Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Погрузочно-разгрузочные работы

11.30. Организация погрузочно-разгрузочных работ и их проведение должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.3.009, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и настоящих Правил.

11.31. Для обеспечения безопасности погрузочно-разгрузочных работ необходимо:

11.31.1. Издать приказ о назначении старшего - ответственного лица, указания которого обязательны для выполнения всеми членами бригады.

11.31.2. Утвердить схемы движения транспортных средств в местах проведения погрузочно-разгрузочных работ и установить соответствующие дорожные знаки.

11.31.3. Провести инструктаж всех лиц, участвующих в погрузочно-разгрузочных и транспортных работах с особо опасными грузами (взрывчатыми веществами и т.д.), по безопасным приемам выполнения работ.

11.32. Место производства работ по подъему и перемещению грузов во время работы должно иметь достаточное освещение.

11.33. При недостаточном освещении места работы, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз, работа крана должна быть прекращена.

11.34. На месте производства работ по подъему, а также на грузоподъемных машинах не допускается нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к производимой работе.

Не допускается погрузка и разгрузка машин и тракторных прицепов при нахождении людей в кузовах и кабинах.

11.35. Запрещаются погрузочно-разгрузочные работы при помощи механизмов при силе ветра более 12 м/с.

11.36. На месте подъема тяжелых грузов, их погрузки и разгрузки должен постоянно находиться ответственный за выполнение работ для наблюдения за безопасностью строповки, перемещения и укладки грузов. При возникновении аварийной ситуации он обязан немедленно принять меры предосторожности. Если этих мер окажется недостаточно, работы надо прекратить и возобновить их только после устранения опасности.

11.37. Полы площадки и платформы, по которым перемещают грузы, должны быть ровными, не иметь щелей, выбоин, набитых планок и гвоздей.

11.38. Проходы для перемещения грузов должны быть свободными и соответствовать нормам складирования.

11.39. Эстакады, с которых сбрасывают грузы автомобили-самосвалы (самосвальные прицепы), должны быть прочно ограждены с боков и оборудованы предохранительными брусьями.

11.40. На площадках для погрузки и выгрузки тарных, штучных грузов (тюков, мешков, бочек, рулонов, двигателей, агрегатов и др.), хранящихся на складах, необходимо устраивать платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова автомобилей (прицепов), предназначенных для перевозки этих грузов.

11.41. При перемещении грузов трапы, подмостки, платформы, пути прохода должны быть сухими, чистыми, а в необходимых случаях посыпаны песком или мелким шлаком.

11.42. На ручных погрузочно-разгрузочных работах разрешается поднимать и перемещать грузы в соответствии с действующими нормами предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

11.43. Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 50 м.

Переносить грузы на носилках по лестницам запрещается.

11.44. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

11.45. На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей на 1/3 длину кузова автомобиля, тракторного прицепа) выделять не менее двух человек, они должны пользоваться покатами достаточной прочности.

11.46. Для погрузки и разгрузки бочек, рулонов, катушек кабеля и т.п. грузов должны применяться специальные приспособления - слеги (покаты).

11.47. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ обязательно соблюдение следующих требований:

11.47.1. Тракторный прицеп (автомобиль), поставленный под погрузку (разгрузку), должен быть надежно заторможен, а двигатель трактора (автомобиля) заглушен.

11.47.2. Открывать и закрывать борта прицепа (автомобиля) должны одновременно не менее двух человек, находящихся сбоку от бортов; перед открытием бортов следует убедиться в безопасном расположении груза.

11.47.3. Под колеса железнодорожных вагонов с двух сторон устанавливать тормозные башмаки.

11.48. При укладке грузов в кузов (прицеп) автомобиля необходимо соблюдать следующие правила:

11.48.1. При погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться по всей площади пола.

11.48.2. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, нужно увязывать крепкими и исправными канатами, веревками. Пользоваться металлическим канатом и проволокой не разрешается. Рабочим, увязывающим грузы, находиться непосредственно на грузе запрещается.

11.49. Высота погрузки не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающимися на пути следования, и не может быть выше 3,8 м от поверхности дороги до высшей точки груза.

11.50. Штучный груз следует укладывать плотно, без промежутков так, чтобы при движении (резком торможении, трогании и крутых поворотах) он не мог перемещаться на полу кузова. При наличии промежутков между местами груза надо вставлять прочные деревянные прокладки и распорки.

11.51. Погрузка машин (тракторов, самоходных шасси, автомобилей и др.) на большегрузные прицепы (трейлеры), а также в кузова грузовых автомобилей, с учетом их грузоподъемности, может производиться своим ходом или с применением подъемных средств.

11.52. Для заезда (съезда) машины на платформу транспортного средства должны устанавливаться надежные трапы (аппарели) с колесоотбойными брусьями.

11.53. К управлению машиной при въезде на платформу транспортного средства допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления машиной, выданное квалификационной комиссией.

11.54. Движение машины по трапам (аппарелям) должно быть только прямолинейным. Транспортные средства, на которые грузится машина, должны быть надежно заторможены.

11.55. При погрузке-разгрузке машин с использованием подъемных средств погружаемая машина должна быть зачалена в четырех точках.

11.56. Погруженная машина должна быть прочно закреплена на платформе транспортного средства не менее чем в четырех точках.

11.57. Погрузка машин и их крепление на железнодорожных платформах производятся в соответствии с Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом.

11.58. Перемещать и переносить грузы с обжигающими жидкостями (кислоты, жидкие химикаты и др.) в стеклянной таре следует только на специально приспособленных для этого носилках, тачках, тележках, обеспечивающих полную безопасность работ, и выполнять эту работу только вдвоем.

11.59. Погрузка и загрузка ацетиленовых и кислородных баллонов при помощи грузоподъемных средств разрешается только в случае, если они установлены в специально изготовленных металлических контейнерах (клетях).

11.60. Контейнеры должны иметь отдельные ячейки для каждого баллона. На каждом контейнере должна быть надпись с указанием собственной массы контейнера, предельной массы транспортируемого груза и инвентарного номера:

11.60.1. Металлический контейнер должен обеспечивать устойчивое положение баллонов внутри ячейки, предохранение их от соприкосновения друг с другом, надежность закрепления каждого баллона хомутом.

11.60.2. Для транспортировки к контейнеру должны быть применены специальные рамы, контейнер должен быть снабжен необходимыми захватами и устройствами (петлями, скобами, цапфами). Захватные устройства контейнера и стропы для подъема должны иметь 9-кратный запас прочности.

11.60.3. Контейнеры должны быть испытаны нагрузкой, равной двойной массе контейнера и поднимаемых баллонов.

11.60.4. В процессе эксплуатации контейнеры через каждые 10 дней должны детально осматриваться. Результаты осмотра должны заноситься в журнал осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений.

11.60.5. Периодическое испытание контейнеров на прочность должно производиться не реже одного раза в год и после каждого ремонта.