I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Наименование - федеральная целевая программа
Программы "Развитие электронной компонентной
базы и радиоэлектроники" на 2008 -
2015 годы
Дата принятия решения - распоряжение Правительства Российской
о разработке Программы Федерации от 23 июля 2007 г. N 972-р
Государственный - Министерство промышленности и торговли
заказчик - координатор Российской Федерации
Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2009 N 168)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственные - Министерство промышленности и торговли
заказчики Программы Российской Федерации,
Федеральное космическое агентство,
Министерство образования и науки
Российской Федерации,
Федеральная служба по техническому и
экспортному контролю, Государственная
корпорация по атомной энергии "Росатом"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.09.2011 N 763)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271
Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по
науке и инновациям упразднены. Их функции переданы Министерству
образования и науки РФ, которое является правопреемником
Рособразования и Роснауки, в том числе по обязательствам,
возникшим в результате исполнения судебных решений.
Основные разработчики - Министерство промышленности и
Программы энергетики Российской Федерации,
Министерство обороны Российской
Федерации,
Федеральное агентство по
промышленности,
Федеральное агентство по науке и
инновациям,
Федеральное космическое агентство,
Федеральное агентство по атомной
энергии,
Федеральное агентство по образованию
Основная цель - развитие научно-технического и
Программы производственного базиса для
разработки и производства
конкурентоспособной наукоемкой
электронной и радиоэлектронной
продукции для решения приоритетных
задач социально-экономического
развития и обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации
Основные задачи - обеспечение радиоэлектронных средств и
Программы систем, в первую очередь средств и
систем, имеющих стратегическое значение
для страны, российской электронной
компонентной базой необходимого
технического уровня;
разработка базовых промышленных
технологий и конструкций
радиоэлектронных компонентов и приборов;
техническое перевооружение организаций
радиоэлектронной отрасли на основе
передовых технологий;
создание научно-технического задела по
перспективным технологиям и конструкциям
электронных компонентов, унифицированных
узлов и блоков радиоэлектронной
аппаратуры для обеспечения российской
продукции и стратегически значимых
систем;
опережающее развитие вертикально
интегрированных систем
автоматизированного проектирования
сложных электронных компонентов,
аппаратуры и систем для достижения
мирового уровня
Важнейшие целевые - целевым индикатором реализации Программы
индикатор и показатели является технический уровень современной
электронной компонентной базы, который
будет оцениваться по освоенному в
производстве технологическому уровню
изделий микроэлектронной техники.
В организациях микроэлектроники в 2008
году освоен технологический уровень 0,18
мкм, что позволило обеспечить создание
производственно-технологической базы
для выпуска современной электронной
компонентной базы, соответствующей
потребностям российских производителей
аппаратуры и систем.
В 2011 году планируется достижение
уровня технологии 0,13 мкм с
последующим переходом к 2015 году до
уровня технологии 0,045 мкм, что
существенно сократит отставание
российской электроники и
радиоэлектроники от мировых показателей.
Основным целевым показателем
реализации Программы является увеличение
объема продаж конкурентоспособных
изделий электронной компонентной базы и
радиоэлектронной продукции. Ожидается,
что в 2011 году значение этого
показателя составит около 130 млрд.
рублей, а в 2015 году - 300 млрд.
рублей, темпы роста объемов производства
будут сопоставимы с мировыми
показателями.
Показателем эффективности выполнения
мероприятий Программы также является
количество разработанных базовых
технологий в области электронной
компонентной базы и радиоэлектроники,
обеспечивающих конкурентоспособность
конечной продукции. К 2011 году их
количество будет составлять более 180
технологий, к 2015 году - не менее 270
технологий. В результате реализации
Программы в 56 организациях будут
созданы центры проектирования, в 110
организациях будут осуществлены
реконструкция и техническое
перевооружение
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.09.2011 N 763, от 22.04.2013
(см. текст в предыдущей редакции)
Срок и этапы - 2008 - 2015 годы:
реализации Программы первый этап - 2008 - 2011 годы;
второй этап - 2012 - 2015 годы
Объемы и источники - всего по Программе в ценах
финансирования соответствующих лет объем финансирования
Программы составит 172103,3593 млн. рублей, в том
числе:
за счет средств федерального бюджета -
102752,5207 млн. рублей, из них на научно-
исследовательские и опытно-
конструкторские работы - 61861,2257 млн.
рублей, на капитальные вложения -
40891,295 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных
источников - 69350,8386 млн. рублей.
