Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1. Основные требования к выполнению внутритоннельных работ

2.1. Основные требования к выполнению

внутритоннельных работ

57. Все работы, проводимые в тоннелях, должны соответствовать требованиям Правил безопасности при строительстве подземных сооружений [55].

До начала работ необходимо привести рабочее место и проходы в состояние, обеспечивающее полную безопасность. Следует убедиться в том, чтобы на пути движения транспортных средств не было работников, а также приняты меры по обеспечению перемещений грузов и материалов по разработанным схемам, утвержденным руководителем строительного подразделения.

58. Проход к месту работ разрешается только по установленным для этого маршрутам. По неосвещенным выработкам любое движение запрещается.

59. Каждый работник перед началом работы должен получить целевой инструктаж на рабочем месте.

60. Каждый работник должен точно знать значение сигналов, подаваемых при работе механизмов и машин. Любой непонятый рабочим сигнал следует считать сигналом остановки.

61. В случае необходимости освещения рабочих мест переносными светильниками используются электросветильники напряжением не выше 50 В в помещениях, а вне помещений - не выше 12 В. При этом ручные электросветильники должны быть только заводского изготовления.

62. Места проведения сварочных работ должны быть обеспечены средствами пожаротушения - огнетушителем, ящиком с песком и лопатой, емкостями для воды. Возгораемые от тепла и искр конструкции и оборудование при сварочных работах должны ограждаться щитами из негорючих материалов или металлическими листами.

63. Места для проведения сварочных работ должны быть очищены от горючих материалов в радиусе не менее 5 м. По окончании работ необходимо тщательно осмотреть место выполнения этих работ, пролить водой сгораемые конструкции и оборудование с целью исключения возможных возгораний и пожаров.

64. Леса, подмости и другие средства подмащивания, используемые при реконструкции и ремонте тоннелей, должны соответствовать требованиям стандартов Системы безопасности труда ГОСТ 24258, ГОСТ 27321 [86, 87], Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте [8], а также требованиям пунктов 955 - 976 настоящих Правил.

65. При реконструкции или ремонте тоннелей в глухих забоях, отдаленных выработках, а также выполнении работ, связанных с движением поездов, для ведения работ разрешается направлять только опытных рабочих, не менее двух человек одновременно и только после проверки этих забоев и выработок руководителем работ с соответствующей записью в горном журнале.

66. При необходимости производства работ на разных высотах (на лобовых и боковых откосах припортальной выемки, при подземных работах в тоннелях и камерах на разной высоте и др.) до начала работ определяется порядок и очередность производства работ, обеспечивающие безопасность их выполнения. Порядок работ в этом случае должен быть согласован с исполнителями, утвержден руководителем строительного подразделения изданием приказа.

Производство работ одновременно в двух и более ярусах по одной вертикали разрешается только при наличии предохранительных поясов, защитных касок у работников и защитного перекрытия между этими ярусами.

67. Подземные выработки, работы в которых временно приостановлены, должны быть ограждены или закрыты прочными и плотными щитами с целью исключения прохода по ним работников. Возобновление работ в таких выработках допускается только с разрешения руководителя работ после приведения их в безопасное состояние.

68. Разработка грунта и разборка старой обделки при капитальном ремонте или реконструкции тоннеля и крепление вновь сооружаемых выработок должны выполняться в соответствии с утвержденным ППР, согласованным с территориальным органом Ростехнадзора.

69. При перекладке свода и стен тоннелей, устройстве обратного свода, ниш, камер, заобделочных дренажей и других работах, связанных с вскрытием тоннельной обделки, в ППР должен быть разработан план ликвидации аварий (ПЛА) в соответствии с Инструкцией по составлению планов ликвидации аварий, приведенной в приложении 1 к Правилам безопасности при строительстве подземных сооружений [55]. ПЛА должны пересматриваться через полгода и утверждаться руководителем подразделения, ведущего подземные работы, не позднее чем за 15 дней до начала следующего полугодия, а также в каждом случае изменения условий производства работ. Эти планы должны быть согласованы с территориальным органом Ростехнадзора.

70. Обучение рабочих правилам личного поведения во время аварий должно проводиться под руководством прорабов или начальников участков. Работники после изучения этих правил должны расписываться в специальной книге.

Изучение ПЛА инженерно-техническими работниками является обязательным условием и должно проводиться под контролем руководителя строительного подразделения или специально назначенного лица.

Работники, не ознакомленные с ПЛА, к работе не допускаются.

71. Запрещается производить подземные работы при отсутствии аварийного запаса материалов, инструмента и инвентаря, перечень и места хранения которых устанавливаются ПЛА.

72. До начала работ по проходке тоннельных выработок при реконструкции тоннеля все руководители и работники должны быть ознакомлены:

- с геологическими и гидрогеологическими условиями, в которых будут производиться работы;

- с состоянием тоннельной обделки на участках ее ремонта или перекладки;

- с негабаритными местами в тоннеле;

- с другими данными, определяющими вопросы безопасного ведения работ.

