Информационное письмо ВАС РФ от 31.07.1992 N С-13/ОП-171 "О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности"

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 31 июля 1992 г. N С-13/ОП-171

О РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОБСТВЕННОСТИ

Изучение материалов споров, связанных с применением законодательства о собственности, свидетельствует о том, что арбитражные суды в целом правильно применяют указанное законодательство и всесторонне исследуют доводы сторон в защиту своих прав на спорное имущество. Вместе с тем в решении некоторых вопросов имелись различные подходы.

Предлагаемый обзор содержит наиболее характерные примеры, встречавшиеся в арбитражной практике.

1. Лица, владеющие имуществом на законных основаниях, имеют право на защиту их владения наравне с защитой права собственности, в том числе от незаконных действий собственника.

Государственным предприятием "Крастяжмаш" предъявлен иск в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о признании недействительным распоряжения Госкомимущества Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. N 25 о передаче корпуса нестандартизированного оборудования, закрепленного в установленном порядке за предприятием "Крастяжмаш", в аренду предприятию "Спецтехномаш". При рассмотрении спора было установлено, что распоряжение Госкомимущества не соответствует законодательству. Спорное имущество, находящееся на балансе предприятия "Крастяжмаш", закреплено за ним на праве полного хозяйственного ведения. То обстоятельство, что ранее это имущество на определенный срок передавалось предприятием "Крастяжмаш" в аренду предприятию "Спецтехномаш", не лишает предприятие "Крастяжмаш" статуса субъекта права полного хозяйственного ведения спорного имущества и не влечет за собой переход к Госкомимуществу Российской Федерации права распоряжения этим имуществом путем сдачи его в аренду другим лицам. Поэтому Госкомимущество Российской Федерации не имел права выступать в качестве арендодателя части имущества, закрепленного за предприятием "Крастяжмаш".

Кроме того, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 предусмотрено, что Госкомимуществу Российской Федерации предоставлено право распоряжения имуществом, являющимся федеральной собственностью, по согласованию с министерствами и ведомствами. В данном случае такого согласования не имелось. Напротив, по заключению Министерства промышленности Российской Федерации корпус нестандартизированного оборудования составляет единую технологическую цепь в производственном цикле предприятия "Крастяжмаш" и сдача указанного корпуса в аренду другим лицам нарушит процесс производства экскаваторов.

В соответствии со ст. 5 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" лица, осуществляющие хозяйственное или иное использование имущества собственника, обеспечиваются теми же гарантиями защиты их прав и интересов, что и собственник.

До тех пор, пока это имущество находится у лица на законных основаниях, лицо имеет право защищать свое владение от чинимых препятствий в порядке, определенном ст. 30 названного Закона, в том числе и от неправомерных действий собственника (лица, уполномоченного управлять его имуществом).

С учетом изложенного решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации распоряжение Госкомимущества Российской Федерации признано недействительным.

Статус законного владельца имущества имеют и арендные предприятия. Изъятие имущества, переданного в аренду без согласия арендатора, также не допускается законодательством (ст. ст. 15 и 18 Основ законодательства об аренде).

Арендное торговое предприятие "Удмуртский спорткультторг" обратилось в Госарбитраж Удмуртской Республики с иском о признании недействительным решения Ижевского горисполкома о расторжении договора аренды и изъятии у арендного предприятия помещения, переданного ему по этому договору. Решением Госарбитража требования истца были удовлетворены: решение горисполкома признано недействительным.

Госарбитраж РСФСР по результатам проверки правильности названного решения в порядке надзора оставил его без изменения в связи с тем, что решение горисполкома о расторжении договора аренды и изъятии арендованного имущества противоречит ст. ст. 13, 15 и 18 Основ законодательства об аренде. Договор аренды может быть расторгнут по соглашению сторон. Основанием для расторжения договора аренды по требованию одной из сторон через арбитраж является нарушение другой стороной условий договора. Поскольку в указанном случае договор аренды в установленном порядке расторгнут не был, права арендатора как законного владельца арендованного имущества подлежат защите.

2. Передача государственного имущества в собственность граждан и их коллективов может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о приватизации.

По договору купли - продажи, заключенному в мае 1991 года, Серебряно-Прудское ремонтно-техническое предприятие агропромышленного комбината "Серебряно-Прудский" продало малому частному предприятию "Россия" ряд зданий и сооружений.

