Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция подготовлена в соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (далее именуются - Правила) и определяет порядок оформления органами внутренних дел регистрационного учета регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет).

1.2. Согласно пункту 2 Правил органами регистрационного учета являются:

1.2.1. В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, - органы внутренних дел.

Примечание. В системе органов внутренних дел функции регистрационного учета граждан осуществляет паспортно-визовая служба.

1.2.2. В остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления <*>.

--------------------------------

<*> Рекомендации органам местного самоуправления по применению Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации приведены в Приложении 32 к настоящей Инструкции.

1.3. В соответствии с пунктом 3 Правил местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

(в ред. Приказа МВД РФ от 15.09.1997 N 600)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.4. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, согласно пункту 4 Правил, являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распределительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями социального назначения.

Лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица:

- жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;

- жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

- гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

- акционерных обществ и других коммерческих организаций;

- других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

1.5. Документами, удостоверяющими личность граждан (далее именуются - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, согласно пункту 5 Правил являются:

- паспорт;

- свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

(в ред. Приказа МВД РФ от 15.09.1997 N 600)

(см. текст в предыдущей редакции)

- заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

- удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

- военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

- справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

- иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.

1.6. Органы внутренних дел при осуществлении регистрации и снятии граждан с регистрационного учета выполняют следующие основные функции:

1.6.1. Оформление регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.

Примечание. Оформление регистрации и снятия граждан с регистрационного учета осуществляется по представлении должностными лицами, ответственными за регистрацию, а также гражданами и юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, наряду с документами, удостоверяющими личность граждан, надлежащим образом оформленных и заверенных документов, подтверждающих в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации наличие оснований для вселения в жилое помещение (или свидетельствующих об отсутствии обстоятельств, препятствующих вселению).

(абзац введен Приказом МВД РФ от 30.06.1998 N 394)

1.6.2. Ведение адресно-справочной работы.

1.6.3. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

1.6.4. Осуществление контроля за соблюдением гражданами, должностными и юридическими лицами Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правил.

1.6.5. Информирование населения о принятых законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся регистрационного учета граждан.

1.6.6. Решение правоохранительных задач при осуществлении регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.

1.6.7. Учет при регистрации лиц, имеющих судимость к лишению свободы.

1.6.8. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России о регистрационном учете населения.

(пп. 1.6.8 в ред. Приказа МВД РФ от 30.06.1998 N 394)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.7. Руководство паспортно-визовой службой в Российской Федерации и ее организация осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации, а в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах федерального значения - соответственно министерствами, главными управлениями, управлениями внутренних дел.

Функции головного подразделения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации по организации регистрационного учета граждан выполняет Паспортно-визовое управление МВД России.

(в ред. Приказа МВД РФ от 30.06.1998 N 394)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.8. Подразделения паспортно-визовой службы органов внутренних дел размещаются в удобных для работы и обслуживания населения помещениях, по возможности, в одном здании с органами внутренних дел и должны иметь отдельный вход для граждан. Эти помещения оборудуются средствами централизованной охранной и пожарной сигнализации, обеспечиваются внутренней и городской (районной) телефонной связью и необходимой оргтехникой.

Помещения паспортно-визовой службы, в зависимости от штатной численности работающих, должны иметь отдельные кабинеты для сотрудников, хранилища для действующего и архивного материалов, а также для адресно-справочного бюро. Для приема посетителей выделяется специальная комната, оборудованная необходимой мебелью, образцами заполнения соответствующих бланков документов и справочными материалами.

1.9. Работа паспортно-визовой службы органов внутренних дел организуется таким образом, чтобы граждане имели возможность решать свои вопросы в свободное от работы время. В этих целях прием населения и должностных лиц, ответственных за регистрацию, должен производиться не менее четырех дней в неделю в дневное и в вечернее время с учетом режима работы общественного транспорта, органов местного самоуправления, жилищных, военно-учетных и других организаций и учреждений, а также в один из общеустановленных выходных дней.

1.10. Начальники паспортно-визовой службы органов внутренних дел организуют работу по осуществлению регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, определяют должностные обязанности сотрудников, осуществляют контроль за их выполнением, принимают меры к совершенствованию форм и методов служебной деятельности, обучению подчиненных, несут персональную ответственность за соблюдение законности.