1.2. Техническое обслуживание вагонов-самосвалов в эксплуатации

1.2. Техническое обслуживание вагонов-самосвалов

в эксплуатации

Осмотр вагонов с целью выявления неисправностей, угрожающих безопасности движения, выполняют по следующей технологии. Для выявления ползунов, заклинивания колес, разъединения и обрывов тормозных тяг, обрывов предохранительных устройств и других неисправностей вагонов производят осмотр вагонов при их подходе. При этом используют данные, переданные поездной бригадой или бригадой составителей. Далее, приняв меры по обеспечению безопасности ремонта, осмотрщики вагонов должны выявить неисправности в ходовых частях, тормозных устройствах, нижней раме, кузове, автосцепных устройствах и других частях вагонов.

При осмотре вагонов на путях погрузки и выгрузки выявляют неисправности пневматической системы разгрузки и механизма открывания бортов. При этом обращают внимание, прежде всего, на: возможность утечек воздуха из разгрузочной магистрали и цилиндров разгрузки; механические повреждения элементов пневматики (трещины, вмятины, отколы); крепление валиков штоков цилиндров с кузовом; длительность разгрузки кузова вагона-самосвала; срабатывание прибора разгрузки; посадку кузова после разгрузки, пропуск воздуха через пробки кранов; зазор между лобовой стенкой и продольным бортом; правильность регулировки механизма открывания бортов, исправность системы сигнализации и контроля. Осмотр труднодоступных мест вагона-самосвала производят осмотрщики-пролазчики. Они тщательно осматривают следующие основные узлы и детали: колесные пары и особенно места сопряжения ступиц с осью; среднюю часть оси; автосцепки; тормозное оборудование и предохранительные устройства; пятники и подпятники; шкворневые, поперечные и надрессорные балки; скользуны; буферные брусья; хребтовые балки и др.

Осмотрщики тормозов проверяют состояние и исправность действия тормозных устройств, плотность воздушной магистрали поезда, используя при этом сжатый воздух стационарной воздухопроводной сети.

Для более полного и качественного безотцепочного ремонта на ПТО необходимо организовывать группы слесарей-вагонников, в задачу которых входят: замена неисправных буксовых подшипников, буксовых крышек, тормозных колодок, воздухораспределителей автотормоза, воздухозамедлителей; регулировка рычажной передачи тормоза; крепление ослабших болтов и гаек; выполнение газоэлектросварочных работ на вагоне и т.д. Состав бригад безотцепочного ремонта устанавливается предприятием. При определении ремонта учитывают тип вагона, характер и виды повреждений, их число и местные условия работы на ПТО. Работой ремонтных бригад руководит осмотрщик вагонов или мастер. Бригада безотцепочного ремонта должна быть специализированной и выполнять в комплексе все слесарные, сварочные и другие виды работ, входящих в объем безотцепочного ремонта вагонов.

Пункты технического обслуживания обычно устанавливают на площадке, оборудованной смотровыми и ремонтными путями, размещенными между ними стеллажами для запасных частей и материалов, колонками для воздушной и электрической сетей. В состав ПТО входят: помещение для осмотрщиков и ремонтных бригад, оборудованное верстаками, слесарными тисками и шкафчиками для инструмента; помещение для старшего осмотрщика или мастера; склад для запасных частей и материалов; кладовая-инструментальная и санитарно-бытовые помещения. ПТО должны быть оснащены станочным оборудованием и различными приспособлениями.

В перечень оборудования входят: гидравлические домкраты для смены подшипников, раздвижки вагонов; токарные и сверлильные станки; приспособления для удержания надрессорной балки или струбцина для удержания колесной пары при извлечении буксового болта; тележка-подъемник для извлечения фрикционного аппарата и головки автосцепки; пресс для сжатия фрикционного аппарата в хомуте; тележка ручная или механизированная; сварочная и газорезательная аппаратура и др. На стеллажах, расположенных на междупутье, должен быть следующий обязательный минимум запасных частей и вагонных деталей: для тележек - планки под пружины, пружины комплектные, клинья, серьги, чеки, валики, шайбы, шплинты и др.; для автосцепки - головки автосцепок и замковые механизмы, аппараты фрикционные в сборе, балочки центрирующие, державки расцепного привода, клинья шагового хомута, маятниковые подвески, рычаги расцепного привода, предохранители, тяговые хомуты, цепочки расцепного привода; для буксового узла - крышки буксовые, корпуса подшипников, болты буксовые с гайками; для автотормозов - сетка пылеулавливающая, воздухопроводные трубы, тормозные тяги, рычаги, краны, клапаны тормозной магистрали, разобщительные и концевые краны, воздухораспределители; для пневмомагистрали и механизма открывания бортов - рычаги, тяги, валики и шайбы шарнирных соединений, нижние крышки цилиндров разгрузки, соединительные воздушные рукава, резиновые манжеты и уплотнительные кольца, краны управления, соединительные муфты, тройники и контргайки; для рычажной передачи тормоза - башмаки тормозные, валики, подвески башмака, колодки тормозные, подвески тормозных башмаков, скобы предохранительные, триангели, чеки валиков подвески башмака, чеки тормозных колодок и др.

Крупные ПТО, удаленные от депо, оснащаются также средствами и местом для отцепочного ремонта. При отцепочном ремонте выполняются более тяжелые работы на вагоне, которые невозможно провести без его отцепки от состава. При этом, в основном, производят следующие ремонтные работы: замену колесных пар, тележек, цилиндров разгрузки; восстановление лопнувших сварных швов; заварку трещин; частичный ремонт кузова, верхней и нижней рамы.