Агропромышленный комбинат обратился в Госарбитраж Московской области с иском о признании этого договора недействительным, поскольку при совершении данной сделки нарушен установленный порядок передачи государственного имущества в частную или коллективную собственность граждан.

Решением Госарбитража требования заявителя были удовлетворены по следующим основаниям.

При заключении 28.05.91 договора купли - продажи государственного имущества стороны не учли требования Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 г. N 1104-1 "О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР". Согласно п. 4 названного Постановления до принятия законодательных актов о приватизации продажа гражданам, в том числе членам трудового коллектива и созданным ими товариществам и акционерным обществам, принадлежащих государству или местным Советам зданий и сооружений была разрешена исключительно на аукционах, гласно, с предварительным оповещением населения за 15 дней до аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и ст. 10 Основ законодательства об аренде, а также случаев приватизации земли и имущества, предусмотренных Законом РСФСР "О земельной реформе" и Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В нарушение указанных требований сделка по продаже зданий и сооружений Серебряно-Прудского РТП малому частному предприятию "Россия", заключенная 28.05.91, была совершена без проведения аукциона и предварительного оповещения населения. Следовательно, порядок отчуждения государственного имущества в частную собственность (приватизации) не был соблюден. Исключения, предусмотренные п. 4 упомянутого Постановления, на данную сделку не распространяются.

Указанная сделка противоречит также порядку продажи государственного имущества в частную собственность, установленному принятым впоследствии законодательством о приватизации.

При таких обстоятельствах на основании ст. 48 Гражданского кодекса РСФСР Госарбитраж правомерно признал договор купли - продажи от 28.05.91 между Серебряно-Прудским РТП и малым частным предприятием "Россия" недействительным.

3. Действия лица, получившего имущество в пользование, направленные на изъятие этого имущества из ведения собственника или законного владельца, являются незаконными.

Дагестанское предприятие "Россвязьинформ", являющееся законным владельцем государственного имущества, предоставленного ему на праве полного хозяйственного ведения, закрепило это имущество за своими структурными подразделениями для выполнения ими соответствующих производственных функций.

Одно из подразделений предприятия (автобаза), не являющееся юридическим лицом, приняло решение о выходе из состава предприятия и вступлении в другое государственное предприятие. Одновременно автобаза распорядилась предоставленным ей в пользование имуществом путем передачи его в ведение того предприятия, в состав которого она вступала.

Однако в данном случае следует иметь в виду, что лицо, являющееся только пользователем имущества, не наделено правом распоряжения этим имуществом. Поэтому его действия, повлекшие прекращение права собственности или законного владения лица, предоставившего спорное имущество в пользование, являются незаконными и не могут повлечь правовых последствий.

Кроме того, автобаза, не являясь юридическим лицом, вообще не имела права совершать от своего имени какие-либо сделки, в том числе по распоряжению имуществом.

Указанный случай не подпадает также под действие законодательных актов о приватизации и акционировании государственных предприятий, поскольку фактически подразделение одного государственного предприятия по своей инициативе перешло в состав другого государственного предприятия. Вопрос о приватизации не ставился.

В этой связи действия автобазы являются незаконными.

4. Имущество, приобретенное государственным (муниципальным) предприятием за счет своей прибыли, является государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива.

В практике арбитражных судов возник вопрос о праве собственности на имущество государственного (муниципального) предприятия, приобретенное последним за счет полученной прибыли.

Так, трудовой коллектив Торгово-закупочной базы Управления общепита Ростовского облисполкома, выкупающий имущество этого предприятия по договору аренды, потребовал безвозмездной передачи в коллективную собственность работников арендного предприятия складского комплекса с железнодорожной веткой. По мнению трудового коллектива, тот факт, что указанные объекты построены за счет полученной за 17 лет работы государственного предприятия прибыли, дает основания считать указанное имущество коллективной собственностью работников арендного предприятия (ранее работавших на государственном предприятии), и, таким образом, необходимости в разгосударствлении складского комплекса с железнодорожной веткой нет.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 24 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и п. 2 ст. 6 (п. 2 ст. 7) Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" имущество государственного (муниципального) предприятия принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, собственником же этого имущества является государство (соответствующее административно-территориальное образование). Согласно ст. 140 ГК РСФСР все, что создано благодаря использованию имущества, принадлежит собственнику имущества, если иное не установлено законом или договором собственника с другим лицом. В отношении деятельности государственного (муниципального) предприятия такой оговорки в законодательстве нет.

