Летная штурманская подготовка

95. Летная штурманская подготовка имеет целью приобретение (восстановление), поддержание и совершенствование практических навыков летчиков и штурманов в выполнении навигации и боевого применения.

96. Летная штурманская подготовка организуется и проводится в соответствии с ФАППП, настоящих Правил и служебных документов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации.

97. В результате проведения летной штурманской подготовки летный состав должен иметь твердые навыки в решении задач:

точного вождения ВС (АК) по заданным траекториям с комплексным применением ПНК (ПНО), визуальной и радиолокационной ориентировки;

построения, выдерживания, роспуска боевых порядков и захода на посадку;

выполнения тактических приемов преодоления ПВО и нанесения ударов;

точного по месту и времени выхода на наземные, морские и воздушные цели (в точки пуска ракет и сброса бомб, на площадки десантирования и объекты разведки);

эффективного применения АСП по заданным целям, точного десантирования войск и боевой техники (грузов);

ведения воздушной разведки, поиска заданных объектов, определения их координат и воздушного фотографирования, обозначения и освещения целей, применения средств РЭБ;

надежного возвращения на аэродром посадки и выполнения захода на посадку с ограниченным применением средств РТО полетов.

98. Главные штурманы авиационных объединений (главные (старшие) штурманы авиационных соединений, старшие штурманы авиационных частей) должны знать уровень летной штурманской подготовки авиационных соединений и частей (подразделений) и их руководящего состава.

Уровень их летной штурманской подготовки, а также всего летного состава определяется по результатам, достигнутым в ходе боевой подготовки, практической проверки по навигации и боевому применению, проводимой в соответствии с ФАППП, настоящих Правил и служебных документов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации. Сроки проверки летной штурманской подготовки - согласно требованиям ФАППП.

99. В случаях потери ориентировки, применения авиационных средств поражения вне полигона (не по заданной цели), десантирования вне заданной площадки по вине летчика или штурмана, а также при совершении ими грубых ошибок в навигации и боевом применении, угрожающих безопасности полета, вышестоящий штурман должен принять у летчика (штурмана) зачет по соответствующей дисциплине и проверить его умения и навыки в работе при выполнении навигации и боевого применения на тренажере, а также в кабине ВС (АК) на земле и в полете.

К дальнейшим самостоятельным полетам летчик или штурман допускается при положительных результатах проверки.

100. Проверка летной штурманской подготовки летчиков и штурманов проводится должностными лицами штурманской службы. Летчики одноместных ВС (АК) решением командира авиационной части могут проверяться на учебном ВС (АК) подготовленным летчиком-инструктором.

Перед проверкой летчиков (штурманов) проверяющий должен ознакомиться с уровнем их штурманской подготовки и проверить подготовку к полету. После полета провести разбор полета, допущенных ошибок проверяемым и указать меры по их устранению. Дать заключение о допуске к дальнейшим полетам.

101. На ВС (АК), позволяющих размещение проверяющих, летчики и штурманы проверяются штурманами-инструкторами (летчиками-инструкторами). При размещении штурмана-инструктора (летчика-инструктора) на рабочем месте штурмана (летчика) ВС (АК) проверяющие выполняют обязанности штурмана (летчика). При невозможности размещения проверяющих на ВС (АК) летная штурманская подготовка летчиков и штурманов проверяется на учебных ВС (АК) по материалам объективного контроля или при полете проверяющего на другом ВС (АК) (в паре).

102. Штурман-инструктор, включенный в состав экипажа для проверки или обучения, независимо от занимаемого рабочего места является старшим штурманом на борту и отвечает за выполнение полетного задания по навигации и боевому применению, а также за безопасность полета в штурманском отношении.

103. Результаты проверки летной штурманской подготовки заносятся в летную книжку летчика (штурмана) с выставлением оценок, а также решения о допуске к дальнейшему выполнению полетов.

104. Полеты многоместных ВС (АК) без штурмана, если он в составе экипажа предусмотрен штатом, запрещаются.

