I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Наименование - федеральная целевая программа

Программы "Развитие электронной компонентной

базы и радиоэлектроники" на 2008 -

2015 годы

Дата принятия решения - распоряжение Правительства Российской

о разработке Программы Федерации от 23 июля 2007 г. N 972-р

Государственный - Министерство промышленности и торговли

заказчик - координатор Российской Федерации

Программы

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2009 N 168)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственные - Министерство промышленности и торговли

заказчики Программы Российской Федерации,

Федеральное космическое агентство,

Министерство образования и науки

Российской Федерации,

Федеральная служба по техническому и

экспортному контролю, Государственная

корпорация по атомной энергии "Росатом"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.09.2011 N 763)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271

Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по

науке и инновациям упразднены. Их функции переданы Министерству

образования и науки РФ, которое является правопреемником

Рособразования и Роснауки, в том числе по обязательствам,

возникшим в результате исполнения судебных решений.

Основные разработчики - Министерство промышленности и

Программы энергетики Российской Федерации,

Министерство обороны Российской

Федерации,

Федеральное агентство по

промышленности,

Федеральное агентство по науке и

инновациям,

Федеральное космическое агентство,

Федеральное агентство по атомной

энергии,

Федеральное агентство по образованию

Основная цель - развитие научно-технического и

Программы производственного базиса для

разработки и производства

конкурентоспособной наукоемкой

электронной и радиоэлектронной

продукции для решения приоритетных

задач социально-экономического

развития и обеспечения национальной

безопасности Российской Федерации

Основные задачи - обеспечение радиоэлектронных средств и

Программы систем, в первую очередь средств и

систем, имеющих стратегическое значение

для страны, российской электронной

компонентной базой необходимого

технического уровня;

разработка базовых промышленных

технологий и конструкций

радиоэлектронных компонентов и приборов;

техническое перевооружение организаций

радиоэлектронной отрасли на основе

передовых технологий;

создание научно-технического задела по

перспективным технологиям и конструкциям

электронных компонентов, унифицированных

узлов и блоков радиоэлектронной

аппаратуры для обеспечения российской

продукции и стратегически значимых

систем;

опережающее развитие вертикально

интегрированных систем

автоматизированного проектирования

сложных электронных компонентов,

аппаратуры и систем для достижения

мирового уровня

Важнейшие целевые - целевым индикатором реализации Программы

индикатор и показатели является технический уровень современной

электронной компонентной базы, который

будет оцениваться по освоенному в

производстве технологическому уровню

изделий микроэлектронной техники.

В организациях микроэлектроники в 2008

году освоен технологический уровень 0,18

мкм, что позволило обеспечить создание

производственно-технологической базы

для выпуска современной электронной

компонентной базы, соответствующей

потребностям российских производителей

аппаратуры и систем.

В 2011 году планируется достижение

уровня технологии 0,13 мкм с

последующим переходом к 2015 году до

уровня технологии 0,045 мкм, что

существенно сократит отставание

российской электроники и

радиоэлектроники от мировых показателей.

Основным целевым показателем

реализации Программы является увеличение

объема продаж конкурентоспособных

изделий электронной компонентной базы и

радиоэлектронной продукции. Ожидается,

что в 2011 году значение этого

показателя составит около 130 млрд.

рублей, а в 2015 году - 300 млрд.

рублей, темпы роста объемов производства

будут сопоставимы с мировыми

показателями.

Показателем эффективности выполнения

мероприятий Программы также является

количество разработанных базовых

технологий в области электронной

компонентной базы и радиоэлектроники,

обеспечивающих конкурентоспособность

конечной продукции. К 2011 году их

количество будет составлять более 180

технологий, к 2015 году - не менее 270

технологий. В результате реализации

Программы в 56 организациях будут

созданы центры проектирования, в 110

организациях будут осуществлены

реконструкция и техническое

перевооружение

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.09.2011 N 763, от 22.04.2013

N 359, от 19.08.2014 N 829)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок и этапы - 2008 - 2015 годы:

реализации Программы первый этап - 2008 - 2011 годы;

второй этап - 2012 - 2015 годы

Объемы и источники - всего по Программе в ценах

финансирования соответствующих лет объем финансирования

Программы составит 172103,3593 млн. рублей, в том

числе:

за счет средств федерального бюджета -

102752,5207 млн. рублей, из них на научно-

исследовательские и опытно-

конструкторские работы - 61861,2257 млн.

рублей, на капитальные вложения -

40891,295 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных

источников - 69350,8386 млн. рублей.

Всего по Программе на 2008 год за счет

средств федерального бюджета

предусматривается 5500 млн. рублей, из

них на научно-исследовательские и

опытно-конструкторские работы - 3980

млн. рублей, на капитальные вложения -

1520 млн. рублей

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.09.2011 N 763, от 22.04.2013

N 359, от 23.01.2014 N 50, от 19.08.2014 N 829)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ожидаемые конечные - увеличение объема продаж российской

результаты реализации электронной продукции, унифицированных

Программы и показатели электронных модулей и радиоэлектронных

социально- изделий на внутреннем и внешнем

экономической рынках;

эффективности значительное сокращение

технологического отставания российской

радиоэлектронной промышленности от

мирового уровня;

обеспечение больших возможностей для

развития всех отраслей промышленности

и осуществление перехода к экономике

"знаний";

создание условий для более эффективной

реализации национальных проектов,

объявленных Президентом Российской

Федерации;

создание рыночно ориентированной

инфраструктуры радиоэлектронной

промышленности с учетом реструктуризации

системы проектирования и производства

радиоэлектронных изделий

(системоориентированные центры

проектирования, дизайн-центры,

"кремниевые фабрики", научно-

технологический центр по

микросистемотехнике, маркетинговые и

торговые центры, дилерские сети и

т.д.);

расширение экспорта

высокотехнологичной продукции

промышленности России;

активизация инновационной деятельности

и ускорение внедрения результатов

научно-технической деятельности в

массовое производство;

обеспечение обновляемости основных

фондов организаций радиоэлектронной

отрасли и стимулирование создания

современного высокотехнологичного

производства;

создание крупных и эффективных

интегрированных структур, способных

конкурировать с лучшими западными

фирмами;

организация производства массовой

интеллектуально насыщенной и

конкурентоспособной высокотехнологичной

радиоэлектронной продукции, реализующей

современные телекоммуникационные

услуги, включая радио и телевидение,

услуги и средства электронных

информационных систем;

повышение качества жизни населения,

отвечающего стандартам высокоразвитых

стран мира по интеллектуализации среды

обитания и возможностям использования

электроники и информационных систем;

увеличение числа рабочих мест в

радиоэлектронной отрасли, снижение

оттока талантливой части научно-

технических кадров, повышение спроса

на квалифицированные научно-

технические кадры, обеспечение

привлечения молодых специалистов и

ученых, а также улучшение возрастной

структуры кадров;

обеспечение налоговых поступлений в

бюджет от исполнителей и пользователей

Программы в размере 196247,7 млн.

рублей, что превысит размер инвестиций

и создаст бюджетный эффект в размере

126802,6 млн. рублей;

обеспечение индекса доходности

(рентабельности) бюджетных ассигнований

2,8 и уровня безубыточности 0,68, что

свидетельствует о высокой

эффективности Программы

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.09.2011 N 763, от 22.04.2013

N 359, от 19.08.2014 N 829)

(см. текст в предыдущей редакции)

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ

НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 972-р.

Программа разработана с учетом Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

При разработке учтен принцип преемственности по отношению к подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, мероприятия Программы укрупнены и уточнены, содержат все направления указанной подпрограммы и учитывают интересы всех ее заказчиков.

Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является создание современной научно-производственной инфраструктуры разработки и производства радиоэлектронных средств и стратегически значимых систем с использованием российской электронной компонентной базы нового технического уровня на основе коренной модернизации производственно-технологической базы электронной и радиоэлектронной промышленности и сокращения технологического разрыва с мировым уровнем, повышения технико-экономических показателей и расширения объемов производства массовой электронной и радиоэлектронной продукции, опережающего развития вертикально интегрированных систем автоматизированного проектирования электронной компонентной базы и радиоэлектронной аппаратуры.

Программа учитывает, что проблемы экономического развития Российской Федерации в ближайшее десятилетие будут определяться способностью государственного обеспечения ресурсами для ускоренного роста высокотехнологичного сектора экономики.

Привлечение инвестиций в экономику с их точной адресацией и учетом взаимодействия секторов экономики, связанных с развитием высоких технологий, рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего фактора создания российской конкурентоспособной технологической базы нового производства, формирующей перспективу общего роста экономики Российской Федерации.

Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях являются ускоренное инвестиционное развитие секторов "новой экономики", прежде всего становление инновационных и информационных отраслей, формирование нового технологического уровня промышленности и решение на его базе задач социально-экономического развития государства.

Все это позволяет ставить и решать в среднесрочной перспективе задачу сокращения технологического разрыва между Российской Федерацией и развитыми государствами, а в долгосрочной перспективе - задачу упрочения позиции России как одного из лидеров мирового развития.

Ускорение социально-экономического развития общества, его информационное обеспечение и повышение интеллектуального уровня, дальнейший рост эффективности труда и комфортности быта, экономия природных и энергетических ресурсов, коренное улучшение технико-экономических и экологических показателей практически во всех отраслях промышленности и топливно-энергетического комплекса, модернизация базы научных исследований, медицины, образования, развитие космических исследований и разработка систем телекоммуникаций основаны на широком применении современной аппаратуры и систем радиоэлектроники, информационно-коммуникационных технологий.

Одним из основополагающих факторов расширения производства и использования современной радиоэлектронной аппаратуры и информационно-коммуникационных систем является динамичный научно-технический и производственный процесс развития электронных и радиоэлектронных технологий и организация массового выпуска необходимых электронных и радиоэлектронных компонентов.

В настоящее время доля радиоэлектроники в стоимости бытовых, промышленных и оборонных изделий и систем составляет 50 - 80 процентов. Степень совершенства этих изделий и технико-экономические показатели производства определяются в первую очередь техническим уровнем используемой электронной компонентной базы.

Улучшение технических характеристик и повышение функциональной сложности электронной компонентной базы приводит к значительному улучшению технико-экономических показателей и надежности создаваемой радиоэлектронной аппаратуры, уменьшает число сборочных операций и количество используемых компонентов, уменьшает стоимость продукции.

Мировой рынок микроэлектронной техники (основной составляющей электронной промышленности) в 2006 году достиг объема 260 млрд. долларов США с показателем роста в 10,6 процента в год, что почти в 3 раза превышает мировые показатели прироста валового внутреннего продукта, который составил в 2006 году 37,74 трлн. долларов США. Объем мирового производства радиоэлектронной продукции в 2006 году составил 1,32 трлн. долларов США, а радиоэлектроника по величине добавленной стоимости превосходит автомобильную, авиационную и общемашиностроительную отрасли.

Радиоэлектроника используется ведущими мировыми державами как рычаг удержания мирового технического, финансового, политического и военного господства. Развивающиеся страны рассматривают государственную поддержку электронной и радиоэлектронной промышленности как наиболее эффективный способ подъема экономики и вхождения в мировой рынок.

Мировой опыт также показывает, что совершенствование электронной продукции и наращивание объемов ее производства ведется главным образом на основе комплексных целевых научно-технических программ, инициируемых правительствами развитых и развивающихся стран и финансируемых до 50 процентов из средств государственного бюджета. Ежегодно на программы развития только электроники в мире выделяется более 12 млрд. долларов США, а если учесть, что фирмы расходуют до 10 процентов объемов продаж изделий электроники на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, эта сумма вырастает до 30 млрд. долларов США.

Объем капитальных вложений в полупроводниковую отрасль (включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в 2006 году в мире превысил 53 млрд. долларов США.

Наряду с прямым финансированием программ правительства заинтересованных в развитии электроники государств оказывают косвенную поддержку новых производств путем предоставления налоговых льгот, льготных кредитов на закупку технологий и специального технологического оборудования, государственных гарантий инвесторам, уменьшения срока амортизации специального технологического оборудования и защиты внутреннего рынка от импорта.

В сложившейся ситуации единственным способом решения проблемы развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники в Российской Федерации является программно-целевой метод, обеспечивающий необходимый уровень адресной поддержки развития технологий и новых производств в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса.

Таким образом, реализация Программы полностью соответствует приоритетам государственной политики по созданию стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функционирование всей экономики страны и ее сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, решение задач социально-экономической политики государства, развитие и безопасное функционирование технически сложных систем и экологическая безопасность.

Программа разрабатывалась с учетом следующих положений:

развитие технологий в мире является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом;

обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также на внутреннем рынках в связи с предстоящим присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации с учетом поставленной руководством страны задачи резкого увеличения темпов роста валового внутреннего продукта требует интенсификации ускорения разработки и передачи в производство передовых технологий мирового уровня и модернизации производств, которые могли бы составить производственно-технологический базис для создания и реализации конкурентоспособной наукоемкой продукции;

развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники позволит решить вопрос создания основы для развития передовых отраслей промышленного производства, обеспечит укрепление экономики, расширит сферы применения средств телекоммуникаций, информатики, улучшит условия труда и быта населения, будет способствовать повышению его образовательного и интеллектуального уровня, уровня медицинского обслуживания и социального обеспечения, улучшит экологию;

электронная компонентная база и новые технологии сборки аппаратуры являются основой для разработки и производства радиоэлектронной аппаратуры, систем связи и телекоммуникаций, систем управления в технике, промышленности, социальной сфере, торговле и на транспорте, связаны с технологиями и материалами двойного назначения, дают возможность применения изделий в экстремальных условиях эксплуатации (космическое пространство, земные недра, мониторинг обстановки вблизи источников излучений ядерных объектов, физические эксперименты, стихийные бедствия) и в специальной технике (системы антитеррора и контроля за перемещением наркотиков, системы экологического мониторинга, системы раннего предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф);

совершенствование технологий и конструкций обеспечивает не только повышение функциональных и технических характеристик электронной компонентной базы и создаваемой на их основе аппаратуры, но снижает нагрузку в целом на проектирование и выпуск аппаратуры и систем. Это объясняется тем, что этап проектирования систем, выполняющих сложные функции, переносится на этап проектирования специализированных больших интегральных схем, а основной объем сборочных операций при выпуске аппаратуры заменяется на процессы интеграции элементов при изготовлении сложнофункциональной электронной компонентной базы, которая выполняет роль блоков и узлов аппаратуры или полностью реализует функции аппаратуры в составе одной сверхбольшой интегральной схемы "система на кристалле" (однокристальный телевизор, однокристальный телефон). При использовании аппаратуры и систем с высокими техническими показателями достигается значительный эффект в части повышения производительности, точности и надежности выполнения функций, энергосбережения, экономии материалов, улучшения условий труда;

количественно определенный результат будет фиксироваться по каждому инвестиционному проекту в виде достигнутых мощностей производства, показателей технического качества выпускаемой продукции, социально значимых показателей (количество дополнительных рабочих мест, улучшение условий труда, снижение экологической нагрузки), технико-экономических показателей производства (снижение энергопотребления, повышение процента выхода годных изделий), расширения объема экспортных поставок, а также размера поступлений в бюджет в виде налогов;

осуществление мероприятий Программы в два этапа (I этап - 2008 - 2011 годы, II этап - 2012 - 2015 годы) обеспечивает реализацию принципа преемственности в отношении подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, а также дает возможность оптимизации мероприятий II этапа Программы с учетом результатов I этапа, возникающих новых стратегических задач развития, сложившейся конъюнктуры рынка и развития новых мировых технологических направлений;

системное информационно-аналитическое обеспечение формирования годовых планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нацеленных на выполнение мероприятий Программы и определение наиболее перспективных направлений работ с учетом мирового опыта и достигнутых промежуточных результатов;

увязка расходов с возможностями бюджета в течение всего срока реализации Программы путем финансирования Программы по итогам выполнения плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за предыдущий год на основе ежегодного открытого конкурса проектов, который позволит оптимизировать состав участников Программы и обеспечить максимально возможное выполнение мероприятий Программы при заданном объеме финансирования;

расходы на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны преобладать над расходами капитального характера, включая приобретение оборудования, в структуре бюджетного финансирования Программы (60 процентов расходов - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и 40 процентов - капитальные вложения), что позволит достигнуть максимально возможный практический эффект от реализации Программы в целом. Каждый инвестиционный проект Программы сопровождается соответствующим мероприятием (комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке автоматизированных систем проектирования, базовых технологий и базовых конструкций электронной компонентной базы, радиоэлектронных блоков и узлов, технологических и конструкционных материалов);

невозможность решения проблемы межотраслевого, межведомственного характера другими способами требует принятия решений на уровне Правительства Российской Федерации, что обусловлено в первую очередь государственной важностью этой задачи и ее стратегическим значением для подъема производства промышленного комплекса, а также широким кругом использования электронной компонентной базы и радиоэлектроники для решения задач социально-экономического развития страны;

применение комплексного подхода позволит увязать технологическое и производственное развитие элементного базиса и конечную востребованную внутренним рынком радиоэлектронную продукцию.

Важным обстоятельством является то, что в ближайшие годы в Российской Федерации открываются новые сектора рынка, еще не занятые иностранным производителем.