2.5. Учет деятельности сельскохозяйственных снабженческих кооперативов

Снабженческие кооперативы создаются для снабжения сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств: минеральными удобрениями, пестицидами, гербицидами, известковыми материалами, нефтепродуктами, запасными частями, оборудованием, семенами, кормами, молодняком скота и птицы и другими производственными запасами.

Учет затрат сельскохозяйственные снабженческие кооперативы по закупкам и снабжению сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства (минеральными удобрениями, средствами защиты растений и животных от болезней, нефтепродуктами, кормами, семенами и т.п.) ведут на счете 44 "Расходы на продажу по основным видам поставляемых сельскому хозяйству производственных запасов".

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, утвердившее Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121. Позицию Минфина РФ по данному вопросу см. в письме Минфина РФ от 29.04.2002 N 16-00-13/03.

Затраты кооператива по осуществлению снабженческой деятельности формируются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа N 552 (с учетом внесенных изменений и дополнений).

Учет на счете 44 "Расходы на продажу" снабженческие кооперативы ведут по статьям затрат, перечень которых устанавливается самим кооперативом. Рекомендуемый перечень статей для снабженческих кооперативов:

- Оплата труда с отчислениями на социальные нужды;

- Транспортные расходы по завозу товаров;

- Расходы по хранению товаров;

- Содержание основных средств,

в том числе:

а) амортизация основных средств (если она начисляется);

б) ремонт основных средств;

- Работы и услуги;

- Организация снабжения и управления;

- Прочие затраты.

На статью "Оплата труда с отчислениями на социальные нужды" относят начисленную оплату труда работникам кооператива, осуществляющим приемку от поставщиков, разгрузку и отпуск товаров (производственных запасов) сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам.

По этой же статье учитывают и отчисления на социальные нужды (в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, на медицинское страхование).

Отчисления на социальные нужды относятся на соответствующие объекты учета, пропорционально расходам на оплату труда по установленным законодательством нормам.

При начислении оплаты труда, включая оплату отпусков и других выплат в соответствии с действующим законодательством дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредит счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", а на сумму отчислений на социальные нужды дебетуют счет 44 и кредитуют счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

По статье "Транспортные расходы по завозу товаров" отражают расходы, связанные с завозом производственных запасов минеральных удобрений, нефтепродуктов, семян, кормов, топлива и т.п.) от поставщиков до баз (складов) кооператива. Сюда включают железнодорожный тариф, водный фрахт, расходы на автомобильные и воздушные перевозки, станционные и портовые сборы, стоимость погрузки и разгрузки производственных запасов (товаров) на станциях и пристанях и т.п. На стоимость транспортных расходов по завозу товаров согласно счетам - поставщиков и подрядчиков дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредитуют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - без налога на добавленную стоимость.

На сумму НДС дебетуют счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредитуют счет 60.

При транспортировке завозимых товаров транспортными средствами кооператива дебетуют счет 44 и кредитуют счет 23 "Вспомогательные производства".

Расходы по завозу товаров ведут в разрезе основных видов товара: а) минеральные удобрения и средства защиты растений и животных от болезней; б) нефтепродукты; в) корма и семена; г) известковые и гипсовые удобрения; д) запасные части и ремонтные материалы; е) строительные материалы и оборудование; ж) прочие товары.

По статье "Расходы по хранению товаров" учитывают расходы, связанные с хранением, подработкой, сортировкой и реализацией товаров, содержанием инвентаря, включая арендную плату за аренду складских помещений и другие аналогичные расходы.

На эти расходы дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредитуют счета: 10 "Материалы", 23 "Вспомогательные производства", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

На статью "Содержание основных средств" включают затраты, связанные с содержанием основных средств: складов и хранилищ для хранения минеральных удобрений, кормов, семян, запасных частей и ремонтных материалов; резервуаров для хранения нефтепродуктов; оборудованных площадок с твердым покрытием для хранения сельскохозяйственной техники и оборудования.

В стоимость ремонта основных средств включают стоимость строительных материалов, израсходованных на ремонт складов и хранилищ; запасных частей и ремонтных материалов, израсходованных на ремонт транспортных средств и подъемного оборудования. Ремонт основных средств может производиться как хозяйственным способом, так и подрядным способом.

При учете затрат на содержание основных средств используют следующие счета бухгалтерского учета: дебет счета 44 "Расходы на продукцию", кредит счетов: 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму начисленной оплаты труда на ремонте и содержании основных средств; 69 "Расчеты по социальному страхованию" - на сумму отчислений на социальные нужды с вышеуказанной оплаты труда; 10 "Материалы" - на стоимость израсходованных на ремонт строительных и ремонтных материалов, запасных частей и других материальных ценностей; 02 "Амортизация основных средств" - на сумму начисленных амортизационных отчислений; 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - стоимость ремонта основных средств, произведенного подрядным способом (на сумму НДС дебетуют счет 19 и кредитуют счет 60) и др.

По статье "Работы и услуги" отражают затраты на выполненные работы и оказанные услуги своими вспомогательными производствами и сторонними организациями по обеспечению складских помещений электроосвещением, отоплением и т.п. В эту статью включают и расходы по перемещению (транспортировке) товаров внутри складов и хранилищ.

На затраты работ и услуг, выполненных своими вспомогательными производствами, дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредитуют счет 23 "Вспомогательные производства". При выполнении этих работ и услуг сторонними организациями дебетуют счет 44 без НДС и на сумму НДС счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредитуют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

- По статье "Организация снабжения и управления" учитывают: оплату труда с отчислениями на социальные нужды административно-управленческого персонала кооператива, расходы на командировки и служебные разъезды; конторские, типографские, почтово-телеграфные расходы; затраты на ремонт основных средств общехозяйственного назначения, включая начисления по ним амортизации (офисы, легковые автомобили, хозяйственный инвентарь и т.п.); расходы на противопожарные мероприятия, охрану труда и технику безопасности и др.

- В кооперативах, занимающихся одним видом деятельности - снабжением сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства, общехозяйственные расходы на счет 26 не учитываются, а находят отражение по отдельной вышеуказанной статье на счете 44 "Расходы на продажу".

На сумму начисленной оплаты труда административно-управленческого персонала дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредитуют 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", а на сумму отчислений на социальные нужды с этой оплаты труда дебетуют счет 44 и кредитуют счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

- На другие расходы общехозяйственного значения дебетуют счет 44 и кредитуют счета: 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на сумму командировочных и других расходов, производственных подотчетными лицами; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму почтово-телеграфных расходов, охрану офиса вневедомственной охраной и т.п.;

- 02 "Амортизация основных средств" - на сумму начисленных амортизационных отчислений на служебное здание (офис), легковой автотранспорт, хозяйственный инвентарь (компьютеры, ксероксы и др.).

- В статье "Прочие затраты" отражают затраты, не вошедшие в предыдущие статьи, к ним относятся: недостачи товаров в пути и при хранении в пределах норм естественной убыли (при железнодорожных, водных и автомобильных перевозках, при хранении на складах). Недостачи товаров сверх установленных норм естественной убыли, потери по недостачам и хищениям товаров, во взыскании которых отказано судом, на издержки обращения не относят. Надо иметь в виду, что стоимость недостающих товаров относят на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с кредита счета 41 "Товары". На стоимость недостающих товаров в пределах норм естественной убыли дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредитуют счет 94, а сверх норм естественной убыли относят в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", "Расчеты по возмещению материального ущерба".

- Если с виновных лиц взыскивают стоимость недостающих или похищенных товаров по ценам, превышающим их балансовую стоимость, то разницу между стоимостью недостающих товаров относят на дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" с кредита счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 4.

- По мере взыскания с виновного лица указанной разницы дебетуют счет 98 и кредитуют счет 91 "Прочие доходы и расходы".

- В тех случаях, когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков от недостачи товаров, то стоимость недостающих товаров сверх норм естественной убыли относят на убытки в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

- Сельскохозяйственный снабженческий кооператив составляет годовую смету издержек обращения. Бухгалтерский учет издержек обращения должен обеспечить: постоянный контроль за соблюдением смет издержек обращения; своевременное, полное и достоверное отражение в учете фактических затрат, связанных с приобретением, хранением и реализацией товаров; проверку исполнения смет и выявления резервов для сокращения издержек обращения.

- Издержки обращения, учтенные на счете 44, за исключением расходов по завозу, относящихся к остатку нереализованных товаров, списывают ежемесячно со счета N 44 (по кредиту счетов) в дебет счета 90 "Продажа".

- Размер издержек обращения, связанных с завозом товаров, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец месяца (или года), исчисляют по среднему проценту издержек обращения по завозу товаров за отчетный месяц (а при составлении годового отчета за декабрь) с учетом переходящего остатка на начало этого месяца.

- Пример определения издержек обращения, связанных с завозом товаров на конец года (цифры условные).

1. Сумма издержек обращения по завозу товаров, относящихся к остатку товаров на складах по состоянию на 01.12.99 - 50000 руб.

2. Расходы по завозу товаров за декабрь 1999 года - 600000 руб.

Итого расходов по завозу - 650000 руб.

3. Реализовано товаров за декабрь 1999 года в ценах поставщиков, стоимость которых отражена по дебету счета 90 "Продажи" и по кредиту счета 41 "Товары", субсчет "Товары на складах, базах и овощехранилищах" - 14750000 руб.

4. Остаток товаров на складах и базах на 1 января 2000 года, числящихся на счете 41 "Товары", - 1500000 руб. Итого (строки 3 + 4) - 16250 000 руб.

Декабрь 1999 г. (650 000 : 16250 000 x 100) - 4,0%.

5. Сумма издержек обращения по завозу товаров, относящихся к остатку товаров на 1 января 2000 года, составит (1500000 x 4% : 100).

Эта сумма должна быть присоединена в балансе к стоимости товаров, учитываемых на счете 41, и показана по строке 214 оборотных активов - 60000 руб.

Для покрытия расходов (издержек обращения), связанных с осуществлением снабженческой деятельности, кооперативы на реализуемые товары производят наложения (торговые наценки). Эти наложения (торговые наценки) устанавливаются общим собранием членов кооператива (собранием уполномоченных) в процентах от стоимости отпущенных сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим покупателям товаров по ценам поставщиков, т.е. ценам приобретения.

Сумма наценок на товары, полученная с покупателей, составляет валовой (общий) доход кооператива от снабженческой деятельности. Сопоставляя суммы полученных наценок (валового дохода) на реализованные товары с суммой издержек обращения за этот же отчетный период, определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации товаров (средств производства).

Поясним это на следующем примере (цифры условные):

1. Расходы по завозу товаров, относящихся к остатку товаров на складах на 01.12.99 составили 50000 руб.

2. Расходы по завозу товаров за декабрь 1999 года - 600000 руб.

3. Расходы по завозу товаров, относящихся к остатку товаров на складах на 1 января 2000 г. (согласно вышеуказанному расчету) составили 60000 руб.

4. Расходы на оплату труда с отчислениями за декабрь 1999 г. - 250 тыс. руб.

5. Расходы по хранению товаров за декабрь 1999 г. - 300 000 руб.

6. Расходы по содержанию основных средств за декабрь 1999 г. - 100000 руб.

7. Стоимость работ и услуг за декабрь 1999 г. - 50 000 руб.

8. Расходы на организацию снабжения и управления за декабрь 1999 г. - 160 000 руб.

9. Прочие затраты за декабрь 1999 г. - 25 000 руб.

Итого издержек обращения за декабрь 1999 г., отнесенных в дебет счета 90 "Продажа" кредита счета 44 "Расходы на продажу" (строки 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9).

10. Валовой доход от реализации товаров за декабрь 1999 г. составит (14750000 стоимость реализованного товара x 12% : 100 - 1770 000 руб.

11. Сумма наценок на товары в размере 12% установлена общим собранием кооператива.

12. В счетах-фактурах, предъявленных кооперативом покупателям, будет указана стоимость товара 14750 000 рублей, наценок на товары 12% - 17770 000, налог на добавленную стоимость 20% - 3104 000 руб., всего на сумму 19624000 рублей, которая будет отнесена в дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" с кредита счета 90 "Продажа". Сумма налога на добавленную стоимость - 3104000 руб. будет отнесена на дебет счета 90 с кредита счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

На образовавшуюся прибыль в результате реализации товаров в декабре 1999 г. в сумме 295 000 руб. дебетуют счет 90 и кредитуют счет 99 "Прибыли и убытки". При заполнении отчета о прибылях и убытках эти показатели найдут отражение следующим образом:

- по строке 010 "Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость) будет показана стоимость реализованных товаров с учетом наценок 16520 000 руб. (стоимость товара 14750 000 руб. + наценка 12% - 1770000 руб.);

- по строке 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" будет показана стоимость реализованных товаров в сумме 14750 000 руб.;

- по строке 030 "Коммерческие расходы" будут показаны издержки обращения на реализованные товары, списанные со счета 44 "Расходы на продажу" в дебет счета 90 в сумме 1475000 руб.