Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Общие положения

1. Настоящее Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России (далее по тексту - Положение) разработано во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 174 "О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России", для выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию 1979 года (далее по тексту - Конвенция САР-79) и в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.

2. Положение определяет порядок взаимодействия аварийно - спасательных служб <*> федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрации и организаций различных форм собственности Российской Федерации при организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах <**> России.

--------------------------------

<*> Под аварийно-спасательными службами здесь и далее имеются в виду аварийно-спасательные, поисково-спасательные, поисковые и спасательные службы, формирования, команды и подразделения, специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке, привлекаемые для спасания людей на море и водных бассейнах России.

<**> Под водными бассейнами понимается:

- реки, озера, водохранилища и водные источники, а также воды каналов и прудов;

- внутренние моря и другие внутренние морские воды России;

- территориальные воды морей.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ с 1 января 2007 года введен новый Водный кодекс Российской Федерации.

(Ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации. Принят третьей сессией Верховного Совета РСФСР 30 июня 1972 г.)

3. Участниками взаимодействия являются следующие министерства, ведомства и организации Российской Федерации:

- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

- Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);

- Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);

- Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России);

- Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России);

- Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство);

- Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России);

- Российская академия наук (РАН).

4. К обеспечению поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах России, привлекаются:

- Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) - для обеспечения общественного порядка и охраны материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях, тушения пожаров на судах в портах, доках, затонах;

- Министерство связи Российской Федерации (Минсвязи России) - для обеспечения связи между взаимодействующими организациями;

- Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Минздравмедпром России) - для организации функционирования службы экстренной медицинской помощи потерпевшим бедствие;

- Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России) - для обеспечения поисковых и спасательных работ в условиях экологического загрязнения окружающей среды;

- Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) и Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономики России) - для обеспечения финансирования проведения поисково-спасательных работ, создания и развития средств их выполнения;

- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - для гидрометеорологического обеспечения поисковых и спасательных работ и другой производственной деятельности;

- Государственный научный центр Российской Федерации (Госкомоборонпром России) - Центральный научно-исследовательский институт имени акад. А.Н. Крылова (головной) с привлечением НИИ и конструкторских бюро судостроительной отрасли - для совершенствования технических средств поиска людей на море и водных бассейнах России;

- Всероссийское общество спасания на водах (ВОСВОД).

В зависимости от наличия необходимых сил и средств, их состояния и местонахождения относительно района (пункта) проведения поисково-спасательных работ, а также других конкретных условий обстановки, участниками взаимодействия также могут быть другие организации различных форм собственности.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 20.02.1995 N 164 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.01.2003 N 11, утвердившего Положение о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

5. Координация деятельности министерств, ведомств и организаций Российской Федерации по обеспечению единой государственной политики в области поиска и спасания на море и водных бассейнах возлагается на образованную Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляющую свою деятельность в соответствии с Положением об этой Комиссии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 164.

6. Координация действий участников взаимодействия (организаций участников взаимодействия) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море, предусмотренных Конвенцией САР-79, возлагается на Минтранс России. Осуществляют эти функции ГМСКЦ ДМТ Минтранса России, СКЦ и СПЦ на морских бассейнах.

СКЦ (СПЦ), в закрепленных за ними поисково-спасательных районах, координируют действия соответствующих подразделений (формирований) аварийно-спасательных служб участников взаимодействия.

Участие в поиске и спасании на море за пределами поисково - спасательных районов Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Конвенции САР-79 и межправительственными соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации при организующей и координирующей роли ГМСКЦ.

7. Координация действий участников взаимодействия (организаций участников взаимодействия) при поиске и спасании людей на водных бассейнах России возлагается на ДПЧС МЧС России.

Осуществляют эти функции региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ) МЧС России в соответствующих регионах, которые объединяют территории субъектов Российской Федерации, координируют действия соответствующих подразделений (формирований) поисково-спасательных сил участников взаимодействия (организаций участников взаимодействия).

8. Непосредственная организация авиационного поисково - спасательного обеспечения на море и водных бассейнах осуществляется аварийно-спасательными службами различных министерств и ведомств.

9. Взаимодействие осуществляется:

- на море - в поисково-спасательных районах Российской Федерации, которые ограничены береговой чертой и линиями, проходящими через точки с географическими координатами, приведенными в Приложении N 1 к настоящему Положению;

- на водных бассейнах - в регионах, которые приведены в Приложении N 2 к настоящему Положению.

10. Внутриведомственную координацию действий по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах России, организуют:

- в МЧС России - Департамент предупреждения чрезвычайных ситуаций, Управление предупреждения и ликвидации ЧС на водных бассейнах и проведения подводных работ особого назначения;

- в Минобороны России - ЦКП ВМФ, УПАСР ВМФ, Государственный координационный центр поиска и спасания (ГКЦПС) ФУАК ПС;

- в МВД России - Главное управление государственной противопожарной службы;

- в Минтрансе России - ГМСКЦ, Главная государственная морская инспекция, ДРТ, Координационный центр поиска и спасания гражданской авиации и аварийно-спасательного обеспечения полетов ДВТ;

- в Минтопэнерго России - Департамент "Морнефть" Государственного предприятия "Роснефть";

- в Минприроды России - Главное управление Государственной инспекции по маломерным судам (ГУ ГИМС России);

- в Роскомрыболовстве - Управление мореплавания, портов и охраны труда, Государственные администрации морских рыбных портов;

- в ФПС России - Управление командующего морскими силами;

- в Росгидромете - Арктическое, Антарктическое и морское управление (ААМУ), Управление мониторинга загрязнения окружающей природной среды;

- в РАН - научно-координационный центр морских экспедиций РАН;

- в ВОСВОДе - центральный совет в г. Москве, региональные организации (советы) в республиках, краях и областях, городские и районные организации (советы) на местах.

11. Участники взаимодействия (организации участников взаимодействия) при обращении к ним ГМСКЦ, СКЦ, СПЦ и РЦ выделяют для целей поиска и спасания людей соответствующие силы и средства, предусмотренные планами организации взаимодействия в поисково - спасательных районах, а также суда и летательные аппараты, находящиеся в районе аварии.

Все указания ГМСКЦ, СКЦ, СПЦ, РЦ, касающиеся поиска и спасания людей, терпящих бедствие, обязательны для выполнения соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами, выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной поисково-спасательной операции.

12. Спасание людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах России, осуществляется безвозмездно, независимо от их статуса, государственной и национальной принадлежности или обстоятельств, при которых они обнаружены.

13. На основании Положения об СКЦ (СПЦ) на морских бассейнах и РЦ в регионах России разрабатывают и согласовывают бассейновые (в пределах поисково-спасательных районов), региональные планы организации взаимодействия сил и средств, предназначенных для спасания на море и водных бассейнах России (далее по тексту - региональные планы), которыми уточняются: границы районов взаимодействия, задачи, подлежащие выполнению в этих районах, состав сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия при совместном выполнении таких задач, организация управления, оповещения и взаимодействия, система (схема) связи.

14. Положение не снимает с участников взаимодействия (организаций участников взаимодействия) ответственности за своевременное оказание имеющимися в их распоряжении силами и средствами помощи людям, терпящим бедствие на море и водных бассейнах. Контроль за состоянием готовности органов управления, сил и средств РСЧС участников взаимодействия возлагается на организации, выделяющие силы и средства под общим руководством МЧС России.