При таких обстоятельствах арбитражный суд при принятии решения исходил из того, что складской комплекс с железнодорожной веткой является государственной собственностью и должен выкупаться трудовым коллективом арендного предприятия - Торгово-закупочной базы на общих основаниях по правилам, установленным законодательными актами о приватизации.

5. Принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в том случае, если эти помещения были ранее переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов народных депутатов.

В ряд арбитражей обратились государственные предприятия за защитой своих прав на нежилые помещения, арендуемые организациями, отнесенными к муниципальной собственности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1991 г. N 166 "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов".

Согласно п. 3 названного Указа в состав имущества, подлежавшего передаче в муниципальную собственность городов, должно было включаться имущество (в том числе нежилые помещения), арендуемое предприятиями, передаваемыми в муниципальную собственность (т.е. предприятиями розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.).

В этой связи городские комитеты по управлению имуществом вносили предложения об изъятии указанных выше помещений из ведения государственных предприятий и включении их в муниципальную собственность.

При рассмотрении споров арбитражи исходили из того, что требования комитетов по управлению муниципальным имуществом городов об изъятии у государственных предприятий нежилых помещений, арендуемых муниципальными предприятиями, незаконны.

В силу Постановления Верховного Совета России от 27.12.91 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесена лишь та часть принадлежащего юридическим лицам нежилого фонда, которая ранее была передана им в ведение (на баланс) исполнительными органами местных Советов народных депутатов (местной администрацией).

Согласно п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента России от 18 марта 1992 г. N 114-рп, в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности в соответствии упомянутым выше Постановлением Верховного Совета России.

Поэтому если помещения, принадлежащие государственным предприятиям, ранее не передавались им в ведение (на баланс) исполкомами (местной администрацией), то такие помещения не переходят в муниципальную собственность и в том случае, когда они арендуются предприятиями, отнесенными к муниципальной собственности.

6. Местные органы власти не вправе продавать имущество, являющееся федеральной собственностью.

Финансовое управление Бабушкинского района г. Москвы заключило с МПШО "Смена" договор купли - продажи имущества фабрики "Детская одежда".

Между тем имущество фабрики являлось федеральной собственностью. Договор аренды основных и оборотных средств с МПШО "Смена" заключало Министерство легкой промышленности РСФСР.

Исходя из Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 исключительное право распоряжения объектами федеральной собственности принадлежит Госкомимуществу Российской Федерации. Поэтому финансовое управление Бабушкинского района г. Москвы не вправе продавать это имущество МПШО "Смена".

В этой связи арбитраж обоснованно признал договор купли - продажи основных средств, заключенный МПШО "Смена" и районным финансовым управлением, недействительным.

7. Исполнительный комитет Совета народных депутатов (администрация) не вправе распоряжаться имуществом кооператива.

В соответствии с решением Сочинского горисполкома гаражно-строительному кооперативу был отделен земельный участок площадью 0,6 гектара под строительство гаража на 200 мест для индивидуального транспорта. Впоследствии ранее принятое решение было отменено.

Однако кооператив уже выполнил работы стоимостью 773 тыс. руб., в том числе было построено 3 блока на 36 боксов стоимостью 460 тыс. руб. Боксы решением исполкома были переданы ДЭУ для использования под кружковую работу с детьми по месту жительства. Госарбитраж Краснодарского края решение исполкома в этой части признал недействительным, указав, что исполком не вправе изымать имущество кооператива, поскольку согласно ст. 8 Закона СССР "О кооперации" кооперативная собственность неприкосновенна и находится под защитой государства. Имущество кооператива может быть изъято только по решению суда или арбитража. Народный суд, в свою очередь, признал недействительным решение исполкома об изъятии земельного участка у кооператива.

8. При переходе права собственности на строения переходит и право пользования земельным участком, на котором находятся строения.

Учебно-производственный кооператив "Авангард" в установленном порядке купил у Тюменского моторостроительного производственного объединения пансионат и в соответствии со ст. 7 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" приобрел право собственности на пансионат. После этого кооператив обратился в Ейский райисполком с заявлением о выдаче акта на право пользования земельным участком.

