3. Права государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков

3. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ

ТЕРРИТОРИЙ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставлены следующие права:

3.1. Осуществлять доставление (принудительное препровождение) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст. 27.2 КоАП). То есть госинспектора вправе доставить нарушителя также в помещение заповедника или национального парка, что ранее действовавшими правовыми актами не предусматривалось. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

3.2. Проводить личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7 КоАП):

личный досмотр и досмотр вещей осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола;

досмотр (то есть обследование) вещей, находящихся при физическом лице, проводится без нарушения их конструктивной целостности и осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

Согласно статье 25.7 КоАП в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при данном лице находятся оружие и другие предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О совершенных вышеупомянутых действиях составляется протокол, либо делается запись в протоколе о доставлении.

Однако, согласно действующему законодательству, в порядке административного производства личный досмотр (равно как досмотр вещей и транспортных средств) не может быть произведен в отношении отдельных категорий лиц:

судей (ст. 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации");

прокуроров (ст. 39 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации");

депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

3.3. Осуществлять досмотр (то есть обследование) транспортного средства (ст. 27.9 КоАП):

осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

проводится без нарушения конструктивной целостности транспортного средства;

осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, а также двух понятых;

в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие владельца;

о досмотре составляется протокол.

3.4. Производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП):

осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и в присутствии двух понятых;

в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств;

о произведенном осмотре составляется протокол.

3.5. Производить изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП):

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу, осуществляется в присутствии двух понятых. Об изъятии составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении.

В соответствии со ст. 26.7 КоАП изымаемые документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных.

Необходимо отметить, что и статья 34 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливает право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков "изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы".

Под этими терминами на практике следует понимать:

"орудия незаконного природопользования" - предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира, либо иных способов незаконного природопользования (например, добыча общедоступных полезных ископаемых, снятие плодородного слоя почвы, сбор минералогических или палеонтологических коллекций, поджег лесного массива) (оружие и иные приспособления, используемые для охоты, орудия рыболовства, бензопилы, иные орудия лесопользования и т.п.);

"продукция незаконного природопользования" - животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция;

"транспортные средства" - плавучие (в том числе их части - подвесные лодочные моторы), наземные (в том числе гужевой транспорт) и иные транспортные средства, используемые для транспортировки нарушителей, орудий и продукции незаконного природопользования;

"соответствующие документы" - документы, связанные с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов (разрешения, лицензии, лесные и лесорубочные билеты, ордера на отпуск леса, охотничьи и рыболовные билеты и т.п.).

3.6. Производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения:

заключается в составлении описи указанных предметов с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера (либо его законному представителю), о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими;

применяется в случае, если указанные предметы изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия;

осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых;

в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствии их владельца;

арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест;

об аресте составляется протокол.

3.7. Составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП), предусмотренных:

ст. 8.39 КоАП (нарушения режима или иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях);

ч. 1 ст. 19.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль);

ч. 1 ст. 19.5 КоАП (невыполнение законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль);

ст. 19.7 КоАП (непредставление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом);

ч. 1 ст. 20.25 (неуплата административного штрафа в установленный срок).

3.8. Выносить определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного правонарушения (ст. 28.7 КоАП).

3.9. Проверять (ст. 34 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"):

разрешения на право пребывания на территориях заповедников и национальных парков у лиц, находящихся на этих территориях;

документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территориях заповедников и национальных парков и их охранных зон.

3.10. Задерживать на территориях заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст. 34 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

3.11. Беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях заповедников, национальных парков, их охранных зон для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст. 34 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

Необходимо иметь в виду, что существенная регламентация этого вопроса в части проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установлена Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ. В частности, этим законодательным актом установлен порядок проведения мероприятий по контролю (ст. 7), ограничения при проведении этих мероприятий (ст. 8), порядок оформления результатов мероприятий по контролю (ст. 9), обязанности должностных лиц органов государственного контроля при проведении мероприятий по контролю (ст. 11), права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю (ст. 13).

