Приложение. Изменения и дополнения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56, раздел "Железнодорожный транспорт и метрополитен", утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82 и применяемый в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России

Приложение

к Постановлению Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 19 декабря 1996 г. N 18

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

В ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ

И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК 56, РАЗДЕЛ "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

ТРАНСПОРТ И МЕТРОПОЛИТЕН", УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ГОСКОМТРУДА СССР И СЕКРЕТАРИАТА ВЦСПС ОТ 6 ДЕКАБРЯ

1983 Г. N 283/24-82 И ПРИМЕНЯЕМЫЙ В СООТВЕТСТВИИ С

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 12 МАЯ 1992 Г.

N 15А НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ,

РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

1. Дополнить раздел профессиями "Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений" (§ 1а) и "Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитена" (§ 1б), изложив их тарифно-квалификационные характеристики в следующей редакции:

"§ 1а. Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию

и ремонту пути и искусственных сооружений

Характеристика работ. Организация выполнения работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений. Руководство рабочими, выполняющими эти работы в пределах обслуживаемого участка. Содержание пути и искусственных сооружений в исправном состоянии, обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение поездов. Осмотр пути и искусственных сооружений в установленные сроки. Выявление неисправностей, появляющихся в элементах верхнего строения пути, земляном полотне, искусственных сооружениях, проведение работ по их предупреждению, а также по продлению сроков службы верхнего строения пути. Организация и проведение работ по подготовке пути к работе в зимних условиях, очистке путей от снега и песка, содержанию и ремонту пути на пучинах и подготовке пути и искусственных сооружений к пропуску весенних и ливневых вод, ликвидации повреждений пути и искусственных сооружений, вызванных стихийными явлениями. Обеспечение безопасности движения поездов при проведении путевых работ. Проведение инструктажа по охране труда и производственной санитарии монтеров пути, обходчиков, дежурных по переездам и других рабочих. Обучение работников бригад рациональным приемам выполнения работ непосредственно на рабочих местах. Ведение первичного учета и отчетности. Обеспечение содержания в исправном состоянии инструмента, механизмов, инвентаря, сигнальных принадлежностей, материалов и кладовых для их хранения.

Должен знать: устройство железнодорожного пути и искусственных сооружений; правила и технологию проведения работ по их текущему содержанию и ремонту; дефекты элементов верхнего строения пути и искусственных сооружений; габариты подвижного состава и приближения строений; правила производства измерений с помощью инструмента и приборов, применяемых при текущем содержании и ремонте пути и искусственных сооружений; инструкции по содержанию железнодорожного пути и искусственных сооружений, по обеспечению безопасности движения поездов при проведении путевых работ; правила охраны труда и производственной санитарии при проведении ремонтных работ и содержании в надлежащем состоянии железнодорожного пути и сооружений; устройство путевого гидравлического и электрического инструмента и механизмов, правила охраны труда для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях; технолого-нормировочные карты на производство путевых работ; первичный учет и отчетность.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примечание. Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений тарифицируется на один разряд выше рабочего высшей квалификации бригады, которой он руководит, но не ниже 5 разряда.

§ 1б. Бригадир (освобожденный) предприятий

железнодорожного транспорта и метрополитена

Характеристика работ. Руководство рабочими производственного подразделения. Выполнение работ по установленному технологическому процессу. Обеспечение своевременного выполнения бригадой утвержденного плана работ. Расстановка рабочих, обеспечение рабочих мест материалами, инструментом и деталями. Обеспечение выполнения требований по охране труда и противопожарных правил. Инструктаж и обучение рабочих бригады по применению рациональных приемов и методов труда. Наблюдение и контроль за качеством выполняемых работ. Приемка работ и сдача объектов мастеру. Контроль за расходованием материалов. Учет объема выполненных работ и оценка их качества. Содержание оборудования и инвентаря в исправном состоянии.

Должен знать: устройство и взаимодействие ремонтируемых узлов; технологические процессы выполняемых работ; правила производства работ; организацию труда на рабочих местах; нормы расхода материалов; правила охраны труда и противопожарной безопасности; порядок учета выполняемых работ.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примечание. Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитена тарифицируется на один разряд выше рабочего высшей квалификации бригады, которой он руководит, но не ниже 5 разряда.".

2. Дополнить тарифно-квалификационную характеристику профессии "Машинист самоходного весоповерочного вагона" (§ 25) абзацами следующего содержания:

"При обслуживании вагонных весов для взвешивания грузов в статическом состоянии - 6-й разряд;

при обслуживании вагонных электромеханических весов для взвешивания грузов в движении - 7-й разряд;

при обслуживании эталонных и образцовых весоизмерительных приборов, весов повышенной точности и весов, оборудованных электронными устройствами регистрации и дистанционной передачи результатов взвешивания - 8-й разряд.

