4.3. Протокол об административном правонарушении

4.3. Протокол об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП в протоколе об административном правонарушении (приложение 8) указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья федерального закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не в состоянии самостоятельно написать объяснение, это делается под его диктовку лицом, составившим протокол. При этом в конце делается запись "С моих слов записано верно и мне прочитано, замечаний и дополнений не имею", после чего объяснение подписывается лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

Исключительно ответственно следует подойти к формулированию состава нарушения. Оно должно как можно более точно соответствовать формулировке нарушения в соответствующей статье КоАП и при этом четко описывать событие правонарушения. Например:

"10 июня 2007 г. в 15.00 допустил нарушение..., выразившееся в незаконном лове рыбы сетью в оз. Зюраткуль близ ур. Мыс Долгий Ельник на территории национального парка "Зюраткуль" и незаконном вылове 14 (четырнадцати) экз. леща";

"2 июня 2007 г. в 15.30 допустил нарушение..., выразившееся в незаконном, без соответствующего разрешения, нахождении на территории Башкирского заповедника в кв. 15 Узянского лесничества";

"2 июня 2007 г. в 15.30 допустил нарушение..., выразившееся в незаконной охоте на территории заповедника "Шульган-Таш" и незаконном отстреле медведя в кв. 17 Прибельского лесничества заповедника близ ур. Капова пещера".

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается госинспектором, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола или дачи объяснения в нем делается запись "от подписи (объяснения) отказался без причины", заверенная подписью госинспектора и свидетелей.

В случае необходимости внесения в протокол исправлений текст, который необходимо исправить, зачеркивается, рядом делается запись "исправленному верить", заверяемая подписями лица, составившего протокол, и двух свидетелей.

Физическое лицо или законный представитель юридического лица должен быть надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

При составлении протокола об административном правонарушении, в совершении которого подозревается юридическое лицо (приложение 9), в протоколе должны быть указаны полное и сокращенное наименование юридического лица, включая его организационно-правовую форму, адрес местонахождения (юридический и фактический), вышестоящую организацию (если имеется), Ф.И.О. и должность руководителя, Ф.И.О. и должность законного представителя, присутствующего при составлении протокола.

В соответствии со статьей 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В зависимости от характера и обстоятельств дела наряду с составлением протокола рекомендуется производить фото- и видеосъемку места нарушения и окружающей обстановки, нарушителей, орудий добывания животных, транспортных средств и других предметов, имеющих значение для подтверждения факта правонарушения и изобличения лица, его совершившего.

Записи в протоколе делаются четко и разборчиво, шариковой или гелевой ручкой синего или черного цвета, без ошибок и помарок. Протокол должен полностью заполняться одним почерком с применением одной авторучки.

Состав нарушения должен быть сформулирован четко и правильно. Это приобретает особенно большое значение, когда рассмотрение дела об административном правонарушении происходит в отсутствии составителя протокола. В этом случае соответствующее должностное лицо может получить сведения о нарушении лишь из содержания протокола и со слов нарушителя.

Протоколы об административных правонарушениях составляются на каждого нарушителя в отдельности. В случаях, когда нарушение носит групповой характер, об этом делается отметка при формулировании существа нарушения. Например, "...осуществлял самовольное сенокошение на территории Башкирского заповедника в кв. Узянского лесничества близ д. Саргая совместно с гр. Ивановым И.И.". При этом протоколы составляются на обоих нарушителей.

Личность нарушителя следует устанавливать по имеющимся у него документам, а также путем опознания свидетелями или личным опознанием.

Если личность нарушителя на месте нарушения установить невозможно, его следует доставить в ближайшее служебное помещение органа внутренних дел, иное служебное помещение (в том числе служебное помещение заповедника или национального парка) для выяснения личности и составления протокола.

Если нарушителей несколько, а документы, удостоверяющие личность, у них отсутствуют, целесообразно использовать "перекрестный опрос". При этом у каждого нарушителя спрашивают данные о других, записывают их и сравнивают.

