Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Наименование государственной функции

1. Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации <1> определяет:

--------------------------------

<1> Далее - "Регламент".

сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной миграционной службы <1>, ее территориальных органов, органов внутренних дел Российской Федерации <2> при организации и проведении проверок соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

--------------------------------

<1> Далее - "ФМС России".

<2> Далее - "органы внутренних дел". Под органами внутренних дел следует понимать подразделения центрального аппарата МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ОВДТ, ОВДРО.

порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов и органов внутренних дел при организации и проведении мероприятий по проверке соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

2. Исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется ФМС России, ее территориальными органами, органами внутренних дел.

3. Основными руководящими принципами в деятельности должностных лиц ФМС России, ее территориальных органов, органов внутренних дел при исполнении ими государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются обеспечение соблюдения гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, законности, гласности.

4. Объектами проверки соблюдения правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются граждане Российской Федерации и должностные лица, предоставляющие гражданам Российской Федерации жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "объекты проверки".

5. Проверка соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации включает в себя действия должностных лиц ФМС России, ее территориальных органов, органов внутренних дел по установлению обстоятельств выполнения объектами проверки законодательства Российской Федерации о регистрационном учете граждан Российской Федерации.

6. Предметом контроля и надзора ФМС России, ее территориальных органов, органов внутренних дел в данной сфере государственной деятельности является соблюдение гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

7. Исполнение ФМС России, ее территориальными органами и органами внутренних дел государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации <1> осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации <2>, принципами и нормами международного права, Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <3>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" <4>.

--------------------------------

<1> Далее - "государственная функция".

<2> Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Российская газета, 25.12.1993, N 237.

<3> Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3420. Далее - "Закон".

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952; N 11, ст. 1328; 1998, N 6, ст. 783; 2000, N 13, ст. 1370; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52 (ч. II), ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412. Далее - "Правила".

ФМС России, ее территориальные органы и органы внутренних дел при исполнении государственной функции руководствуются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <1> и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, ст. 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 27 (ч. II), ст. 2708, ст. 2717; N 46 (ч. I), ст. 4434, ст. 4440; N 50, ст. 4847, ст. 4855; N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, ст. 13, ст. 37, ст. 40, ст. 45; N 10, ст. 762, ст. 763; N 13, ст. 1077, ст. 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, ст. 2721; N 30 (ч. I), ст. 3104; N 30 (ч. II), ст. 3124, ст. 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52 (ч. I), ст. 5574, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, ст. 10; N 2, ст. 172, ст. 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17 (ч. I), ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, ст. 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31 (ч. I), ст. 3420, ст. 3432, ст. 3433, ст. 3438, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, ст. 4634, ст. 4641; N 50, ст. 5279, ст. 5281; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 25, ст. 29, ст. 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824, ст. 1825; N 17, ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, ст. 4007, ст. 4008, ст. 4009, ст. 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6034, ст. 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10 (ч. I), ст. 896; N 18, ст. 1941; N 19 (поправка); N 20, ст. 2251, ст. 2259.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060.

8. ФМС России и ее территориальные органы осуществляют государственную функцию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" <1> и Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. N 208 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3150; N 41, ст. 4023; 2005, N 19, ст. 1786; N 52 (ч. III), ст. 5687; 2006, N 32, ст. 3534; 2007, N 13, ст. 1540; N 19, ст. 2342; N 31, ст. 4020; 2007, N 50, ст. 6252; 2008, N 10 (ч. II), ст. 906.

<2> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 ноября 2007 года, регистрационный N 10545.

ФМС России и ее территориальные органы при исполнении государственной функции руководствуются Приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы" <1> и Приказом ФМС России от 3 июня 2008 г. N 137 "О полномочиях должностных лиц системы ФМС России по составлению протоколов об административных правонарушениях" <2>.

--------------------------------

<1> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 декабря 2005 года, регистрационный N 7269.

<2> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июля 2008 года, регистрационный N 11911.

9. Исполнение органами внутренних дел настоящей государственной функции осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3149; 2007, N 13, ст. 1540.

Органы внутренних дел при исполнении государственной функции руководствуются Приказом МВД России от 20 ноября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" <1>, Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию" <2> и Приказом МВД России от 25 октября 2006 г. N 846 "Об утверждении Типового положения о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации" <3>.

--------------------------------

<1> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 ноября 2002 года, регистрационный N 3936.

<2> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 июля 2005 года, регистрационный N 6824.

<3> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 ноября 2006 года, регистрационный N 8490.

10. Результатом исполнения государственной функции является создание условий, направленных на соблюдение гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил.

11. Основанием для исполнения государственной функции является наделение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации ФМС России, ее территориальных органов, органов внутренних дел полномочиями по исполнению данной государственной функции.

12. Организация работы по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил в ФМС России и ее территориальных органах возлагается на руководство ФМС России и ее территориальных органов.

ФМС России и ее территориальные органы при исполнении государственной функции обеспечивают взаимодействие с органами внутренних дел и другими правоохранительными органами, государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, военными комиссариатами, жилищно-эксплуатационными организациями, юридическими лицами, предоставляющими гражданам принадлежащие им на праве собственности или на праве оперативного управления жилые помещения для проживания и пребывания, а в пограничной зоне с подразделениями и частями органов пограничной службы ФСБ России.

13. Организация контроля и надзора за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил на территории обслуживания территориального органа ФМС России возлагается на руководство территориального органа ФМС России и руководство его структурных подразделений.

