Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. ОПЛАТА ТРУДА

3.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2011 года в размере 4330 рублей в месяц.

(в ред. Соглашения N 1, утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Российским автотранспортным союзом 10.11.2010)

(см. текст в предыдущей редакции)

В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в п. 3.1, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной настоящим пунктом.

В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в п. 3.1.

Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Соглашения, а также применения системы поправочных коэффициентов.

В организациях, где минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации, разрабатывается программа поэтапного его увеличения до уровня прожиточного минимума, что закрепляется в коллективном договоре организации.

3.2. Базовая тарифная ставка основных рабочих 1 разряда, указанная в пункте 3.1, в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта индексируется прямо пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, на основании данных Федеральной службы государственной статистики, при достижении размера индекса роста цен нарастающим итогом 106 процентов и более к периоду предыдущей индексации. Индексация проводится по окончании квартала, в котором индекс роста потребительских цен достиг нарастающим итогом 106 процентов.

Стороны Соглашения уведомляют организации о размерах индекса потребительских цен, базовой тарифной ставки основных рабочих I разряда и поправочных коэффициентов на момент индексирования совместным письмом.

3.3. Указанный в п. 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.

Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1.

3.4. Минимальный размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации, минимальной заработной платы, законодательно установленной в регионе.

Работодатель принимает меры, направленные на достижение среднемесячной заработной платы по предприятию, в размере не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, в котором находится конкретное предприятие.

3.5. Стороны договорились, что в организациях производятся:

- доплата за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время; в городах с численностью населения более 1 млн. человек допускается с учетом маршрутной сети отклонение от указанной нормы, но не более чем на 50%, с обязательным закреплением ее размера в региональном соглашении;

- оплата времени простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника; о начале простоя работник сообщает своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя в порядке, предусмотренном коллективным договором;

- оплата сверхурочных работ водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, кондукторам, работающим на регулярных пассажирских перевозках, водителям автомобилей, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозящих грузы на договорной основе, водителям легковых такси - не менее чем в двойном размере. Установление повышенного размера оплаты сверхурочной работы другим категориям работников стороны рекомендуют предусматривать в региональных отраслевых соглашениях и коллективных договорах с учетом сложившихся особенностей. Привлечение к сверхурочным работам работников производится по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации;

- доплата за работу в ночное время в размере не менее 40% тарифной ставки;

- оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах;

- выплата работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее двух третей тарифной ставки работника исходя из дневной нормальной продолжительности рабочего времени 8 часов. Конкретные размер и порядок выплат определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

(абзац введен Соглашением N 1, утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Российским автотранспортным союзом 10.11.2010)

Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не освобождает работодателей от оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере. В этом случае конкретные размеры повышения определяются специальной комиссией предприятия по согласованию с профсоюзным органом.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, в рабочее время, как правило, в месте выполнения работы либо перечисляется на счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном в коллективном договоре, но не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Работодатели включают в хозяйственные договоры на выполнение работ (услуг) положения об обязательном компенсировании заказчиком дополнительных расходов организаций, связанных с несвоевременной оплатой работ (услуг).

В организациях, где на 1 января 2008 года имеется задержка выплаты заработной платы, в течение месяца с момента вступления в юридическую силу настоящего Соглашения с участием соответствующих профсоюзных органов составляется график погашения задолженности и принимаются меры по полной ее ликвидации.

Тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производится Квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 с последующими дополнениями, внесенными Постановлениями Минтруда России от 24.12.1998 N 52, от 22.02.1999 N 3, от 21.01.2000 N 7, от 04.08.2000 N 57, от 20.04.2001 N 35, от 31.05.2002 и от 20.06.2002 N 44, а также в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками общеотраслевых профессий рабочих, утвержденными Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31, с дополнениями и изменениями, внесенными последующими постановлениями Минтруда России, и в соответствии с требованиями "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих".

3.6. При работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн. человек разряд оплаты труда водителя повышается на один разряд, а в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек - на два разряда.

Разряды оплаты труда водителей трамваев и троллейбусов повышаются в зависимости от габаритной длины подвижного состава в соответствии с приложением N 2 к настоящему Соглашению.

3.7. При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени (выполненную работу).

3.8. В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливаться надбавки:

- за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере 24% тарифной ставки;

- за классность водителям 1 класса в размере 25%, водителям II класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

Необходимыми условиями выплаты надбавки за классность являются наличие в организации:

- Положения о начислении надбавки за классность водителям;

- Положения о присвоении классности водителям;

- за работу в ночное время в размере не менее 40% тарифной ставки (оклада); при введении в организации доплат работникам за работу в многосменном режиме размеры этих доплат составляют 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену, 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночную смену. Ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (ночное время - время с 22 часов до 6 часов), вечерним считается время с 18 до 22 часов.

3.9. Организации могут самостоятельно вводить стимулирующие виды поощрения за непрерывный стаж работы в данной организации, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы и другие.

3.10. Считать целесообразным включать в условия трудовых договоров, заключаемых с руководителями организаций, следующие положения:

установление размеров заработной платы руководителей в кратности от размера среднемесячной заработной платы работников организации в целом;

выплата заработной платы руководителю одновременно с выплатой заработной платы работникам организации в сроки, установленные коллективным договором.

3.11. Работодатели обеспечивают долю тарифа (оклада) с учетом гарантированных выплат в среднемесячной заработной плате на уровне не менее 60 процентов.

3.12. В целях регулирования особенностей труда работников, занятых на сезонных работах, сторонами Соглашения утверждается Перечень сезонных работ:

- перевозка пассажиров в курортной местности в летне-осенний период;

- перевозка пассажиров в зоны отдыха, в дачные поселки, к садоводческим товариществам (май - октябрь).