Не следует переоценивать возможность установления личности нарушителя, использующего автомототранспорт, по номеру транспортного средства (через ГИБДД). В ходе самой процедуры уточнения могут возникнуть сложности, нарушитель же может использовать транспорт по доверенности или вовсе без нее. При любых обстоятельствах изначально должен быть составлен протокол хотя бы со слов нарушителя.

Большую роль в установлении личности нарушителя может играть его фотография, в том числе направленная с официальным запросом в органы милиции.

Оформление протокола начинается с указания даты его составления.

Дата составления может отличаться от даты выявления нарушения. Затем указывается место составления протокола (отдел заповедника, номер квартала, название урочища, кордона, водоема либо отделения милиции и др.). Место составления тоже может не совпадать с местом совершения нарушения (в случае доставления нарушителя для выявления личности в отделение милиции и иное служебное помещение).

В графах, описывающих сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указывается его фамилия, имя и отчество (полностью, в именительном падеже), год и место рождения (последнее указывается с точностью до республики, края, области, округа Российской Федерации или бывшего СССР). Данные сведения необходимы для уточнения личности нарушителя через органы внутренних дел и их адресные бюро.

Место работы и должность нарушителя пишутся полностью. В случае работы нарушителя на небольшом предприятии (например, СМУ-8) указывается подчиненность данного предприятия (например, ЗАО "Кубаньэнерго") и почтовый адрес места работы (в т.ч. со слов вышеупомянутого лица). Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, работает на крупном предприятии (организации), необходимо указать, в каком подразделении он работает (например: автобаза Краснодарского фарфорофаянсового завода, юридический факультет Кубанского госуниверситета и т.п.).

Для лиц, находящихся на государственном пенсионном обеспечении, делается запись "пенсионер" с указанием соответствующего отделения пенсионного фонда.

Далее в протоколе указывается почтовый адрес (желательно с почтовым индексом) местожительства лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Целесообразно указать также номер домашнего и иного контактного телефона нарушителя (с его слов).

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, проживает в окружном, областном, краевом или республиканском центре, то указывается только название города, район, название улицы, номер и корпус дома, номер квартиры.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, проживает в городе, то указывается область, где этот город расположен, название города, название улицы, номер и корпус дома, номер квартиры.

Если он проживает в поселке городского типа, указывается область, район, название поселка, название улицы, номер дома и квартиры.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, проживает в сельском населенном пункте - указывается область, район, сельсовет или отделение связи, обслуживающее данный населенный пункт, название населенного пункта, название улицы, номер дома.

В графе "Документ, удостоверяющий личность" указывается название документа, его серия и номер, кем и когда выдан. Пример: "паспорт 44 05 525182, выдан ОВД Центрального р-на г. Сочи 06.08.2004".

Если личность установлена в милиции или напрямую через адресное бюро, то это записывается в той же графе. При опознании нарушителя членом рейдовой группы или посторонним человеком указывается, кем именно была подтверждена личность задержанного.

При отсутствии у нарушителя документов, удостоверяющих личность, и невозможности доставить его в милицию или иное служебное помещение, в данной графе пишется "Со слов" и записываются данные, которые он сообщает.

Особое внимание следует обращать на указание даты (может и не совпадать с датой составления протокола), времени и места выявления нарушения. Следует не ограничиваться в указании места нарушения формулировками (типа "на территории охранной зоны заповедника"), а конкретно указывать место нарушения.

При выявлении нарушений, связанных с порубкой (либо присвоением) леса, необходимо указать конкретный вид данного лесонарушения, а именно:

самовольная рубка растущего леса;

повреждение растущих деревьев и кустарников до степени прекращения роста;

повреждение растущих деревьев и кустарников не до степени прекращения роста;

самовольная рубка сухостойных деревьев;

присвоение срубленных с корня, буреломных или ветровальных деревьев.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства от ответственности за экологические правонарушения" под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 <*>, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

--------------------------------

<*> В настоящее время перечень деревьев, кустарников и лиан, заготовка древесины которых запрещена, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 года N 162.

