Рекомендации педагогическим работникам по межличностному взаимодействию с обучающимися с нарушенным слухом в процессе профессионального обучения

Рекомендации педагогическим работникам по межличностному

взаимодействию с обучающимися с нарушенным слухом

в процессе профессионального обучения

Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух позволяет, назовите его по имени, если нет - слегка положите ему руку на плечо или похлопайте, но не резко. Разговаривая с обучающимся, смотрите на него. Не загораживайте свое лицо: ваш собеседник должен иметь возможность следить за его выражением. Говорите ясно и ровно. Не следует излишне выделять что-то. Кричать, особенно в ухо, нельзя. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

Сообщения должны быть простыми. Старайтесь давать их короткими предложениями. Избегайте употребления незнакомых для обучающихся оборотов и выражений. Перед тем как давать объяснение новых профессиональных терминов, следует провести словарную работу, тщательно разбирая смысловое значение каждого слова. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь об этом спрашивать обучающихся. Если вы не поняли ответ или вопрос обучающегося, попросите его повторить или записать то, что он хотел сказать. Избегайте при этом даже намека на снисходительность.

Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, правило, формулу, технический или другой сложный термин, адрес, запишите ее. Не забывайте дублировать сказанное, особенно если дело касается чего-то важного: правил, инструкций и т.п., записями. Учебные фильмы, по возможности, должны быть снабжены субтитрами.

Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях труднее общаться с людьми, которые плохо слышат.

Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: "Хорошо, теперь нам нужно обсудить...".

Не все люди, которые плохо слышат, могут хорошо читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече.

Если ваш обучающийся обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил:

- помните, что из десяти слов хорошо прочитываются только три;

- нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Не пытайтесь преувеличенно четко произносить слова - это изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности;

- нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.