73. Сменный мастер и бригадир, закончившие работу, должны сообщить мастеру и бригадиру, заступающему на новую смену, сведения о состоянии забоя и крепи, проявлениях горного давления, притоке воды, наличии отказов при взрывных работах с записью этих сведений в горный журнал.

74. Перед началом работ по реконструкции или ремонту тоннеля руководитель работ должен убедиться:

- в выдаче предупреждения машинистам локомотивов об особой бдительности при подъезде к тоннелю и о более частой подаче оповестительных сигналов;

- в исправности освещения и вентиляции;

- в исправности автоматической светозвуковой сигнализации для оповещения работающих о приближении поездов;

- указать каждому работнику нишу, в которой он должен укрыться при подходе поезда.

75. Перед началом работы руководитель работ должен удостовериться в соответствии крепи утвержденному паспорту, в обеспеченности рабочих мест средствами пылеподавления и пожаротушения, а также в исправности предохранительных устройств, механизмов, кабельной сети, ограждений, подвесных полков, настилов и подмостей. Запрещается начинать работы до полного устранения обнаруженных неполадок.

76. При работе на высоте более 1,3 м в местах, где невозможно устройство лесов, подмостей (при разборке обделки, доработке профиля, установке кружал, крепи или арматуры и т.д.), работники должны пользоваться предохранительными поясами, закрепленными за надежные опоры. Места закрепления предохранительного пояса должны быть указаны рабочим заранее.

77. При технологических перерывах или во время отдыха находиться в забое и других опасных местах запрещается. Для этого всем работникам следует удалиться от забоя на расстояние не менее 20 м.

78. Ограждение мест работ и подача сигналов должны выполняться в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов [24] и с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [27]. При отсутствии указанной системы сигнализации или ее неисправности руководитель работ выставляет с обеих сторон (за порталами тоннеля не ближе чем за 1 км от места работы) сигналистов, связанных с руководителем работ поездной и радиосвязью. Руководитель работ должен иметь телефонную и радиосвязь с ближайшими станциями или поездным диспетчером.

79. При подходе поезда к тоннелю все работающие должны укрываться в нишах. Выходить из ниш и приступать к работе после прохода поезда можно только с разрешения руководителя работ. В двухпутном тоннеле, в котором один путь закрыт для движения поездов, перед проходом поезда работники должны становиться в один ряд у стены со стороны недействующего пути или укрываться в нишах и камерах, указанных заранее каждому рабочему.

80. Запрещается загромождать материалами, инструментами, строительным мусором ниши, предназначенные для укрытия работников.

81. В случае установки металлических несущих кружал у ниш и камер металлические связи между кружалами должны быть установлены таким образом, чтобы не затруднять проход рабочих в ниши и камеры.

82. Хранить стройматериалы и инструменты следует в специально отведенных для этого местах, обозначенных надписями.

83. При реконструкции или капитальном ремонте тоннелей в слабых неустойчивых грунтах применение временной крепи во вновь проходимых или реконструируемых выработках является обязательным. При этом тип крепи определяется ППР. В крепких скальных грунтах при соответствующем обосновании выработки можно временно оставлять без крепи.

84. Временное крепление подземных выработок следует осуществлять по паспорту, составленному начальником участка (объекта) в соответствии с Инструкцией по составлению паспортов крепления подземных выработок, приведенной в приложении 7 к Правилам безопасности при строительстве подземных сооружений [55]. Паспорт крепления должен быть утвержден техническим руководителем (главным инженером) подразделения, ведущего работы по реконструкции или капитальному ремонту тоннеля. Выполнение горных работ без утвержденного паспорта крепления или с его нарушением запрещается. Работники и непосредственные руководители работ должны быть ознакомлены с паспортом крепления выработок под расписку. Паспорт должен быть вывешен вблизи забоя в виде отчетливого устойчивого изображения (на фанере, металле, бумаге под стеклом и т.п.).

При изменении инженерно-геологических и технологических условий паспорт крепления должен быть пересмотрен в установленном порядке.

85. При устройстве временной крепи должны быть соблюдены следующие требования:

- крепь выработки (арочная, полигональная, рамная) должна быть тщательно расклинена на породу по контуру выработки;

- пустоты между крепью и поверхностью выработки должны быть тщательно забучены;

- соединения отдельных частей крепи должны быть простыми и удобными для осмотра и удовлетворять условиям прочности;

- все части крепи должны быть плотно пригнаны.

86. При замене деформированных или поломанных элементов крепи (рам, стоек, металлических арок, анкеров и т.д.) рядом со сменяемыми должны быть предварительно поставлены промежуточные рамы, стойки, арки, анкеры.

87. Установка временной крепи должна вестись под руководством и контролем руководителя работ.

88. При перекреплении выработки, в случае увеличения ее поперечного сечения, раскрытии калотт из штольни и т.д. запрещается удалять одновременно больше двух рам без предварительной установки дополнительных подхватов или снимать гайки и подхваты (арки) более чем на двух рядах анкеров. Крепь, расположенная рядом с удаляемой, должна быть усилена в соответствии с паспортом крепления на выполнение этих работ.

