Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2008 N КАС08-647 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 23.09.2008 N ГКПИ08-1598, которым были признаны недействующими подпункты 31.2, 31.4, 31.5, 33.4 Административного регламента по исполнению Россвязьохранкультурой государственной функции "Регистрация средств массовой информации", утв. Приказом Россвязьохранкультуры от 22.10.2007 N 315>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Манохиной Г.В., Хомчика В.В.,
членов коллегии: Корчашкиной Т.Е.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нетупского Павла Иосифовича о признании недействующими пунктов 31, 32 и подпунктов 33.3 - 33.4 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия государственной функции "Регистрация средств массовой информации", утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 22 октября 2007 года N 315,
по кассационной жалобе Нетупского П.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 года, которым заявление удовлетворено частично. Признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу подпункты 31.2, 31.4, 31.5, 33.4 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия государственной функции "Регистрация средств массовой информации", утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 22 октября 2007 года N 315. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Нетупского П.И. - Катаняна К.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу оставить без удовлетворения,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 22 октября 2007 года N 315 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия государственной функции "Регистрация средств массовой информации" (далее - Регламент).
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 06.03.2008 N 11300, официально опубликован в "Российской газете", N 58, 19.03.2008.
Пунктом 31 Регламента установлено, что для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителем) СМИ в заявлении на регистрацию СМИ, заявитель представляет:
31.1. Копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при подаче заявления юридическим лицом);
31.2. Копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при подаче заявления индивидуальным предпринимателем);
31.3. Копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при подаче заявления учредителем - физическим лицом);
31.4. Копии учредительных документов учредителя СМИ, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при подаче заявления юридическим лицом);
31.5. Копии учредительных документов учредителя (с проставлением апостиля) и копии документов представительства данного юридического лица на территории Российской Федерации, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (в случае подачи заявления иностранным юридическим лицом);
31.6. Доверенность на подачу документов и ведение дел в регистрирующем органе, а также на получение свидетельства о регистрации СМИ, оформленную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (в случае, если регистрация СМИ производится лицом, уполномоченным заявителем).
Согласно пункту 32 Регламента для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителями) СМИ в заявлении на перерегистрацию СМИ, заявитель представляет:
32.1. Подлинник свидетельства о регистрации СМИ;
32.2. Копию устава редакции СМИ либо заменяющего его договора между учредителем и редакцией (главным редактором), заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
32.3. Документ о передаче учредительских прав на СМИ другому лицу (соучредителю, новому учредителю) с согласием редакции (главного редактора) (в случае смены учредителя в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации");
32.4. Доверенность на подачу документов и ведение дел в регистрирующем органе, а также на получение свидетельства о регистрации СМИ, оформленную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (в случае, если перерегистрация СМИ производится лицом, уполномоченным заявителем).
Для внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ заявитель предоставляет: подлинник свидетельства о регистрации СМИ (подпункт 33.3); копии документов учредителя, подтверждающих соответствие действительности изменений, вносимых в свидетельство о регистрации СМИ, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (подпункт 33.4).
Нетупский П.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных выше положений Регламента.
В подтверждение требований указал, что оспариваемые им положения Регламента противоречат статье 10 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", согласно которой для регистрации средства массовой информации необходимо представить заявление и документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается. Оспариваемые заявителем положения Регламента обязывают его представить иные документы для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителем) СМИ в заявлении на регистрацию СМИ, не предусмотренных Законом. На основании оспариваемых положений ему (Нетупскому П.И.) необоснованно отказано в регистрации СМИ.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об изменении которого, в части, и об удовлетворении его требований о признании недействующими подпунктов 31.1, 31.3, 31.6, пункта 32, подпункта 33.3 Административного регламента просит в кассационной жалобе Нетупский П.И., ссылаясь на их несоответствие статье 10 Закона РФ "О средствах массовой информации". Полагает, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения Административного регламента приняты Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия в пределах предоставленных ей полномочий и не противоречат действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", административные регламенты, разработанные федеральными службами, находящимися в ведении федерального министерства, утверждаются в установленном порядке федеральным министром по предоставлению руководителей соответствующих федеральных служб.
Согласно подпунктам 5.3.1.1, 5.7.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года N 354, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания; регистрацию средств массовой информации.
Поэтому, как правильно указал суд в решении, Административный регламент утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия в пределах предоставленных ей полномочий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что подпункты 31.1, 31.3, 31.6, пункт 32 и подпункт 33.3 Регламента, принятые в целях проверки соблюдения требований статей 7 и 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не противоречат Закону Российской Федерации "О средствах массовой информации", и не предъявляют дополнительных требований при регистрации СМИ.
Согласно статьям 7 и 19.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с последующими изменениями) (далее - Закон) учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы, либо душевнобольной, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону, гражданин другого государства, либо лицо без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, либо гражданин, имеющий двойное гражданство.
В соответствии со статьями 8, 10 названного Закона редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Заявление о регистрации средства массовой информации подается учредителем в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или территориальные органы. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.
Согласно статье 13 названного Закона отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям: если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом; если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности; если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона; если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.
Верховным Судом Российской Федерации проверен довод Нетупского П.И. о том, что оспариваемые им в части положения Регламента противоречат статье 10 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", предусматривающей предоставление заявления и квитанции об оплате государственной пошлины, и правильно признан несостоятельным в связи с тем, что статья 10 названного Закона не определяет перечень представляемых документов, а содержит лишь сведения, которые заявитель должен указать в заявлении, поданном в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или территориальные органы. Установленные оспариваемыми заявителем положениями Регламента документы подтверждают лишь сведения, которые заявитель обязан сообщить в заявлении, в силу положений Закона.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что Россвязьохранкультуры установила дополнительные требования при регистрации средства массовой информации, вышла за пределы своих полномочий, ошибочны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нельзя согласиться с доводом в кассационной жалобе о том, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, правильно истолковал смысл оспоренных положений Регламента, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заявителем положения Регламента не противоречат федеральному законодательству.
Не противоречат оспариваемые положения подпунктов 31.1, 31.3, 31.6, пункта 32, подпункта 33.3 Административного регламента и Федеральному закону "О персональных данных", так как не содержат требований о предоставлении сведений о семейном положении, детях, воинской обязанности.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при рассмотрении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда. Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененным и истолкованным судом, оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены его в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нетупского П.И. - без удовлетворения.
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК
Т.Е.КОРЧАШКИНА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей