2.1. Общий порядок ведения первичного учета в молочном и мясном скотоводстве

2.1. Общий порядок ведения первичного учета в молочном

и мясном скотоводстве

5. Все хозяйственные операции, связанные с процессами производства продукции молочного и мясного скотоводства, оформляются в сельскохозяйственных организациях утвержденными в установленном порядке унифицированными (типовыми), специализированными (отраслевыми) и локальными (внутренними) формами первичных учетных документов (более подробно об этом см. Методические рекомендации по организации первичного учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденные Минсельхозом России "__" _____ 2006 г.).

Во всех случаях первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (форма); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровка (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических рекомендаций по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

6. Основным требованием, предъявляемым к первичному учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве, является правдивое (реальное) и полное документальное отражение хозяйственных операций в этой отрасли.

Существенный перечень и значительный различный состав производственных затрат, их неоднородность и неодинаковые способы производственного потребления обуславливают необходимость их различного документального оформления.

Первичный учет затрат по способу их производственного потребления подразделяется на:

а) учет затрат на потребление средств труда (амортизация основных средств);

б) учет затрат на потребление предметов труда (корма, подстилка, медикаменты и т.д.);

в) учет затрат на оплату живого труда;

г) учет финансовых и прочих затрат.

Первичный учет выхода продукции по производственному потреблению и использованию подразделяется на:

а) учет продукции, приходуемой и продаваемой на регулярной основе (молоко);

б) учет продукции, остающейся непосредственно в производстве (молоко на выпойку телятам, навоз, приходуемый на хранилище или списываемый на затраты растениеводства в качестве удобрений);

в) учет приплода, приходуемого в составе молодняка животных;

г) учет прироста животных на выращивании и откорме.

Правильная организация первичного учета затрат и выхода продукции в полной мере характеризует картину хода производственных процессов и результаты производства.

Система первичного учета в молочном и мясном скотоводстве должна обеспечивать оперативный контроль выполнения заданий, программ (бюджетов) производства продукции, воспроизводства поголовья животных и выращивания молодняка животных, а также животных на откорме. Кроме того, первичный учет в молочном и мясном скотоводстве должен снабжать объективной, достоверной и полезной информацией систему внутрихозяйственного контроля за рациональным использованием фонда оплаты труда, кормов и других материальных ресурсов, за своевременным и полным оприходованием продукции, приплода, а также систему управления производством по стратегии развития отрасли.

Первичный учет должен быть организован таким образом, чтобы на его основе управленческий персонал и прежде всего аппарат бухгалтерской службы мог анализировать ситуации и предупреждать возможные негативные явления (необоснованный перерасход средств, хищения, недостачи продукции, поголовья скота и др.).

7. Повышение действенности контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в молочном и мясном скотоводстве обеспечивается путем оптимального сочетания методических возможностей документирования с технологическими особенностями отрасли, в связи с чем рациональная организация первичного учета в этой отрасли зависит от специалистов многих служб хозяйства, принимающих участие в оформлении и последующем движении соответствующих первичных документов в рамках установленного в хозяйстве графика и документооборота.

При этом соблюдение сроков составления и сдачи документов в бухгалтерию организации обуславливает необходимость определения должностных лиц учетной, плановой, технологической и других служб, принимающих участие в составлении, подписании и сдаче документов, на последующие стадии их обработки.

Для правильности построения документооборота (в части документального оформления хозяйственных операций в скотоводстве) следует учитывать организационно-управленческие связи подразделений этой отрасли и технологические коммуникации видов производств (рис. 1).

8. График документооборота разрабатывается главным бухгалтером с предварительным изучением всех особенностей хозяйства, его производственной структуры и структуры управления, организации и технологии производства, наличия складов, производственных объектов, организации самого учета (централизованного), уровня подготовки кадров и т.п. Утвержденный руководителем организации график документооборота является элементом ее учетной политики (более подробно об этом см. Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях, утвержденные Минсельхозом России 16 мая 2005 г.).