеуказанными Определениями Конституционного Суда Российской Федерации.