14. Арбитражная практика

Неподтверждение поставщиком реальности операций с налогоплательщиком не является признаком недобросовестности (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2007 N А31-6836/2005-16).

Инспекция отказала компании-экспортеру в возмещении НДС на основании следующего: поставщик сырья для производства экспортного товара не подтвердил, что у него были какие-либо договорные отношения с налогоплательщиком.

Суд установил, что факт приобретения товара подтвержден товарно-транспортными накладными с отметками поставщика о его выдаче, приказами, командировочными удостоверениями водителей налогоплательщика, путевыми листами на перевозку грузов, а также дополнительными документами, предоставленными поставщиком при поставке сырья. Приобретенное сырье доставлено экспортеру и использовано им для изготовления продукции. Поставщик является действующим предприятием, один из основных видов деятельности которого - реализация лома и отходов металла, то есть именно того сырья, которое приобретал у него налогоплательщик. Выставленные счета-фактуры налогоплательщик оплатил полностью, все хозяйственные операции отражены в бухгалтерском учете экспортера, металлолом полностью оприходован.

На основании таких обстоятельств ФАС пришел к выводу о том, что налогоплательщик подтвердил право на возмещение НДС из бюджета. Ссылка налогового органа на письмо поставщика, согласно которому данная организация никаких договорных отношений с налогоплательщиком не имела и не имеет, с учетом того, что указанное письмо не содержит информации о том, каким образом у заявителя оказались документы, подтверждающие факт поставки металлолома, судом во внимание не принята.

Примечание. Если у организации есть документы, выданные поставщиком, и налоговая инспекция не смогла доказать их фиктивность, скорее всего, суд встанет на сторону налогоплательщика.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333 с комментарием

Вопрос: Аптечная сеть закупила у поставщика медикаменты и лекарственные средства на условиях самовывоза. Для транспортировки приобретенных товаров со склада до пунктов продаж заключен договор со сторонней организацией. Можно ли учесть транспортные расходы при исчислении налога на прибыль, если у аптеки в качестве подтверждения указанных затрат есть счет-фактура, акт выполненных работ, платежное поручение, но отсутствует товарно-транспортная накладная?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности учета транспортных расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся, в частности, транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. О порядке составления первичных учетных документов см. статью 9 Федерального закона N 402-ФЗ. О применении с 1 января 2013 года форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации см. Информацию Минфина России N ПЗ-10/2012.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" были возложены на Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Так, согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей, заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Согласно п. 2 Инструкции Минфина СССР, Государственного банка СССР, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР, Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.11.1983 N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-Т. Пунктом 6 указанной Инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Учитывая изложенное, затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме N 1-Т.