Особенности выявления и фиксирования информации о клиентах, относящихся к категории ИПДЛ при совершении разовых операций, без открытия счета

Идентификация ИПДЛ не осуществляется при осуществлении операций на сумму, не превышающую 15 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами либо осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При осуществлении операций, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами либо осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, на сумму, превышающую 15 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную сумме более 15 000 рублей, выявлять ИПДЛ рекомендуется в случаях:

- во всех случаях, если кредитная организация располагает программными средствами, осуществляющими автоматический контроль при совершении операции по коммерческим спискам;

- в случаях осуществления операции иностранным гражданином, имеющим иностранный дипломатический или служебный паспорт, если кредитная организация не располагает программными средствами, осуществляющими автоматический контроль по коммерческим спискам.

В случае выявления ИПДЛ при совершении операций, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами либо осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, на сумму, не превышающую 600 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную сумме, не превышающей 600 000 рублей, рекомендуется фиксировать разрешение о принятии на обслуживание ИПДЛ на первичных документах, составляемых при проведении операции (справка о купле или продаже иностранной валюты либо заявление на перевод и т.д.). В остальных случаях на клиента, относящегося к категории ИПДЛ, должна быть составлена клиентская анкета (досье), в которой должна содержаться отметка о разрешении принятия на обслуживание ИПДЛ.

Комитет Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ при осуществлении специальных мер контроля предлагает обращать внимание на следующие особенности обслуживания ИПДЛ и связанных с ними лиц:

- отказ ИПДЛ в представлении разъяснений в отношении источников происхождения поступающих в его пользу денежных средств либо наличие сомнений в достоверности его объяснений;

- отсутствие убедительных пояснений о необходимости наличия счета на территории Российской Федерации;

- отказ ИПДЛ в представлении разъяснений в отношении осуществляемых с его счета многочисленных трансграничных денежных переводов либо представление им разъяснений, вызывающих сомнение в их достоверности;

- предоставление иностранным гражданином противоречивой информации о родственных связях с ИПДЛ;

- получение из официальных источников информации, позволяющей квалифицировать иностранного гражданина как ИПДЛ или его родственника в случаях, когда при открытии счета клиентом не была представлена (была скрыта) подобная информация;

- неожиданные поступления крупных сумм в пользу ИПДЛ от государственных органов или государственных компаний, включая центральные банки, а также от некоммерческих организаций;

- поступившие средства на счета ИПДЛ или связанных с ним лиц являются комиссией, полученной по государственным контрактам.

По мнению Комитета Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ, общегосударственные усилия по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и проработка процедур контроля за ИПДЛ позволят существенно снизить репутационные риски кредитных организаций и поставить надежный заслон преступлениям в финансовой сфере, в том числе связанным с "отмыванием грязных денег", финансированием терроризма и коррупцией.