О развитии наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года см. Программу, одобренную Правительством РФ 17.01.2008.

II. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели

II. Цель и задачи Программы, сроки

ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели

Целью Программы является создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии.

Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи.

Первой задачей является оснащение специальным экспериментальным, диагностическим, метрологическим, научно-технологическим и производственным оборудованием, иными приборами и устройствами элементов национальной нанотехнологической сети, формируемых на базе государственных организаций, обеспечение эффективной эксплуатации и использования приборно-инструментальной базы в интересах российских научных организаций, образовательных учреждений высшего профессионального образования, выполняющих работы в области нанотехнологий и наноматериалов.

Второй задачей является создание и поддержка функционирования системы обмена информацией между организациями, входящими в состав национальной нанотехнологической сети, в целях повышения эффективности их деятельности, коммерциализации и популяризации знаний в области нанотехнологий и наноматериалов.

Третьей задачей является формирование системы методического обеспечения, регламентирующей безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов.

Четвертой задачей является формирование системы методического обеспечения механизмов регулирования развития наноиндустрии, гармонизирующей российские и международные нормативные и методические документы по обеспечению единства измерений и подтверждения соответствия продукции наноиндустрии, поддержки экспорта в целях стимулирования процессов коммерциализации нанотехнологий и вывода на внутренний и внешний рынки новой продукции наноиндустрии.

Решение первой задачи обеспечивается по нескольким тематическим направлениям. В качестве тематических направлений деятельности национальной нанотехнологической сети федеральными органами исполнительной власти определены следующие направления:

наноэлектроника;

наноинженерия;

функциональные наноматериалы и высокочистые вещества;

функциональные наноматериалы для энергетики;

функциональные наноматериалы для космической техники;

нанобиотехнологии;

конструкционные наноматериалы;

композитные наноматериалы;

нанотехнологии для систем безопасности.

В состав национальной нанотехнологической сети входят:

головная научная организация Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации (далее - головная научная организация), которая определена на конкурсной основе, - федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1253)

(см. текст в предыдущей редакции)

головные организации отраслей, определяемые федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками Программы из числа крупных отраслевых специализированных научно-технологических комплексов;

ведущие научно-образовательную деятельность в сфере наноиндустрии образовательные учреждения высшего профессионального образования, отбираемые на конкурсной основе.

Основными функциями головной научной организации являются:

координация исследований и разработок для формирования научно-технологической базы наноиндустрии;

осуществление комплексной научной и технологической экспертизы мероприятий в области соответствующих исследований и разработок, включая экспертизу достигнутых результатов и определение потенциала их производства и продажи;

экспертиза достигнутых результатов, выявление наиболее продвинутых к коммерциализации разработок, определение их потенциала для производства и реализации на внутреннем и внешнем рынках, подготовка предложений по поддержке имеющихся заделов;

обеспечение связи между фундаментальными и прикладными исследованиями в области нанотехнологий;

координация проектов международного научно-технического сотрудничества;

содействие трансферу результатов исследований и разработок гражданского, двойного и военного назначения;

обеспечение взаимодействия головных организаций отраслей по вопросам научных исследований, коммерциализации технологий, организации серийного производства;

повышение эффективности применения уникального оборудования, обеспечивающего разработку принципиально новых технологий и развитие новых секторов экономики;

комплексное информационно-аналитическое обеспечение, мониторинг и прогнозирование развития наноиндустрии;

координация работ по стандартизации, сертификации и метрологическому обеспечению, поддержке патентования и лицензирования, оценке безопасности применения новых нанотехнологий и наноматериалов.

Основными функциями головной организации отрасли являются:

решение важнейших проблем развития отраслей наноиндустрии и освоение секторов наукоемкой продукции, в том числе с ориентацией на мировой рынок;

координация разработок новых технологий, конкурентоспособных на мировом рынке;

экспертиза достигнутых результатов, выявление наиболее продвинутых к коммерциализации разработок, определение их потенциала для производства и продажи на внутреннем и внешнем рынках, подготовка предложений по поддержке имеющихся заделов;

использование передовых базовых нанотехнологий;

координация работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и подтверждению соответствия продукции и технологий в отраслях наноиндустрии;

координация проектов международного научно-технического сотрудничества;

координация проектов трансфера нанотехнологий;

организация и участие в реализации проектов государственно-частного партнерства;

отраслевой мониторинг, включая сбор информации о производстве и продаже продукции наноиндустрии;

интеграция научной и образовательной деятельности в соответствующих отраслях.

