Редакция от 10.02.2009

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 10.02.2009 18-ФЗ. См. справку к редакции.

Общий комментарий: Внесенные изменения связаны с введением в систему российского образования нового вида высших учебных заведений - федеральных университетов - в целях содействия модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 2 статьи 7 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

2. В случаях, предусмотренных 2. В соответствии с

Федеральным законом от 22 августа Федеральным законом от 22 августа

1996 года N 125-ФЗ "О высшем и 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и

послевузовском профессиональном послевузовском профессиональном

образовании", реализация программ образовании" (далее - Федеральный

высшего профессионального закон "О высшем и послевузовском

образования осуществляется на профессиональном образовании")

основе образовательных стандартов реализация программ высшего

и требований, самостоятельно профессионального и

устанавливаемых федеральными послевузовского профессионального

государственными образовательными образования может осуществляться

учреждениями высшего на основе образовательных

профессионального образования, стандартов и требований,

перечень которых утверждается самостоятельно устанавливаемых

указом Президента Российской федеральными университетами,

Федерации. университетами, в отношении

которых установлена категория

"национальный исследовательский

университет", а также другими

федеральными государственными

образовательными учреждениями

высшего профессионального

образования, перечень которых

утверждается указом Президента

Российской Федерации.

Требования к условиям

реализации и к результатам

освоения основных образовательных

программ, включаемые в такие

образовательные стандарты, не

могут быть ниже соответствующих

требований федеральных

государственных образовательных

стандартов.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Абзац второй пункта 1 статьи 16 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

Порядок приема граждан в Порядок приема в имеющие

государственные образовательные государственную аккредитацию

учреждения начального образовательные учреждения

профессионального образования, начального профессионального

государственные образовательные образования, среднего

учреждения среднего профессионального образования,

профессионального образования и высшего профессионального

государственные и муниципальные образования, в том числе

образовательные учреждения особенности проведения

высшего профессионального вступительных испытаний для

образования, за исключением граждан с ограниченными

указанных в абзаце третьем возможностями здоровья,

настоящего пункта, а также иностранных граждан и лиц без

особенности проведения гражданства, устанавливается

вступительных испытаний для уполномоченным Правительством

граждан с ограниченными Российской Федерации федеральным

возможностями здоровья органом исполнительной власти.

устанавливаются уполномоченным Прием во вновь созданные

Правительством Российской государственные и муниципальные

Федерации федеральным органом образовательные учреждения

исполнительной власти. осуществляется в порядке,

установленном для образовательных

учреждений, имеющих

государственную аккредитацию.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Абзац первый пункта 3 статьи 16 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

3. Прием граждан в 3. Прием в образовательные

государственные и муниципальные учреждения для получения среднего

образовательные учреждения для профессионального образования,

получения среднего высшего профессионального

профессионального, высшего образования и послевузовского

профессионального и профессионального образования за

послевузовского профессионального счет средств соответствующих

образования осуществляется на бюджетов бюджетной системы

конкурсной основе по заявлениям Российской Федерации

граждан. Условиями конкурса осуществляется на конкурсной

должны быть гарантированы основе, если иное не

соблюдение прав граждан на предусмотрено законодательством

образование и зачисление граждан, Российской Федерации, с оплатой

наиболее способных и стоимости обучения физическими и

подготовленных к освоению (или) юридическими лицами на

образовательной программы условиях, определяемых

соответствующего уровня. Прием учредителем образовательного

граждан на конкурсной основе в учреждения в соответствии с

государственные и муниципальные законодательством Российской

образовательные учреждения Федерации. Условиями приема

высшего профессионального должны быть гарантированы

образования проводится отдельно соблюдение права на образование и

для обучения по программам зачисление лиц, наиболее

бакалавриата, программам способных и подготовленных к

подготовки специалиста и освоению образовательной

программам магистратуры. Правом программы соответствующего уровня

на участие в конкурсе для и направленности.

обучения по программам

магистратуры пользуются лица,

успешно завершившие обучение по

программам бакалавриата.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Абзац второй пункта 3 статьи 16 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

Конкурс в государственные Прием в имеющие

образовательные учреждения государственную аккредитацию

среднего профессионального образовательные учреждения

образования и государственные и среднего профессионального

муниципальные образовательные образования, образовательные

учреждения высшего учреждения высшего

профессионального образования для профессионального образования для

обучения по программам обучения по образовательным

бакалавриата и программам программам среднего

подготовки специалиста проводится профессионального образования (на

на основании результатов единого базе среднего (полного) общего

государственного экзамена по образования), программам

общеобразовательным предметам, бакалавриата и программам

соответствующим направлению подготовки специалиста

подготовки (специальности), на осуществляется на основании

которое осуществляется прием. результатов единого

государственного экзамена, если

иное не предусмотрено

законодательством Российской

Федерации в области образования.