Всего по Программе на 2008 год за счет
средств федерального бюджета
предусматривается 5500 млн. рублей, из
них на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы - 3980
млн. рублей, на капитальные вложения -
1520 млн. рублей
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.09.2011 N 763, от 22.04.2013
(см. текст в предыдущей редакции)
Ожидаемые конечные - увеличение объема продаж российской
результаты реализации электронной продукции, унифицированных
Программы и показатели электронных модулей и радиоэлектронных
социально- изделий на внутреннем и внешнем
экономической рынках;
эффективности значительное сокращение
технологического отставания российской
радиоэлектронной промышленности от
мирового уровня;
обеспечение больших возможностей для
развития всех отраслей промышленности
и осуществление перехода к экономике
"знаний";
создание условий для более эффективной
реализации национальных проектов,
объявленных Президентом Российской
Федерации;
создание рыночно ориентированной
инфраструктуры радиоэлектронной
промышленности с учетом реструктуризации
системы проектирования и производства
радиоэлектронных изделий
(системоориентированные центры
проектирования, дизайн-центры,
"кремниевые фабрики", научно-
технологический центр по
микросистемотехнике, маркетинговые и
торговые центры, дилерские сети и
т.д.);
высокотехнологичной продукции
промышленности России;
активизация инновационной деятельности
и ускорение внедрения результатов
научно-технической деятельности в
массовое производство;
обеспечение обновляемости основных
фондов организаций радиоэлектронной
отрасли и стимулирование создания
современного высокотехнологичного
производства;
создание крупных и эффективных
интегрированных структур, способных
конкурировать с лучшими западными
фирмами;
организация производства массовой
интеллектуально насыщенной и
конкурентоспособной высокотехнологичной
радиоэлектронной продукции, реализующей
современные телекоммуникационные
услуги, включая радио и телевидение,
услуги и средства электронных
информационных систем;
повышение качества жизни населения,
отвечающего стандартам высокоразвитых
стран мира по интеллектуализации среды
обитания и возможностям использования
электроники и информационных систем;
увеличение числа рабочих мест в
радиоэлектронной отрасли, снижение
оттока талантливой части научно-
технических кадров, повышение спроса
на квалифицированные научно-
технические кадры, обеспечение
привлечения молодых специалистов и
ученых, а также улучшение возрастной
структуры кадров;
обеспечение налоговых поступлений в
бюджет от исполнителей и пользователей
Программы в размере 196247,7 млн.
рублей, что превысит размер инвестиций
и создаст бюджетный эффект в размере
126802,6 млн. рублей;
обеспечение индекса доходности
(рентабельности) бюджетных ассигнований
2,8 и уровня безубыточности 0,68, что
свидетельствует о высокой
эффективности Программы
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.09.2011 N 763, от 22.04.2013
(см. текст в предыдущей редакции)
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 972-р.
Программа разработана с учетом Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
При разработке учтен принцип преемственности по отношению к подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, мероприятия Программы укрупнены и уточнены, содержат все направления указанной подпрограммы и учитывают интересы всех ее заказчиков.
Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является создание современной научно-производственной инфраструктуры разработки и производства радиоэлектронных средств и стратегически значимых систем с использованием российской электронной компонентной базы нового технического уровня на основе коренной модернизации производственно-технологической базы электронной и радиоэлектронной промышленности и сокращения технологического разрыва с мировым уровнем, повышения технико-экономических показателей и расширения объемов производства массовой электронной и радиоэлектронной продукции, опережающего развития вертикально интегрированных систем автоматизированного проектирования электронной компонентной базы и радиоэлектронной аппаратуры.
Программа учитывает, что проблемы экономического развития Российской Федерации в ближайшее десятилетие будут определяться способностью государственного обеспечения ресурсами для ускоренного роста высокотехнологичного сектора экономики.
Привлечение инвестиций в экономику с их точной адресацией и учетом взаимодействия секторов экономики, связанных с развитием высоких технологий, рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего фактора создания российской конкурентоспособной технологической базы нового производства, формирующей перспективу общего роста экономики Российской Федерации.
Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях являются ускоренное инвестиционное развитие секторов "новой экономики", прежде всего становление инновационных и информационных отраслей, формирование нового технологического уровня промышленности и решение на его базе задач социально-экономического развития государства.
Все это позволяет ставить и решать в среднесрочной перспективе задачу сокращения технологического разрыва между Российской Федерацией и развитыми государствами, а в долгосрочной перспективе - задачу упрочения позиции России как одного из лидеров мирового развития.
