О разъяснениях положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части "перерегистрации" обществ с ограниченной ответственностью, а также о совершенствовании механизмов защиты прав участников ООО

Относительно положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ) в части "перерегистрации" обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России в пределах своей компетенции излагает позицию, не обязательную для правоприменения.

Основной целью указанного Закона являются повышение инвестиционной привлекательности и совершенствование механизмов защиты прав участников ООО.

В целях повышения инвестиционной привлекательности организационно-правовой формы ООО Законом N 312-ФЗ предусматривается:

- запрет на выход из общества (если иное не предусмотрено уставом);

- возможность установления в уставе механизма продажи доли по заранее определенной цене;

- возможность заключения соглашений между участниками, регулирующих порядок согласованных действий по голосованию на общем собрании участников, порядку управления обществом и иным вопросам (аналог "акционерного соглашения").

В целях защиты прав участников ООО Законом N 312-ФЗ предусматривается:

- учет долей в Едином государственном реестре юридических лиц с одновременным исключением сведений о них из устава и нотариальным порядком перехода долей;

- право участника ООО истребовать свою долю в случае ее утраты в результате противоправных действий третьих лиц.

Таким образом, с принятием Закона N 312-ФЗ существенно снизился риск "рейдерских захватов", увеличилась гибкость регулирования корпоративного управления в ООО.

В отношении так называемой "перерегистрации" уставов обществ Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России сообщает.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.12.2009 N 310-ФЗ в часть 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ) и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ) при первом изменении уставов таких обществ.

Пунктом 2 ст. 5 Закона установлено, что уставы обществ, созданных до вступления в силу Закона, подлежат приведению в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Закона) до 1 января 2010 г.

В то же время согласно п. 3 ст. 5 Закона с момента вступления его в силу уставы и учредительные договоры обществ, созданных до вступления Закона в силу, применяются в части, не противоречащей вышеуказанным законодательным актам. При этом п. 7 ст. 5 Закона регулирует отношения по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО, устав которого не приведен в соответствие с Законом.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 1 сентября 2014 года статья 61 ГК РФ изложена в новой редакции. Случаи ликвидации юридического лица по решению суда определены в пункте 3 статьи 61 ГК РФ.

Таким образом, неприведение устава ООО в соответствие с Законом не влечет недействительности устава после 1 января 2010 г. и не может быть основанием для ликвидации по решению суда (п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации) такого общества, если не допущены иные грубые или неоднократные нарушения нормативных правовых актов. При этом в случае предъявления в суд требования уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления о ликвидации ООО суду должны быть представлены доказательства конкретных грубых или неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2001 N 2163/01, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.1998 N 4/2). Одновременно согласно судебному толкованию положений п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, данному в указанных актах, суд может предложить обществу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах (уставе) расхождений с Законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке. Арбитражный суд может также отложить рассмотрение назначенного к слушанию дела, предложив обществу устранить имеющиеся в учредительных документах расхождения с Законом не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении рассмотрения дела, суд решает вопрос о ликвидации соответствующего общества.