Документ не применяется. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Типовой инструкции по охране труда для машиниста пескоподающей установки ТОИ Р-32-ЦТ-833-01, утвержденной МПС России 30 мая 2001 г., других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда при выполнении работ по подготовке песка для снабжения локомотивов.

1.2. К самостоятельной работе машиниста пескоподающей установки (далее - машинист) допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, обучение по соответствующей программе профессиональной подготовки, стажировку, проверку знаний по охране труда и электробезопасности и аттестованные квалификационной комиссией депо с присвоением группы по электробезопасности не ниже II.

Машинист, пользующийся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола (тельфером и другими), должен быть обучен по специальной программе, аттестован квалификационной комиссией депо, иметь удостоверение на право пользования грузоподъемными машинами и зацепку грузов и не реже одного раза в год проходить повторную проверку знаний.

Не позднее одного месяца после приема на работу машинист должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях (далее - пострадавшим).

1.3. В процессе работы машинист должен проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, в установленном порядке - периодические медицинские осмотры, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, не реже одного раза в год - обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и проверку знаний по электробезопасности.

1.4. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории станции, депо, пункта технического обслуживания локомотивов (далее - ПТОЛ) машинист должен соблюдать следующие требования безопасности:

проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

переходить железнодорожные пути (далее - пути) по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта.

1.5. При нахождении на железнодорожных путях машинист обязан соблюдать следующие требования безопасности:

при проходе вдоль путей на станции следует идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом внимательно следить за передвижением подвижного состава по смежным путям, смотреть под ноги, так как в местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики, и другие препятствия;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах и предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав или поезд;

переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь тамбурами или переходными площадками вагонов;

при подъеме на вагон и сходе с него следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. Перед сходом с вагона предварительно осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами или секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками составляет не менее 10 м.

1.6. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить или перебегать путь перед движущимся поездом или подвижным составом (локомотивом, вагонами, моторвагонным подвижным составом), а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда (подвижного состава);

находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

подлезать под вагоны, залезать на автосцепки вагонов или под них при переходе через пути;

становиться или садиться на рельс;

садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и поперечных скреплений стрелочных переводов;

становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал.

1.7. Выходя на путь из помещения, а также из-за здания, затрудняющего видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава. После выхода из помещений в ночное время необходимо выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

1.8. Машинист должен знать:

устройство, принцип действия, режимы работы, правила управления пескосушильной печью и пескоподающей установкой и порядок их обслуживания;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;

требования охраны труда, электробезопасности, производственной санитарии, пожарной и промышленной безопасности при эксплуатации пескосушильной печи и пескоподающей установки;

сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и первичных средств пожаротушения;

место хранения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

1.9. Машинист должен:

содержать в исправном состоянии и чистоте оборудование, инструмент, приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты;

выполнять работу, которая входит в его обязанности или поручена мастером;

применять безопасные приемы выполнения работ;

уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

при выполнении работ, связанных с повышенным уровнем шума, пользоваться средствами защиты органов слуха (наушники противошумные, беруши);

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, водителями транспортных средств и машинистами грузоподъемных машин и механизмов;

обходить на безопасном расстоянии места, где ведутся работы на высоте;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

1.10. Машинисту запрещается:

работать вблизи вращающихся частей оборудования, не огражденных защищенными сетками или кожухами;

снимать защитные сетки и кожухи до полной остановки вращающихся частей оборудования;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

наступать на электрические провода и кабели;

производить самостоятельно регулировку и ремонт вышедшего из строя оборудования;

прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям оборудования;

переходить в неустановленных местах через транспортеры и конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждения опасных мест;

приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от мастера инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

находиться на территории и в местах депо, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", при прохождении около них подвижного состава;

находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.11. Во время работы на машиниста могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав, транспортные средства и грузоподъемные краны (механизмы);

неогражденные движущиеся и вращающиеся элементы оборудования;

падающие с высоты предметы и инструмент;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенные запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная подвижность и влажность воздуха рабочей зоны;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенные уровни шума;

физические перегрузки.

1.12. Машинист должен обеспечиваться следующей спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ):

костюмом хлопчатобумажным;

ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве;

рукавицами комбинированными;

очками защитными;

респиратором.

Зимой дополнительно:

курткой на утепляющей прокладке и брюками на утепляющей прокладке или теплозащитным костюмом;

валенками;

галошами на валенки.

При необходимости, по условиям выполнения отдельных видов работ, машинист должен обеспечиваться каской защитной, наголовным защитным щитком, наушниками противошумными и другими средствами индивидуальной защиты.

1.13. Специальную и личную одежду, обувь необходимо хранить в отдельных шкафах в гардеробной. Выносить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты за пределы депо запрещается.

Зимняя спецодежда в летний период должна быть сдана на хранение в кладовую.

1.14. Машинист обязан следить за исправностью спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также содержать шкафы в чистоте и порядке. Спецодежду и спецобувь следует своевременно сдавать в стирку и ремонт.

1.15. Машинист должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

курить только в установленных и приспособленных для этого местах;

не подходить с открытым огнем к легковоспламеняющимся материалам, емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями и свежеокрашенному оборудованию;

хранить смазочные материалы в масленках, обтирочные материалы - в металлических ящиках или ведрах с крышками в специально отведенных местах, удаленных от пескосушильной печи на расстояние не менее 10 м. Чистый и использованный (промасленный, загрязненный) обтирочный материал должны храниться раздельно;

не применять легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) для розжига пескосушильной печи;

не допускать попадания топлива (топочного мазута, дизельного топлива) на наружную стену печи;

не загромождать рабочее место, проходы и доступы к противопожарному оборудованию и первичным средствам пожаротушения;

не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара, и нестандартными (самодельными) электронагревательными приборами;

не допускать на рабочее место посторонних лиц.

1.16. Перед приемом пищи необходимо вымыть руки теплой водой с мылом или очищающими пастами, разрешенными к применению в установленном порядке. Принимать пищу разрешается в специально отведенном помещении. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочем месте запрещается.

Для питья следует пользоваться водой из бачков с ежедневно сменяемой кипяченой водой. На бачках должен быть нанесен трафарет "Вода питьевая".

1.17. В случае получения травмы, заболевания или ухудшения здоровья машинист должен прекратить работу, известить о несчастном случае (заболевании, ухудшении здоровья) своего непосредственного руководителя (мастера) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

В случае получения травмы другим работником машинист должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно известить о несчастном случае мастера или вышестоящего руководителя.

1.18. При обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты, освещения, вентиляции, создающих опасность для жизни и здоровья работников или являющихся предпосылкой к аварии, пожару, машинист обязан немедленно сообщить об этом мастеру, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю.

1.19. Машинист, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.