Ускорение социально-экономического развития общества, его информационное обеспечение и повышение интеллектуального уровня, дальнейший рост эффективности труда и комфортности быта, экономия природных и энергетических ресурсов, коренное улучшение технико-экономических и экологических показателей практически во всех отраслях промышленности и топливно-энергетического комплекса, модернизация базы научных исследований, медицины, образования, развитие космических исследований и разработка систем телекоммуникаций основаны на широком применении современной аппаратуры и систем радиоэлектроники, информационно-коммуникационных технологий.
Одним из основополагающих факторов расширения производства и использования современной радиоэлектронной аппаратуры и информационно-коммуникационных систем является динамичный научно-технический и производственный процесс развития электронных и радиоэлектронных технологий и организация массового выпуска необходимых электронных и радиоэлектронных компонентов.
В настоящее время доля радиоэлектроники в стоимости бытовых, промышленных и оборонных изделий и систем составляет 50 - 80 процентов. Степень совершенства этих изделий и технико-экономические показатели производства определяются в первую очередь техническим уровнем используемой электронной компонентной базы.
Улучшение технических характеристик и повышение функциональной сложности электронной компонентной базы приводит к значительному улучшению технико-экономических показателей и надежности создаваемой радиоэлектронной аппаратуры, уменьшает число сборочных операций и количество используемых компонентов, уменьшает стоимость продукции.
Мировой рынок микроэлектронной техники (основной составляющей электронной промышленности) в 2006 году достиг объема 260 млрд. долларов США с показателем роста в 10,6 процента в год, что почти в 3 раза превышает мировые показатели прироста валового внутреннего продукта, который составил в 2006 году 37,74 трлн. долларов США. Объем мирового производства радиоэлектронной продукции в 2006 году составил 1,32 трлн. долларов США, а радиоэлектроника по величине добавленной стоимости превосходит автомобильную, авиационную и общемашиностроительную отрасли.
Радиоэлектроника используется ведущими мировыми державами как рычаг удержания мирового технического, финансового, политического и военного господства. Развивающиеся страны рассматривают государственную поддержку электронной и радиоэлектронной промышленности как наиболее эффективный способ подъема экономики и вхождения в мировой рынок.
Мировой опыт также показывает, что совершенствование электронной продукции и наращивание объемов ее производства ведется главным образом на основе комплексных целевых научно-технических программ, инициируемых правительствами развитых и развивающихся стран и финансируемых до 50 процентов из средств государственного бюджета. Ежегодно на программы развития только электроники в мире выделяется более 12 млрд. долларов США, а если учесть, что фирмы расходуют до 10 процентов объемов продаж изделий электроники на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, эта сумма вырастает до 30 млрд. долларов США.
Объем капитальных вложений в полупроводниковую отрасль (включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в 2006 году в мире превысил 53 млрд. долларов США.
Наряду с прямым финансированием программ правительства заинтересованных в развитии электроники государств оказывают косвенную поддержку новых производств путем предоставления налоговых льгот, льготных кредитов на закупку технологий и специального технологического оборудования, государственных гарантий инвесторам, уменьшения срока амортизации специального технологического оборудования и защиты внутреннего рынка от импорта.
В сложившейся ситуации единственным способом решения проблемы развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники в Российской Федерации является программно-целевой метод, обеспечивающий необходимый уровень адресной поддержки развития технологий и новых производств в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса.
Таким образом, реализация Программы полностью соответствует приоритетам государственной политики по созданию стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функционирование всей экономики страны и ее сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, решение задач социально-экономической политики государства, развитие и безопасное функционирование технически сложных систем и экологическая безопасность.