Основными функциями ведущих научно-образовательную деятельность в сфере наноиндустрии образовательных учреждений высшего профессионального образования являются:

интеграция научной и образовательной деятельности для подготовки специалистов с высшим образованием всех уровней (бакалавров (с фундаментальной базовой подготовкой), специалистов, магистров, аспирантов и докторантов) и выполнения научных исследований и разработок мирового класса;

обеспечение взаимодействия с академическим и отраслевым секторами науки, включая привлечение ученых и специалистов данных секторов к преподавательской деятельности;

участие в разработке программ обучения и популяризации знаний в области нанотехнологий как единой технологической культуры нового века.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минобрнауки РФ от 11.03.2011 N 1351 утвержден Порядок создания федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием.

Головная научная организация и головные организации отраслей функционируют одновременно и как центры коллективного пользования, обеспечивающие доступ к исследовательскому и технологическому оборудованию исследователям, выполняющим разработки в сфере наноиндустрии в рамках мероприятий различных профильных федеральных целевых программ.

Перечень головных организаций отраслей по направлениям развития нанотехнологий приведен в приложении N 1.

В рамках решения первой задачи Программы осуществляется приобретение оборудования для оснащения государственных организаций национальной нанотехнологической сети комплексами исследовательского, метрологического и научно-технологического оборудования, комплексами контрольно-измерительного оборудования, в том числе комплексами оборудования для отработки нанотехнологий, изготовления наноматериалов, микро- и наносистемной техники, нанопродуктов, реализации нанобиомедицинских технологий.

Проводится методическое обеспечение в части оптимизации перечней приобретаемого оборудования и способов его использования в интересах не только организаций национальной нанотехнологической сети, но и существенно более широкого круга исследовательских, технологических, образовательных и иных организаций, выполняющих работы для развития наноиндустрии. Проводятся работы, связанные с разработкой требований и нормативов функционирования инфраструктуры национальной нанотехнологической сети, координацией деятельности входящих в нее организаций, с разработкой и утверждением соответствующих регламентов и инструкций по осуществлению доступа к оборудованию научных и образовательных структур в рамках национальной нанотехнологической сети, интеграцией и взаимодействием научных и образовательных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования в процессе формирования научно-образовательных комплексов в составе национальной нанотехнологической сети.

Выполняются работы, связанные с осуществлением шефмонтажа и пусконаладочных работ по введению в эксплуатацию оборудования, закупленного в рамках Программы для организаций национальной нанотехнологической сети, а также с подбором, подготовкой и тренингом персонала, осуществляющего эксплуатацию закупленного оборудования.

Создаваемая в рамках решения второй задачи информационно-аналитическая инфраструктура наноиндустрии, в том числе сеть электронно-компьютерного обмена результатами исследований и разработок между элементами национальной нанотехнологической сети, должна стать не только инструментом обмена информацией среди участников Программы, но и способствовать решению более широких задач по координации работ в сфере наноиндустрии. В частности, ее необходимо использовать как:

инструмент управления и координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов, выполняемых в рамках федеральных целевых и ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития и проектов, реализуемых бизнес-сообществом;

инструмент мониторинга Программы;

инструмент коммерциализации наноиндустрии;

инструмент международных научно-технических обменов в сфере наноиндустрии;

инструмент популяризации достижений в области нанотехнологий и наноматериалов.

В рамках второй задачи также осуществляется финансирование приобретения и распространения интернет-контента для наполнения специализированных баз данных в сфере наноиндустрии.

В рамках решения третьей задачи осуществляется разработка методических материалов по оценке и подтверждению соответствия продукции и технологий наноиндустрии требованиям и нормам безопасности различных наноматериалов для здоровья разработчиков, производителей и потребителей наноматериалов.

В рамках решения четвертой задачи:

выполняются работы по обеспечению функционирования центра метрологического обеспечения продукции и технологий наноиндустрии, осуществляется подтверждение метрологических характеристик эталонных средств измерений в наноиндустрии, сличение их с международными и выполнение мероприятий по взаимному признанию результатов калибровок;

разрабатываются методики выполнения измерений, поверки, калибровки и испытаний используемых в наноиндустрии средств измерений, их гармонизация с требованиями международных стандартов в сфере наноиндустрии.

Решение четвертой задачи необходимо осуществлять при тесном взаимодействии с международными организациями, осуществляющими деятельность в области стандартизации и обеспечения единства измерений и качества - Международной организацией по стандартизации, Международной электротехнической комиссией, Международной организацией законодательной метрологии, Международным бюро мер и весов.

В целях стимулирования процессов коммерциализации нанотехнологий и вывода на внутренний и внешний рынки новой продукции наноиндустрии осуществляются мероприятия, направленные на методическое и патентно-правовое обеспечение государственной поддержки введения в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности в сфере нанотехнологий и экспорта продукции наноиндустрии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2008 N 777)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для решения задач Программы целесообразно выполнить ее в один этап с 2008 по 2011 год.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 471)

(см. текст в предыдущей редакции)

Целевые индикаторы и показатели реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 2.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 471)

(см. текст в предыдущей редакции)

Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с решением Правительства Российской Федерации согласно порядку разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.