Райисполком отказал в выдаче такого акта и предложил освободить земельный участок от сооружений и материальных ценностей, предупредив, что при невыполнении его решения снос строений будет произведен за счет кооператива. Советом народных депутатов решение райисполкома утверждено.

При этом райисполком считал, что кооператив до заключения с объединением договора купли - продажи сооружений и материальных ценностей должен был согласовать с райсоветом вопрос о пользовании земельным участком.

Госарбитраж Краснодарского края, установив, что договор купли - продажи пансионата в надлежащем порядке не был оспорен, признал неправомерным фактическое распоряжение имуществом кооператива. В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на строения, сооружения вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком.

В связи с этим решения райисполкома и районного Совета народных депутатов признаны недействительными.

9. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов (администрация) не вправе обязывать предприятия участвовать в финансировании содержания объектов жилья и детских дошкольных учреждений, принадлежащих другим предприятиям, а также устанавливать бесспорный порядок взыскания платежей.

Исполком Ачинского городского Совета народных депутатов своим решением установил, что предприятия и организации города, перечисленные в решении, обязаны возмещать тресту "Ачинскалюминстрой" затраты на содержание жилья и детских дошкольных учреждений в соответствии с занимаемой их работниками площадью, а также представляемыми им местами в детских учреждениях. Этим же решением исполком предложил коммерческому банку списывать со счетов предприятий и организаций города соответствующие суммы в пользу треста в безакцептном порядке.

Западные электрические сети, указанные в решении, обратились в Госарбитраж Красноярского края с заявлением о признании решения исполкома недействительным.

Госарбитраж, рассмотрев заявление, признал, что решение исполкома не соответствует Закону РСФСР "О местном самоуправлении", который не предусматривает право Совета устанавливать обязанность предприятий и организаций участвовать в финансировании содержания объектов жилья и детских дошкольных учреждений, принадлежащих другим предприятиям. Решение исполкома было признано недействительным. При этом арбитраж исходил из того, что подобные расходы могли быть возложены на предприятия только по договору на долевое участие в этих расходах, заключаемому с трестом "Ачинскалюминстрой".

Что касается установления бесспорного порядка списания соответствующих денежных сумм в пользу треста "Ачинскалюминстрой", то в этой части решение исполкома было признано недействительным как противоречащее ст. 392 Гражданского кодекса РСФСР.

10. При постройке жилого дома на долевых началах дольщик имеет право на освободившиеся квартиры, ранее переданные ему в счет перечисленных сумм, и в том случае, когда весь дом находится на балансе основного застройщика.

Казанское отделение Горьковской железной дороги выступило основным застройщиком жилого дома, в строительстве которого участвовал Юдинский промкомбинат. В счет перечисленных сумм комбинату были выделены квартиры. Эти квартиры распределены промкомбинатом среди своих сотрудников. После освобождения одной из квартир сотрудником промкомбината отделение дороги эту квартиру предоставило своему сотруднику.

Однако, учитывая, что спорная квартира была построена на средства промкомбината, и руководствуясь ст. 436 ГК РСФСР и ст. 24 Жилищного кодекса РСФСР, Госарбитраж Татарской ССР обоснованно признал право комбината на эту квартиру.

11. Земля, переданная предприятию во временное пользование, не может быть продана этим предприятием другим организациям, предприятиям.

ПО "Ленторф" предъявило иск о взыскании с ленинградского кооперативного комплекса "Технолог" недоплаченной последним суммы за проданное торфопредприятие "Соколий мох".

В стоимость передаваемых кооперативу основных средств была включена и стоимость полей добычи торфа, находящихся в государственной собственности и предоставленных объединению во временное пользование.

Однако согласно ст. 11 Земельного кодекса РСФСР продажа или отчуждение земельных участков регулируются в соответствии со статьей 12 Конституции РСФСР.

В силу статьи 12 Конституции РСФСР продажа или иное отчуждение земельных участков, кроме передачи по наследству, возможны только государству в лице Совета народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.

В соответствии со статьей 52 Земельного кодекса РСФСР землепользователям вообще не предоставлено право отчуждения земельных участков.

Поэтому Госарбитраж г. Санкт-Петербурга и области обоснованно отказал производственному объединению в иске о взыскании стоимости этих полей, поскольку договор в этой части является недействительным.