В протоколе при описании события правонарушения также перечисляются орудия незаконного природопользования и незаконно добытая продукция. При этом количество указанных предметов указывается цифрами и прописью. Количество указывается в единицах, которые используются в утвержденных таксах для исчисления размера взыскания за ущерб.

При составлении протокола о незаконной порубке указывается также порода срубленных или поврежденных деревьев и кустарников, их количество и диаметр (для растущих деревьев - на высоте груди, для срубленных - в комлевой части). В случае отсутствия на делянке срубленной древесины в протокол вписывается количество пней срубленных деревьев с их диаметрами отдельно по породам, сухостойным и сырорастущим деревьям. Помимо этого, таким же образом в протокол обязательно вписывается количество деревьев (пней) за границами делянки, не подлежащих рубке, в том числе - не заклейменных на делянках выборочных рубок, деревьев, заготовка древесины которых запрещена (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 года N 162). Кроме того, в протокол обязательно вписывается количество (объем) деревьев, срубленных сверх установленного лесорубочным билетом, ордером разрешенного объема вырубленной древесины, а также вырубленных по лесорубочным билетам, выданным с нарушением действующих правил рубок.

В протоколе также указывается площадь уничтоженного или поврежденного плодородного слоя лесных почв, захламленных водотоков, лесных земель, загрязненных ГСМ или захламленных производственно-бытовыми отходами.

При обнаружении незаконно заготовленной древесины отмечается ее вид: крупные лесоматериалы, дрова, жерди, причем для круглых лесоматериалов указывают: деловые или дровяные), длина (в метрах), толщина (в см в верхнем отрубе), количество (в шт.), масса в плотных куб. м.

Описывая оружие, необходимо указать его модель или тип (число стволов и их модификация), калибр, заводской номер (если на разных деталях ружья стоят разные номера, это обязательно должно быть отражено в протоколе), а также каким органом внутренних дел выдано разрешение на оружие, его номер и дата выдачи.

При описании капканов указываются их тип, номер и количество.

В случае, если правонарушение совершено с использованием транспортного средства, оно также указывается в протоколе.

Для орудий природопользования, плавучих и других транспортных средств приводятся описания, позволяющие отличить их, например: "бензопила "Урал 2-Т Электрон" красного цвета".

Следует обращать внимание и на комплектность изымаемого. Если на изымаемом орудии обнаружены дефекты, они должны быть отмечены в этой графе.

Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имеет право собственноручно внести в протокол объяснения и замечания по существу содержания протокола и за своей подписью, в том числе на листке бумаги, отдельно от протокола. Если указанное лицо физически не может написать объявление (неграмотность, нетрезвое состояние, отсутствие очков и т.п.), объяснение с его слов записывается составителем протокола и в конце объяснения пишется фраза "С моих слов записано верно и мне зачитано. Дополнений и поправок не имею". Текст объяснения зачитывается упомянутому лицу, который в его конце ставит свою подпись.

Составленный протокол подписывается его составителем, после чего лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предлагается подписать его. В случае отказа от дачи объяснения и (или) подписания протокола ему предлагается изложить причины отказа за своей подписью. При отказе сделать и это составитель излагает причины отказа за своей подписью и подписями свидетелей, а при отсутствии видимых причин отказа делает отметку "От подписи протокола (дачи объяснения) отказался без причины" и удостоверяет эту отметку своей подписью и подписями свидетелей. Отказ вышеупомянутого лица от подписания протокола и дачи объяснений не приостанавливает дальнейшего производства по делу об административном правонарушении.

Неиспользованные графы протокола перечеркиваются в форме буквы "Z".

В соответствии со статьей 28.8 КоАП протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

В случае невозможности направления протокола в течение суток (например, когда оперативная группа находится в длительном рейде на отдаленной территории заповедника (национального парка)) к протоколу прикладывается докладная госинспектора, составившего протокол, объясняющая причины невозможности направления протокола в установленный срок.