Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно технологической, опытно-конструкторской, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам трудоемкостью более трех зачетных единиц при проведении промежуточной аттестации рекомендуется выставлять дифференцированную оценку.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы по очной форме обучения составляет в среднем за весь период обучения не более 27 академических часов в неделю с учетом специфики направления подготовки.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять не менее семи недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных траекторий.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной траектории, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, включая, например:

обязательное участие обучающихся в выполнении реальных научно-исследовательских и (или) инновационных проектов, развивающее навыки командной работы, межличностные коммуникации, навыки принятия решений и лидерские качества;

обязательное участие обучающихся в работе научных семинаров (кафедр, лабораторий, научно-исследовательских и проектных институтов), симпозиумов и конференций по профильной направленности ООП магистратуры, включая обязательные регулярные презентации результатов научно-исследовательской и аналитической работы обучающегося (не реже одного раза в семестр при двухсеместровой организации учебного процесса);

организацию олимпиад и творческих конкурсов по профильной направленности ООП магистратуры, в том числе и конкурсов инновационных проектов;

преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов последних научно-технических достижений и исследований, включая результаты исследований научных школ вуза и организаций, где проходит научно-исследовательская работа обучающихся;

проведение групповых дискуссий;

проведение мастер-классов с участием ведущих ученых и специалистов;

анализ деловых ситуаций и имитационных моделей;

проведение ролевых игр и тренингов.

Данные технологии должны учитывать региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области современных проблем естествознания и устойчивого развития, современной теоретической и экспериментальной физики, естествознания, высшей и вычислительной математики, включая математическое моделирование, современных компьютерных и других наукоемких технологий, истории, философии и методологии естествознания, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков, включая лабораторные практикумы и практические занятия на современном, в том числе, уникальном оборудовании с использованием специализированного программного обеспечения в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы обучающегося, разработанным с участием научного руководителя магистра и научного руководителя ООП магистратуры с учетом пожеланий магистра. Индивидуальный учебный план магистра, включая план его научно-исследовательской работы, утверждается в соответствии с процедурой, разработанной в вузе.

В соответствии с настоящим ФГОС ВПО научно-исследовательская работа обучающегося в магистратуре является важнейшей составляющей ООП магистратуры, включающей в себя:

научно-исследовательскую работу в семестре;

подготовку и защиту магистерской диссертации.

7.16. Научно-исследовательская работа в семестре выполняется студентом под индивидуальным руководством научного руководителя, имеющего ученую степень не ниже кандидата наук, деятельность которого связана с непосредственной работой в области проблем современной науки и техники. Направление научно-исследовательской работы определяется в соответствии с избранной ООП магистратуры с учетом результатов, полученных студентом в выпускной квалификационной работе бакалавра или в дипломной работе специалиста. Объем индивидуальных консультаций магистра научным руководителем (и научными консультантами) должен составлять не менее семи процентов времени, отводимого на научно-исследовательскую работу.

Научно-исследовательская работа студента в основной образовательной программе магистратуры по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика реализуется в научно-исследовательском (производственном) коллективе и должна являться составной частью общей работы, выполняемой данным творческим коллективом.

Конкретные виды научно-исследовательской работы определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и текущие формы отчетности по научно-исследовательской работе также определяются вузом.

Научно-исследовательская работа должна проводиться на основе непосредственного и систематического в течение всего учебного года участия обучающегося в выполнении научно-исследовательского проекта на кафедрах и (или) лабораториях вуза, лабораториях научно-исследовательских подразделений сторонних организаций, при которых вуз организует базовые кафедры или осуществляет иные формы сотрудничества с предприятием. Обязательным условием обеспечения научно-исследовательской работы является наличие в подразделении, в котором выполняется научно-исследовательская работа, необходимого кадрового и научно-технического потенциала.

Научно-исследовательская работа обучающихся, являясь обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры, направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области знаний, техники и технологии в соответствии с ООП магистратуры;

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;

сбор, обработка, систематизация и анализ и научной и (или) научно-технической информации по теме научно-исследовательской работы;

участие в проведении конкретных научных исследований, научно-технических разработок и (или) научно-технологических инновационных проектах;

с учетом направления научно-исследовательской работы участие в лабораторных, стендовых экспериментах и (или) промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;

при необходимости корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

регулярные, не реже одного раза в семестр (при двухсеместровой организации учебного процесса), составление отчета о научно-исследовательской работе и публичная защита выполненной работы;

при необходимости подготовка материалов исследования в виде научной публикации, заявки на патент, выступления на научном семинаре, конференции.

Итоговая аттестация по результатам научно-исследовательской работы магистра проводится в виде публичной защиты выпускной квалификационной работы магистра - магистерской диссертации.

К защите магистерской диссертации допускаются обучающиеся, успешно выполнившие остальные составляющие ООП магистратуры в полном объеме.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучающихся является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара и заседания кафедры, на которой проводится научно-исследовательская работа. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика должны иметь ученые степени или ученые звания (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), при этом ученую степень доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 25 процентов преподавателей.

Настоящий ФГОС ВПО по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика рекомендует следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания:

преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по циклу общенаучных дисциплин, - не менее 70 процентов (из них - 20 процентов профессоров и докторов наук);

преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блокам профессиональных дисциплин и научное руководство научно-исследовательской работой студентов, - не менее 90 процентов (из них - 30 процентов профессоров и докторов наук).

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. По решению ученого совета вуза (факультета) руководство ООП магистратуры может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для совместителя - не более чем одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание.

Обязательным требованием к преподавателям, обеспечивающим профессиональный цикл в магистратуре и руководство научно-исследовательской работой студента, является активная научная деятельность, подтверждаемая предшествующим опытом и непосредственным участием преподавателя в конкретных научных исследованиях и разработках.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю.

7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

(см. текст в предыдущей редакции)

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, или устойчивыми связями с научно-исследовательскими институтами, предприятиями, предоставляющими базу для обеспечении эффективной научно-практической подготовки магистров.

Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно по каждой ООП магистратуры обеспечить доступ студентов к современному, в том числе и уникальному, экспериментальному оборудованию и современной вычислительной технике.

В структуре ООП магистратуры ключевое место отводится научно-исследовательской работе. В процессе выполнения научно-исследовательской работы студент непосредственно участвует в качестве исполнителя в реальном проекте, выполняемом научным коллективом. При этом особое значение при реализации ООП магистратуры приобретает возможность использования обучающимся материально-технических и информационных ресурсов, в том числе уникального экспериментального оборудования организаций, предприятий и учреждений, в которых студент выполняет научно-исследовательскую работу. В этом случае соответствующая базовая организация должна брать на себя обязательства предоставлять свое уникальное и дорогостоящее оборудование для использования при реализации ООП.

Важным дополнительным условием обеспечения качества реализации ООП магистратуры по данному направлению является наличие в вузе собственного (или афиллированного с вузом) технопарка (бизнес-инкубатора) для практической отработки инновационной деятельности обучающихся.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Для реализации потребности по сохранению и укреплению здоровья обучаемых вуз должен обеспечить доступ обучаемых к спортивным сооружениям и соответствующему спортивному оборудованию, в объеме, позволяющем им заниматься физкультурой и спортом.

Для формирования общекультурных компетенций, реализации и развития в области культуры творческих способностей обучающихся вуз должен обладать необходимой инфраструктурой, обеспечивающей функционирование социокультурной среды вуза.