3.12. При исполнении служебных обязанностей (ст. 34 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"):

применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак;

носить, хранить и применять служебное огнестрельное оружие.

Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.

Основополагающим правовым актом, регулирующим порядок приобретения, хранения и применения служебного оружия, является Федеральный закон "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ. Перечень должностных лиц, выполняющих задачи по охране особо охраняемых природных территорий, которые обеспечиваются служебным оружием, перечень типов и моделей оружия и нормы обеспечения им, правила его использования и применения, а также перечень видов специальных средств и правила их применения установлены подзаконным актом - Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 133 "О мерах по обеспечению служебным оружием и специальными средствами должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира" (с последующими изменениями). Согласно вышеупомянутому нормативному акту должностные лица применяют служебное оружие, специальные средства и используют служебных собак при исполнении возложенных на них обязанностей по охране объектов животного мира в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости для:

отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни или здоровью должностных лиц, членов их семей или граждан, исполняющих возложенные на них законом обязанности по охране объектов животного мира;

задержания лиц, подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, или оказывающих вооруженное сопротивление, или отказывающихся выполнить законное требование должностного лица о сдаче оружия;

отражения вооруженного или группового нападения на служебные, жилые и иные помещения, принадлежащие должностным лицам;

подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Применению служебного оружия должностными лицами должно предшествовать предупреждение о намерении его применить.

Запрещается использовать повторно устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, в пределах зоны поражения и срока действия этих веществ.

При применении специальных средств запрещается наносить резиновыми палками удары по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам.

При применении наручников требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации их замков.

Запрещается применять служебное оружие, специальные средства и использовать служебных собак для задержания женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения.

Лицам, получившим телесные повреждения при применении служебного оружия, специальных средств и служебных собак, должна быть оказана доврачебная помощь.

О каждом случае применения служебного оружия должностное лицо обязано незамедлительно в течение суток сообщить в территориальные органы внутренних дел по месту применения оружия и администрации по месту работы.

Средства принудительной остановки автотранспорта применяются в случаях, когда есть основания полагать, что конкретное транспортное средство является орудием преступления, и водитель которого не выполнил требования должностного лица остановиться.

3.13. Пользоваться также всеми правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (государственных лесных инспекторов), и других федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ст. 34 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

Права государственных лесных инспекторов предусмотрены статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ.

Права должностных лиц (государственных инспекторов) других федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды установлены:

- статьей 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, в том числе:

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (при этом требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом);

- статьей 31 Федерального закона "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ, в том числе производить остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки.

Помимо вышеперечисленных прав, главным государственным инспекторам по охране территорий заповедников и национальных парков и их заместителям предоставлено право:

3.14. Рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.25 КоАП), предусмотренных ст. 8.39 КоАП (нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).

Согласно ст. 29.6 КоАП дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Согласно же ст. 4.5 КоАП постановление по делу о нарушении законодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

3.15. Предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима (ст. 34 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

Следует отметить, что согласно п. 24 действующего Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 527) главному госинспектору предоставлено также право взыскания в пользу заповедника средств в счет возмещения ущерба, причиненного не только природным комплексам и объектам на территории заповедника и его охранной зоны, но и на других подконтрольных территориях (заказниках, памятниках природы и др.).

3.16. Запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон (ст. 34 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

3.17. Направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Если при рассмотрении дела должностное лицо пришло к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются в соответствующий орган внутренних дел или прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. При необходимости - в случаях направления материалов в органы внутренних дел - об этом уведомляются органы прокуратуры.

Согласно Положению о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. N 48 (в ред. Постановления Правительства России от 23 апреля 1996 г. N 527), в случае гибели государственного инспектора при исполнении служебных обязанностей или служебного долга семье погибшего выплачивается в течение 5 лет со дня гибели его денежное содержание, а по истечении этого срока - пенсия по случаю потери кормильца в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно этому же документу, ущерб имуществу государственных инспекторов, причиненный в связи с выполнением ими служебных обязанностей и служебного долга, возмещается за счет средств заповедников или органов, в ведении которых они находятся. При этом администрация заповедника вправе предъявить регрессный иск к организации или гражданину, ответственному за причиненный ущерб.