Результаты единого

государственного экзамена,

признаваемые как результаты

вступительных испытаний по

общеобразовательным предметам,

соответствующим направлению

подготовки (специальности), на

которое осуществляется прием, не

могут быть ниже устанавливаемого

федеральным органом

исполнительной власти,

осуществляющим функции по

контролю и надзору в сфере

образования, минимального

количества баллов по результатам

единого государственного экзамена

по таким общеобразовательным

предметам, подтверждающим

освоение общеобразовательной

программы среднего (полного)

общего образования в соответствии

с требованиями федерального

государственного образовательного

стандарта. Иностранным гражданам

в порядке, установленном

федеральным органом

исполнительной власти,

осуществляющим функции по

выработке государственной

политики и нормативно-правовому

регулированию в сфере

образования, предоставляется

право поступления в имеющие

государственную аккредитацию

образовательные учреждения

среднего профессионального и

высшего профессионального

образования по результатам

вступительных испытаний,

проводимых образовательным

учреждением.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца третьего пункта 3 статьи 16

старая редакция новая редакция

При приеме в государственные При приеме в имеющие

образовательные учреждения государственную аккредитацию

среднего профессионального образовательные учреждения

образования и государственные и среднего профессионального

муниципальные образовательные образования и образовательные

учреждения высшего учреждения высшего

профессионального образования для профессионального образования для

обучения по программам обучения по образовательным

бакалавриата и программам программам среднего

подготовки специалиста по профессионального образования,

направлениям подготовки программам бакалавриата и

(специальностям), требующим программам подготовки специалиста

наличия у поступающих лиц по направлениям подготовки

определенных творческих (специальностям), требующим

способностей, физических и (или) наличия у поступающих лиц

психологических качеств, определенных творческих

указанные образовательные способностей, физических и (или)

учреждения вправе проводить по психологических качеств,

предметам, по которым не указанные образовательные

проводится единый государственный учреждения вправе проводить по

экзамен, дополнительные предметам, по которым не

вступительные испытания проводится единый государственный

творческой и (или) экзамен, дополнительные

профессиональной направленности, вступительные испытания

результаты которых учитываются творческой и (или)

наряду с результатами единого профессиональной направленности,

государственного экзамена при результаты которых учитываются

проведении конкурса. Перечень наряду с результатами единого

направлений подготовки государственного экзамена при

(специальностей), по которым при проведении конкурса. Перечень

приеме для обучения по программам направлений подготовки

бакалавриата и программам (специальностей), по которым при

подготовки специалиста могут приеме для обучения по

проводиться дополнительные образовательным программам

испытания творческой и (или) среднего профессионального

профессиональной направленности, образования, программам

утверждается в порядке, бакалавриата и программам

определяемом Правительством подготовки специалиста могут

Российской Федерации. проводиться дополнительные

испытания творческой и (или)

профессиональной направленности,

утверждается в порядке,

определяемом Правительством

Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Подпункт 11.3 статьи 28 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

11.3) установление порядка 11.3) установление порядка

приема в государственные и приема в имеющие государственную

муниципальные образовательные аккредитацию образовательные

учреждения, в том числе порядка учреждения, в том числе порядка

проведения дополнительных проведения дополнительных

вступительных испытаний при вступительных испытаний при

поступлении в государственные поступлении в образовательные

образовательные учреждения учреждения среднего

среднего профессионального профессионального образования и

образования и государственные и образовательные учреждения

муниципальные образовательные высшего профессионального

учреждения высшего образования;

профессионального образования;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 28 подпунктом 11.5. См. текст новой редакции

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца шестого подпункта 24 статьи 28

старая редакция новая редакция

расположенных за пределами расположенных за пределами

территории Российской Федерации территории Российской Федерации

российских образовательных российских образовательных

учреждений и филиалов российских учреждений и их филиалов по всем

образовательных учреждений по реализуемым ими образовательным

всем реализуемым ими программам;

образовательным программам;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение пункта 1 статьи 29 подпунктом 5.2. См. текст новой

редакции

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца первого пункта 2 статьи 34

старая редакция новая редакция

2. При реорганизации 2. При реорганизации

образовательного учреждения в образовательного учреждения в

форме преобразования, выделения форме преобразования, выделения

филиала в самостоятельное филиала в самостоятельное

юридическое лицо, присоединения к юридическое лицо, присоединения к

образовательному учреждению образовательному учреждению

юридического лица, не являющегося юридического лица, не являющегося

образовательным учреждением, образовательным учреждением,

создании автономного создании автономного

образовательного учреждения путем образовательного учреждения путем

изменения типа существующего изменения типа существующего

государственного или государственного или

муниципального образовательного муниципального образовательного

учреждения образовательное учреждения образовательное

учреждение вправе осуществлять учреждение вправе осуществлять

определенные в его уставе виды определенные в его уставе виды

деятельности на основании деятельности на основании

лицензии и свидетельства о лицензии и свидетельства о

государственной аккредитации, государственной аккредитации,

выданных такому образовательному выданных такому образовательному

учреждению, до окончания срока учреждению, до окончания срока

действия этих лицензий и действия этих лицензий и

свидетельства. свидетельства. При реорганизации

образовательного учреждения в

форме присоединения к нему одного

или нескольких образовательных

учреждений лицензия и

свидетельство о государственной

аккредитации реорганизованного

образовательного учреждения

переоформляются в порядке,

установленном Правительством

Российской Федерации, с учетом

лицензий и свидетельств о

государственной аккредитации

присоединяемых образовательных

учреждений на период до окончания

срока действия лицензии и

свидетельства о государственной

аккредитации реорганизованного

образовательного учреждения.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца восьмого пункта 4 статьи 35

старая редакция новая редакция

В гражданских образовательных В гражданских образовательных

учреждениях высшего учреждениях высшего

профессионального образования профессионального образования

назначение ректоров не назначение ректоров не

допускается. допускается, если иное не

установлено Федеральным законом

"О высшем и послевузовском

профессиональном образовании".

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

* * *