Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Письмо ГТК РФ от 04.07.1995 N 01-13/9367 "О взимании НДС с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 июля 1995 г. N 01-13/9367

О ВЗИМАНИИ НДС С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В связи с поступающими в ГТК России запросами разъясняю:

Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (ст. 112 ТК России). В Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость" прямо установлено, что в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, плательщиками налога являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона). Иными словами, законодатель проводит различие между плательщиками "внутреннего" налога на добавленную стоимость и плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.

Под "лицами" (ст. 18 ТК России) понимаются, в том числе, и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Согласно статье 19 ТК России при осуществлении внешнеэкономической деятельности все лица, в том числе и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию товаров и транспортных средств. Равные основания включают и равные обязанности, в том числе в отношении уплаты налогов (ст. 57 Конституции Российской Федерации). Упрощенный льготный порядок (включающий полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов) предусмотрен только в отношении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности (ст. 109 ТК России).

Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" было установлено, что физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (п. 17). Для исключения противоречия установленных Президентом Российской Федерации новых норм по налогообложению действующим налоговым законам пунктом 31 Указа предусмотрено неприменение Законов Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах" и ряда других законов в части, противоречащей Указу. Таможенного кодекса в их числе нет. Из этого также вытекает, что Президент Российской Федерации ограничил сферу применения п. 17 только "внутренним" налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, согласно п. 32 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" определение порядка применения этого Указа отнесено к правомочиям Госналогслужбы России, ГТК России и Минфина России. Такой порядок по согласованию с Минфином России и ГТК России определен в письме Госналогслужбы России от 17.01.94 N ВГ-4-16/5н "О порядке применения Указа Президента Российской Федерации "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Пунктом 16 письма предусмотрено, что льгота по освобождению от обложения НДС применяется по оборотам реализации товаров (работ, услуг) и на ввозимые товары не распространяется.

Прошу использовать настоящее разъяснение в случае обжалования действий таможенных органов.

Также обращаю внимание на то, что Федеральным законом "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности", вступившим в силу 15 марта 1995 г., все льготы, за исключением предоставленных в соответствии с Законами Российской Федерации "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах" и Таможенным кодексом Российской Федерации, отменены, т.е. в настоящее время отсутствуют сами основания для возникновения подобных споров.

Заместитель Председателя

ГТК России

В.А.МАКСИМЦЕВ