Программа разрабатывалась с учетом следующих положений:
развитие технологий в мире является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом;
обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также на внутреннем рынках в связи с предстоящим присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации с учетом поставленной руководством страны задачи резкого увеличения темпов роста валового внутреннего продукта требует интенсификации ускорения разработки и передачи в производство передовых технологий мирового уровня и модернизации производств, которые могли бы составить производственно-технологический базис для создания и реализации конкурентоспособной наукоемкой продукции;
развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники позволит решить вопрос создания основы для развития передовых отраслей промышленного производства, обеспечит укрепление экономики, расширит сферы применения средств телекоммуникаций, информатики, улучшит условия труда и быта населения, будет способствовать повышению его образовательного и интеллектуального уровня, уровня медицинского обслуживания и социального обеспечения, улучшит экологию;
электронная компонентная база и новые технологии сборки аппаратуры являются основой для разработки и производства радиоэлектронной аппаратуры, систем связи и телекоммуникаций, систем управления в технике, промышленности, социальной сфере, торговле и на транспорте, связаны с технологиями и материалами двойного назначения, дают возможность применения изделий в экстремальных условиях эксплуатации (космическое пространство, земные недра, мониторинг обстановки вблизи источников излучений ядерных объектов, физические эксперименты, стихийные бедствия) и в специальной технике (системы антитеррора и контроля за перемещением наркотиков, системы экологического мониторинга, системы раннего предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф);
совершенствование технологий и конструкций обеспечивает не только повышение функциональных и технических характеристик электронной компонентной базы и создаваемой на их основе аппаратуры, но снижает нагрузку в целом на проектирование и выпуск аппаратуры и систем. Это объясняется тем, что этап проектирования систем, выполняющих сложные функции, переносится на этап проектирования специализированных больших интегральных схем, а основной объем сборочных операций при выпуске аппаратуры заменяется на процессы интеграции элементов при изготовлении сложнофункциональной электронной компонентной базы, которая выполняет роль блоков и узлов аппаратуры или полностью реализует функции аппаратуры в составе одной сверхбольшой интегральной схемы "система на кристалле" (однокристальный телевизор, однокристальный телефон). При использовании аппаратуры и систем с высокими техническими показателями достигается значительный эффект в части повышения производительности, точности и надежности выполнения функций, энергосбережения, экономии материалов, улучшения условий труда;
количественно определенный результат будет фиксироваться по каждому инвестиционному проекту в виде достигнутых мощностей производства, показателей технического качества выпускаемой продукции, социально значимых показателей (количество дополнительных рабочих мест, улучшение условий труда, снижение экологической нагрузки), технико-экономических показателей производства (снижение энергопотребления, повышение процента выхода годных изделий), расширения объема экспортных поставок, а также размера поступлений в бюджет в виде налогов;
осуществление мероприятий Программы в два этапа (I этап - 2008 - 2011 годы, II этап - 2012 - 2015 годы) обеспечивает реализацию принципа преемственности в отношении подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, а также дает возможность оптимизации мероприятий II этапа Программы с учетом результатов I этапа, возникающих новых стратегических задач развития, сложившейся конъюнктуры рынка и развития новых мировых технологических направлений;
системное информационно-аналитическое обеспечение формирования годовых планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нацеленных на выполнение мероприятий Программы и определение наиболее перспективных направлений работ с учетом мирового опыта и достигнутых промежуточных результатов;
увязка расходов с возможностями бюджета в течение всего срока реализации Программы путем финансирования Программы по итогам выполнения плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за предыдущий год на основе ежегодного открытого конкурса проектов, который позволит оптимизировать состав участников Программы и обеспечить максимально возможное выполнение мероприятий Программы при заданном объеме финансирования;
расходы на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны преобладать над расходами капитального характера, включая приобретение оборудования, в структуре бюджетного финансирования Программы (60 процентов расходов - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и 40 процентов - капитальные вложения), что позволит достигнуть максимально возможный практический эффект от реализации Программы в целом. Каждый инвестиционный проект Программы сопровождается соответствующим мероприятием (комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке автоматизированных систем проектирования, базовых технологий и базовых конструкций электронной компонентной базы, радиоэлектронных блоков и узлов, технологических и конструкционных материалов);
невозможность решения проблемы межотраслевого, межведомственного характера другими способами требует принятия решений на уровне Правительства Российской Федерации, что обусловлено в первую очередь государственной важностью этой задачи и ее стратегическим значением для подъема производства промышленного комплекса, а также широким кругом использования электронной компонентной базы и радиоэлектроники для решения задач социально-экономического развития страны;
применение комплексного подхода позволит увязать технологическое и производственное развитие элементного базиса и конечную востребованную внутренним рынком радиоэлектронную продукцию.
Важным обстоятельством является то, что в ближайшие годы в Российской Федерации открываются новые сектора рынка, еще не занятые иностранным производителем.
- Обеспечение создания и производства средств радиочастотной идентификации
- Обеспечение создания и производства средств координатно-временного обеспечения
- Обеспечение создания и производства техники цифрового телевидения
- Обеспечение создания военной и специальной электронной компонентной базы и радиоэлектроники
- Обеспечение создания оборудования широкополосного беспроводного доступа
- Авионика
- Автомобильная электроника
- Участие в реализации национальных проектов
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей