14. Арбитражная практика

Постановления ФАС МО от 11.05.2007 (14.05.2007) N КА-А40/2612-07 и от 19.03.2007 (26.03.2007) N КА-А40Л804-О7.

Затраты на содержание служебных автомобилей учитываются у неспециализированных организаций вне зависимости от наличия у них путевого листа, составленного по унифицированной форме N 3, так как данная форма является обязательной только для автотранспортных организаций.

Инспекция считает, что общество неправомерно, без подтверждения надлежащим образом оформленными документами, включило в состав расходов при налогообложении прибыли затраты на горюче-смазочные материалы по служебным автомобилям.

При проверке доказательств судами установлено несоответствие вывода налогового органа фактическим обстоятельствам, поскольку затраты общества на приобретение ГСМ за 2003 - 2005 гг. подтверждены кассовыми чеками, авансовыми отчетами о расходовании полученных денежных средств, составленными водителями (в 2003 - ноябре 2004 гг.). ГСМ приобретались водителями за наличный расчет; расходы за ноябрь 2004 - 2005 гг., - когда ГСМ приобретались на основании договора поставки N 0-46/2004 от Ы. 11-.2004, подтверждены актами приема-передачи ГСМ, платежными поручениями на оплату ГСМ. Поскольку ГСМ приобретались непосредственно водителями общества у третьих лиц, а не выдавались обществом, последним не составлялись накладные на выдачу ГСМ и приходные ордера.

Кроме того, обществом применялась специально разработанная и утвержденная Приказом генерального директора от 01.07.2002 N 1-я форма путевого листа, в котором отражались необходимые учетные данные для определения затрат на ГСМ.

Форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, на несоответствие которой путевых листов заявителя указывает инспекция, разработана для автотранспортных организаций (к каковым заявитель не относится) в целях учета работы автотранспортных средств и для начисления заработной платы водителям и имеет рекомендательный, а не обязательный характер, что подтверждается разъяснениями, содержащимися в письмах Департамента налоговой и таможенной политики при Минфине РФ от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214, Минфина РФ от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, N 03-03-04/2/77 от 16.03.2006, и N 03-0344/2/23 от 03.02.06.

При таких обстоятельствах на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, с учетом производственной цели приобретаемых ГСМ, суды сделали правильный вывод о том, что общество правомерно включило стоимость ГСМ в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Постановление ФАС СЗО от 05.04.2004 N А56-22408/03.

При использовании работниками организации, не являющимися водителями, служебного автотранспорта для производственных целей, составление путевого листа по унифицированной форме N 3 не является обязательным, так как данная форма предназначена для автотранспортных организаций, а начисление заработной платы этим работникам осуществляется не в связи с выполнением поездок на автомобиле, а по иным основаниям.

По мнению налоговой инспекции, Общество неправомерно отнесло на себестоимость продукции затраты по приобретению бензина, поскольку путевые листы легковых автомобилей, представленные Обществам, в нарушение пункта 2 "Указаний по применению и заполнению форм", утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78 (далее - Указания), оформлены не на каждый день, а по итогам месяца и не содержат всех необходимых реквизитов.

Суды, удовлетворяя требования Общества, подтвердили правомерность действий налогоплательщика, и кассационная инстанция считает такое решение судов законным. Необходимым условием для отнесения затрат на горюче-смазочные материалы на себестоимость продукции (работ, услуг) является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих фактические суммы затрат на приобретение ГСМ и производственные цели эксплуатации автомобиля. Таким документом, как правило, являются путевые листы, а также кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных горюче-смазочных материалов.

Как видно из материалов дела, путевые листы, на основании которых общество относило на себестоимость услуг расходы по приобретению бензина, оформлены надлежащим образом.

Суд кассационной инстанции отклоняет, как необоснованный, довод налогового органа о нарушении Обществом пункта 2 "Указаний по применению и заполнению форм", утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78, поскольку составленные Обществам путевые листы легковых автомобилей оформлены не за каждый день или смену, а за месяц.

В соответствии с указанным Постановлением путевой лист является первичным учетным документом по учету работы легкового транспорта и основанием для начисления заработной платы. В данном случае работники Общества, использующие автомобили исключительно в целях для нужд Общества, водителями не являются, заработная плата начисляется им по иным основаниям. Утвержденная форма предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами.

Суды первой и апелляционной инстанций на основе анализа документов признали доказанными в установленном порядке расходы Общества по эксплуатации автомобилей.

Эти расходы подтверждены счетами-фактурами, авансовыми платежами, счетами, платежными поручениями на оплату горюче-смазочных материалов, чеками и ведомостями автозаправочных станций, договорами на продажу нефтепродуктов.

Производственный характер данных расходов обоснован приказами о порядке и условиях предоставления служебных автомобилей работникам Общества в производственных целях, согласно которым автотранспорт предоставлялся только тем работникам, характер работы которых носит разъездной характер, а также приказами о порядке использования автомобилей Общества, закрепившими "Политику по служебным автомобилям", где установлены правила предоставления и использования автомобилей Общества в производственных целях и запрещено использование автотранспорта в личных целях.