Примечание. Помощник машиниста самоходного весоповерочного вагона тарифицируется на один разряд ниже машиниста, под руководством которого он работает.".

3. Дополнить тарифно-квалификационную характеристику профессии "Наладчик контрольно-измерительных вагонов" (§ 37) абзацами следующего содержания:

"При выполнении работ по расшифровке дефектограмм с обслуживанием электронно-акустической аппаратуры, электронной аппаратуры на микросхемах, компьютерной техники - 7-й разряд.

Требуется среднее профессиональное образование.".

4. Внести изменения и дополнения в тарифно-квалификационную характеристику профессии "Оператор дефектоскопной тележки" (§ 43), изложив ее в следующей редакции:

"§ 43. Оператор дефектоскопной тележки

Характеристика работ. Ведение процесса выявления дефектов в рельсах дефектоскопной тележкой. Детальное обследование и проведение классификации обнаруженных дефектов и повреждений рельсов, контроль за развитием дефектов, их регистрация и в необходимых случаях принятие мер по обеспечению безопасности движения поездов. Техническое обслуживание и содержание в исправном состоянии дефектоскопов и источников питания с соблюдением правил их эксплуатации и технологии дефектоскопирования. Определение по приборам и внешним осмотром неисправностей элементов дефектоскопной тележки. Проверка, наладка и регулировка работоспособности и чувствительности искательной системы тележки на контрольном тупике. Участие в ремонте дефектоскопной тележки.

Должен знать: устройство и назначение магнитных и ультразвуковых рельсовых дефектоскопов; классификацию дефектов и повреждений рельсов и их влияние на безопасность движения поездов; условия нормальной работы рельсов; основы электротехники, электроники, металловедения; правила содержания, хранения и технической эксплуатации дефектоскопов; правила проверки работоспособности и условной чувствительности дефектоскопов, их искательных устройств; устройство аккумуляторов и правила проведения их профилактики и обслуживания; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

При выполнении работ на магнитных и однониточных ультразвуковых рельсовых дефектоскопных тележках - 4-й разряд;

при выполнении работ на магнитных и двухниточных ультразвуковых рельсовых дефектоскопных тележках, оборудованных электронно-лучевой трубкой для определения размеров дефектов - 5-й разряд;

при выполнении работ на ультразвуковых и магнитных рельсовых дефектоскопных тележках с микропроцессорными устройствами - 6-й разряд;

при выполнении работ на всех типах рельсовых дефектоскопных тележек и участии в работах по настройке дефектоскопов - 7-й разряд.

Примечание. Помощник оператора дефектоскопной тележки при выполнении работ под руководством оператора при наличии прав на управление дефектоскопной тележкой тарифицируется на один разряд ниже оператора; при отсутствии прав - на два разряда ниже оператора.".

5. Внести дополнения и изменения в тарифно-квалификационную характеристику профессии "Оператор сортировочной горки" (§ 48), изложив ее в следующей редакции:

"§ 48. Оператор сортировочной горки

Характеристика работ. Управление роспуском составов на механизированных и автоматизированных сортировочных горках с пульта управления. Перевод централизованных стрелок и управление сигналами для приготовления маршрутов следования отцепов в процессе роспуска составов и маневровых передвижений в горловине сортировочного парка. Регулирование скорости движения вагонов путем торможения их вагонными замедлителями для обеспечения необходимых интервалов между отцепами и допустимой скорости соединения вагонов в сортировочном парке. Контроль за правильностью работы горочных устройств по показаниям контрольно-измерительных приборов. Наблюдение за соответствием маршрутов следования отцепов данным сортировочного листа. Передача информации о порядке роспуска состава, изменении направления следования отцепов и наличии вагонов с грузами, требующих при торможении особой осторожности.

Должен знать: инструкцию по обеспечению безопасности роспуска составов и маневровых передвижений на механизированных и автоматизированных сортировочных горках при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту горочных устройств; правила перевозок грузов; правила и нормы по охране труда; техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы станции в части, касающейся работы оператора сортировочной горки; принцип работы технических устройств сортировочных горок и правила их эксплуатации; правила формирования поездов; специализацию, вместимость и профиль путей сортировочного парка.

При обслуживании на станциях железнодорожного транспорта сортировочных горок малой мощности (1,5 тысячи вагонов в сутки) - 4-й разряд;

при обслуживании на станциях железнодорожного транспорта сортировочных горок средней мощности (1,5 - 3,5 тысячи вагонов в сутки) - 5-й разряд;

при обслуживании на станциях железнодорожного транспорта сортировочных горок большой мощности (3,5 - 5,5 тысяч вагонов в сутки) - 6-й разряд;

при обслуживании на станциях железнодорожного транспорта сортировочных горок повышенной мощности (свыше 5,5 тысяч вагонов в сутки) - 7-й разряд.".