Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Введение

Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Минздрава РФ, Минобразования РФ от 30.06.1992 N 186/272 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России N 89, Минобрнауки России N 159 от 01.03.2018.

Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико-экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях" (Приложение N 1 к Приказу). Данным Положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет <*>.

--------------------------------

<*> а) обязательных углубленных медицинских обследований на возрастном отрезке от 3-х до 17-ти лет - 7.

б) 3 обязательных этапа в профилактическом осмотре: доврачебный, педиатрический, специализированный.

в) организация осмотров на основе программы скрининг-тестов (тестирование выполняется на доврачебном этапе).

Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования) и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах. Затраты времени среднего медицинского работника, педиатра, врачей-специалистов на обследование ребенка в соответствии с нормативом определены хронометражем в специальном эксперименте по оценке реализуемости нормативов в условиях образовательного учреждения и территориальной детской поликлиники <*>.

--------------------------------

<*> Возможны различные модели организации профилактических осмотров:

Модель А - в условиях медицинского кабинета дошкольного учреждения, школы;

Модель Б - в условиях детской поликлиники;

Модель В (смешанный вариант) - доврачебный и педиатрический этапы осмотра (или только доврачебный) в условиях медицинского кабинета дошкольного учреждения, школы, специализированный (или педиатрический и специализированный) - в условиях поликлиники.

Выбор модели организации профилактических осмотров определяется конкретными условиями на местах: обеспеченностью медицинскими кадрами, в т.ч. врачами-специалистами, оснащенностью медицинских кабинетов образовательных учреждений, отдаленностью детских садов и школ от поликлиники, транспортом и т.д.

Принципы организации профилактических осмотров детей в условиях детской городской поликлиники при интегрированной форме медицинского обеспечения ("единый педиатр") даны в Приложении (см. Приложение 1).

Расчет себестоимости профилактических осмотров, с учетом возраста детей и программы обследования, также базируется на экспериментальных данных (глава VI).

Для обеспечения качественного выполнения осмотров в соответствии с нормативами в настоящий документ в виде "дополнительной информации" введены справочные материалы, позволяющие врачу правильно определить объем диагностических процедур, необходимых и достаточных при обследовании как здоровых, так и детей с отклонениями в состоянии здоровья (главы II, III, IV, V) <*>.

--------------------------------

<*> Учитывается характер патологии, наиболее часто диагностируемой у дошкольников и школьников.

Центральной фигурой в организации профилактических осмотров и их комплексной оценке является педиатр. Этим объясняется объем и характер справочных материалов, включенных в норматив педиатрического осмотра (главы II, V).

Медико-экономические нормативы профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов, при согласовании правовых норм, явятся основой государственных стандартов.