Руководство территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений может принимать участие в инструктажах и совещаниях, проводимых с личным составом органов внутренних дел, должностными лицами, ответственными за регистрацию.

14. Сотрудники территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений при выявлении лиц, проживающих без документов (с недействительными документами), удостоверяющих их личность, без регистрации по месту пребывания и (или) по месту жительства, а также о физических и должностных лицах, допускающих проживание в принадлежащих им жилых помещениях либо иных помещениях граждан Российской Федерации без регистрации по месту пребывания и (или) по месту жительства, в целях обеспечения профилактической работы информируют о них органы внутренних дел по месту их нахождения.

Сотрудники территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений в письменной форме в установленном порядке уведомляют также заинтересованные службы органов внутренних дел о лицах, которые могут представлять для них интерес.

15. Организация работы по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил в органах внутренних дел возлагается на руководство этих органов.

Руководство органов внутренних дел организует взаимодействие с территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями, государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, военными комиссариатами, жилищно-эксплуатационными организациями, юридическими лицами, предоставляющими гражданам принадлежащие им на праве собственности или по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда для проживания и пребывания, а в пограничной зоне с подразделениями и частями органов пограничной службы ФСБ России.

Руководители органов внутренних дел могут принимать участие в инструктажах и совещаниях, проводимых с личным составом территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений.

16. В рамках взаимодействия органы внутренних дел информируют территориальные органы ФМС России и (или) их структурные подразделения о лицах, проживающих без документов (с недействительными документами), удостоверяющих их личность, без регистрации по месту пребывания и (или) по месту жительства, а также о физических и должностных лицах, допускающих проживание в принадлежащих им жилых помещениях либо иных помещениях граждан Российской Федерации без регистрации по месту пребывания и (или) по месту жительства.

17. Организационные и практические мероприятия по контролю и надзору за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил осуществляются ФМС России, ее территориальными органами, их структурными подразделениями, органами внутренних дел.

Данные мероприятия могут проводиться совместно и включаются в планы работы ФМС России, ее территориальных органов, их структурных подразделений, органов внутренних дел и должны предусматривать наименование и местонахождение объектов проверки, ответственных лиц и сроки исполнения.

18. В планах мероприятий территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений должны предусматриваться:

проверки жилых и нежилых помещений, где могут проживать граждане Российской Федерации без документов (с недействительными документами), удостоверяющих личность, без регистрации по месту пребывания и (или) по месту жительства, или у которых истек срок регистрации по месту пребывания;

проверки соблюдения Правил должностными лицами, ответственными за регистрацию, физическими и юридическими лицами, предоставляющими принадлежащие им на праве собственности или на праве оперативного управления жилые помещения для проживания другим гражданам, обеспечения ими сохранности регистрационных документов, предусмотренных Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

порядок и формы взаимодействия по данному направлению с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (проведение совместных профилактических мероприятий по проверке конкретных объектов, рассмотрение данного вопроса на служебных совещаниях, рабочих встречах, письменное информирование данных органов о выявленных недостатках с предложениями по их устранению и т.д.).

19. В планах мероприятий органов внутренних дел должны предусматриваться:

проверки жилых и нежилых помещений, где могут проживать граждане Российской Федерации без документов (с недействительными документами), удостоверяющих личность, без регистрации по месту пребывания и (или) по месту жительства, или у которых истек срок регистрации по месту пребывания;

проверки соблюдения Правил должностными лицами, ответственными за регистрацию, физическими и юридическими лицами, предоставляющими принадлежащие им на праве собственности или на праве оперативного управления жилые помещения для проживания другим гражданам.

20. В рамках своих полномочий также контроль и надзор за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил на административных участках непосредственно осуществляется участковыми уполномоченными милиции.

21. Начальники органов внутренних дел организуют работу и в установленном порядке обеспечивают контроль за выполнением участковыми уполномоченными милиции их функциональных обязанностей по данному направлению служебной деятельности.

22. О проведенной на административных участках работе по контролю и надзору за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил участковые уполномоченные милиции в установленном порядке докладывают начальнику органа внутренних дел, который в рамках взаимодействия информирует соответствующее структурное подразделение территориального органа ФМС России.

23. При обнаружении нарушений Правил, за которые в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, составляются протоколы об административных правонарушениях, их учет в территориальных органах ФМС России, их структурных подразделениях, органах внутренних дел ведется в установленном порядке.

24. По фактам нарушений Правил, допущенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, сотрудниками органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации, имеющими специальное звание, направляется информация командирам соответствующих воинских частей или руководителям соответствующих служб и подразделений для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

25. Исполнение государственной функции осуществляется сотрудниками ФМС России и ее территориальных органов и сотрудниками органов внутренних дел в пределах своей компетенции.

В целях реализации требований Регламента составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется сотрудниками ФМС России, ее территориальных органов и органов внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

26. ФМС России, ее территориальные органы и органы внутренних дел Российской Федерации при исполнении государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил взаимодействуют друг с другом.

27. Конечным результатом исполнения государственной функции контроля и надзора за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил является:

обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере регистрационного учета;

выявление административных правонарушений в сфере регистрационного учета;

привлечение лиц, виновных в совершении административных правонарушений в сфере регистрационного учета, к ответственности;

обеспечение прав и законных интересов граждан Российской Федерации и должностных лиц;

выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере регистрационного учета.