Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 июля 2008 г. N 03-04-07-01/112

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм, выплачиваемых депутатам областных Дум и законодательных собраний субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением ими депутатской деятельности, и сообщает следующее.

1. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты, связанные, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. В связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями. При этом заключение трудовых договоров в целях осуществления депутатской деятельности не требуется.

С учетом вышеизложенного выплаты в возмещение документально подтвержденных расходов депутата, связанных с исполнением им своих обязанностей, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса.

Что касается расходов, возмещаемых депутатам Калининградской областной Думы в соответствии с разделом 1 Положения "О порядке возмещения депутатам Калининградской областной Думы расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности", утвержденного Постановлением областной Думы, то к освобождаемым от налогообложения выплатам, возмещающим затраты депутата, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, могут быть отнесены расходы, перечисленные в пунктах 1.1 - 1.3 Положения.

Поскольку оказание депутатами материальной помощи нуждающимся гражданам в денежной и натуральной форме, спонсорской и благотворительной помощи Законом Калининградской области от 18.09.1995 N 21 "О статусе депутата Калининградской областной думы" не предусмотрено, то компенсация таких расходов не освобождается от налогообложения налогом на доходы физических лиц.

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 2 данного документа фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, признавшего Главу 24 Единый социальный налог Налогового кодекса РФ утратившей силу.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 главы 24 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Законодательными актами субъектов Российской Федерации предусматриваются выплаты депутатам ежемесячного денежного вознаграждения, денежные поощрения и иные выплаты в качестве социальной гарантии их деятельности.

Глава 24 Кодекса не содержит специальных положений, регулирующих порядок налогообложения таких выплат.

Вместе с тем указанные выплаты, по нашему мнению, могут быть приравнены к выплатам по трудовым договорам, подлежащим обложению ЕСН в соответствии с упомянутым пунктом 1 статьи 236 Кодекса.

Соответственно, суммы возмещения расходов депутатов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не подлежат налогообложению ЕСН на основании положений абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса как компенсационные суммы, связанные с выполнением физическими лицами своих трудовых обязанностей.

В целях устранения имеющихся неясностей в данном вопросе Минфин России в настоящее время рассматривает возможность внесения соответствующих поправок в статью 236 Кодекса.

Директор Департамента

И.В.ТРУНИН