МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 марта 2008 г. N 03-05-04-02/18

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога учреждениями, находящимися в ведомственном подчинении Минобороны России, МВД России и МЧС России, и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень таких земельных участков определен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

Кроме того, пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса установлено, что не признаются объектом налогообложения некоторые категории земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень ограниченных в обороте земельных участков установлен пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса, которым определено, что ограничены в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации признан утратившим силу с 1 января 2013 года. О налогообложении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд см. подпункт 1 пункта 1 статьи 394 части второй Налогового кодекса РФ.

Налоговым кодексом к ним отнесены, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса).

Согласно статье 27 Земельного кодекса оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Содержание ограничения оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом и федеральными законами. При этом установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, вопрос применения пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса в отношении не признаваемых объектом налогообложения земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, напрямую связан с применением норм Земельного кодекса.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, является Министерство экономического развития РФ, положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 187 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации" Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере земельных отношений и территориального зонирования.

Таким образом, вопросы применения Земельного кодекса в части признания земель ограниченными в обороте либо изъятыми из оборота находятся в компетенции Минэкономразвития России.

Минэкономразвития России на запрос Минфина России по вопросу о признании земельного участка изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса было дано разъяснение письмом от 13.03.2007 N Д08-840 о принципах исключения земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу, которое для руководства и использования в работе направлено в адрес ФНС России письмом Минфина России от 20.03.2007 N 03-05-05-02/12.

Директор Департамента

И.В.ТРУНИН