89. Не реже одного раза в смену руководитель работ должен проверить состояние временных крепей всех выработок. При обнаружении дефектов временной крепи следует немедленно принять меры к их устранению. Обо всех случаях деформации временной крепи и принятых мерах должна производиться запись в горном журнале.

90. Устройство подвесных полков, подмостей и настилов разрешается только по проекту, утвержденному главным инженером строительного подразделения, производящего работы. Использование незаконченных полков, лесов и настилов запрещается. Не допускается применять в качестве подмостей стремянки с уложенными на них досками, а также отдельные доски, не скрепленные в щиты.

91. Перемещение подмостей, полков, технологических тележек на очередной участок работ допускается производить только с разрешения и под контролем руководителя работ.

92. При установке анкерной крепи необходимо соблюдать следующие требования:

- в грунтах, склонных к расслоению и обрушению, следует принимать дополнительные меры по предупреждению выпадения кусков грунта на участках выработки между анкерами путем навешивания к анкерам предохранительной сетки, установки специальных подхватов в виде металлических облегченных арок с затяжкой, покрытия поверхности выработки набрызгбетоном и др.;

- при навеске сетки или установке подхватов не допускается снятие или ослабление гаек на установленных ранее анкерах. Для этих целей необходимо устанавливать вторую опорную шайбу и гайку;

- при установке деревянной затяжки между подхватами подработка грунта около анкеров недопустима;

- запрещается навеска на рабочие анкеры или подхваты кабелей, вентиляционных труб, лесов, подвесных полков и т.д. Для этих целей следует устанавливать дополнительные анкеры;

- при установке железобетонных анкеров сопло растворонагнетателя должно быть снабжено козырьком, защищающим рабочего от вылетающего раствора из устья шпура;

- установленная анкерная крепь должна подвергаться испытаниям согласно действующим инструкциям.

93. В случае применения набрызгбетона в качестве временной крепи горных выработок следует руководствоваться требованиями, приведенными в пунктах 231 - 259 настоящих Правил.

94. При проходке любых горных выработок величина отставания крепи от забоя должна определяться паспортом крепления. В слабых и неустойчивых грунтах отставание временной крепи не допускается; при этом следует применять опережающую или забивную крепь.

В сыпучих и сильнообводненных несвязных грунтах в случае применения дощатой временной крепи швы между досками затяжки должны конопатиться.

95. При работе ручным или механизированным инструментом, а также при буровзрывном способе работ забой должен разрабатываться сверху вниз. При этом запрещается разработка грунта одновременно в нескольких ярусах по одной вертикали.

96. Перед началом работы, а также после каждого взрывания забоя необходимо на всех обнаженных поверхностях выработки произвести оборку нависшей, отслоившейся или "бунящей" породы по направлению сверху вниз. Работы по оборке забоя должны производиться опытными рабочими в присутствии руководителя работ или бригадира. Для проведения оборки следует применять специальные инструменты - оборники, имеющие такую длину, которая позволяла бы производить работы на безопасном расстоянии от места падения отслаиваемых кусков породы.

Работники, производящие оборку, должны находиться под защитой ранее установленной постоянной или временной крепи. Лица, не связанные с работами по оборке забоя, должны быть удалены на расстояние не менее 10 м от опасной зоны.

97. В случае изменения инженерно-геологических условий или появления других причин, осложняющих выполнение проходческих работ, руководитель подразделения, ведущего капитальный ремонт или реконструкцию тоннеля, обязан приостановить работы, вызвать представителей проектной организации и железной дороги для решения вопроса ведения дальнейших работ.

98. Для входа с нижнего горизонта на леса, настилы, подвесные полки или перемещения работников между ярусами технологической тележки должны устраиваться надежные лестницы с поручнями.

99. Запрещается загромождать леса, настилы, подмости или передвижные тележки материалами и отходами, оставлять на них разработанный грунт, ручной инструмент и другие предметы.

100. При перемещении рельсовых пакетов, каркасов, кружал и других грузов при помощи лебедок работники должны быть удалены из опасной зоны. Использование для этих целей мотовозов, мотодрезин, локомотивов, автомашин запрещается.

101. Подошва выработок в местах, предназначенных для прохода работников, должна содержаться ровной или снабжаться настилом, обеспечивающим удобное и безопасное движение работающих. Дренажные канавы и траншеи в лотковой части тоннеля должны перекрываться плотными съемными щитами и содержаться в исправном состоянии.

102. Загромождение рабочих мест в выработках материалами и оборудованием запрещается. Разработанный грунт должен удаляться из забоя, скопление его в забое и по длине выработки не допускается. В тех случаях, когда удаление разработанного в выработке грунта и подача материалов предусматривается через действующий тоннель рабочими поездами в "окна", разрешается временное складирование грунта и материалов в выработке в местах, установленных ППР.