105. В полете штурман экипажа (или выполняющий его обязанности летчик) обязан:

выполнять полетное задание в строгом соответствии со штурманским планом полета или по командам ПУ полетами;

точно выдерживать заданный маршрут и режим полета;

определять вид и параметры маневра для занятия заданного места в боевом порядке или для выхода на цель (рубеж, поворотный пункт) в заданное время и своевременно выполнять его;

отыскивать заданные цели (площадки десантирования), точно выходить на них и эффективно выполнять боевое применение;

сохранять ориентировку, постоянно знать с необходимой точностью место ВС;

своевременно и точно выполнять необходимые штурманские расчеты при перенацеливании и вынужденных изменениях маршрута (режима) полета;

непрерывно контролировать выдерживание заданного режима полета (курса, скорости, высоты);

рассчитывать (уточнять) и докладывать командиру экипажа время прибытия на очередные пункты маршрута;

точно выводить ВС (АК) на аэродром посадки, производить расчеты для построения маневра захода на посадку и оказывать помощь командиру экипажа в его выполнении;

постоянно следить за воздушной обстановкой, метеорологическими и орнитологическими условиями полета, своевременно докладывать командиру об обнаружении опасных для авиации явлений погоды;

постоянно контролировать остаток топлива;

пунктуально выполнять требования по обеспечению безопасности полета;

вести установленную полетную штурманскую документацию.

106. Второй штурман (штурман-оператор) в своих действиях руководствуется штурманским планом полета и указаниями штурмана экипажа, при этом он должен быть постоянно готовым к выполнению обязанностей штурмана. В зависимости от размещения бортового оборудования ВС на второго штурмана (штурмана-оператора) могут возлагаться в полете дополнительные обязанности (работа с электрооборудованием, средствами радиоэлектронной борьбы, связи и др.).

107. Штурман экипажа (второй штурман, штурман-оператор) осуществляет навигацию в полете комплексным использованием бортовых и наземных средств. Выдерживание заданного режима полета (курса, скорости, высоты, крена и вертикальной скорости) в целях навигации и боевого применения осуществляет командир экипажа.

108. Решение задач навигации и боевого применения осуществляется штурманом (командиром) экипажа в соответствии со штурманским планом полета с учетом изменения условий полета и команд ПУ полетами.

109. Командир экипажа в целях повышения надежности, точности и безопасности навигации и боевого применения в полете обязан постоянно знать местонахождение своего ВС, выдерживать заданное место в боевом порядке и режим полета, контролировать действия штурмана, используя для этого доклады членов экипажа, данные ПНК (ПНО), радиотехнические средства, а также визуальное наблюдение земных ориентиров и положение других ВС боевого порядка.

Члены экипажа, на рабочих местах которых имеются технические средства, обеспечивающие получение навигационной информации, обязаны выдавать ее по требованию командира или штурмана.

110. На боевом пути экипаж обязан действовать только в интересах обеспечения работы членов экипажа, непосредственно осуществляющих боевое применение.

111. При наведении ВС (АК) на воздушные или наземные цели расчетом ПУ с помощью АСУ или по командам офицера боевого управления экипаж обязан точно выполнять эти команды, соблюдая меры безопасности полета, и, сохраняя ориентировку, постоянно быть готовым продолжать навигацию самостоятельно.

Офицер боевого управления отвечает за правильность и точность наведения и наравне с летным экипажем отвечает за выход его на цель и обеспечение безопасности полета в штурманском отношении.

112. Летчик одноместного ВС (АК) (штурман дальнего перехватчика) после выполнения перехвата воздушной цели обязан быть готовым к самостоятельной навигации и выводу ВС (АК) на заданный аэродром посадки (или в заданную зону).

113. При выполнении групповых полетов старшим штурманом группы назначается, как правило, старший по занимаемой должности штурман из состава группы. Он выполняет полет в экипаже командира группы, отвечает за штурманскую подготовку группы к полету и выполнение ею задач навигации и боевого применения. В группе одноместных ВС (АК) командир группы исполняет и обязанности штурмана группы.

114. Командир группы может занимать в боевом порядке место как ведущего, так и ведомого. В последнем случае штурманом ведущего должен быть один из наиболее подготовленных и опытных штурманов из состава группы. В любом случае командир и старший штурман группы отвечают за выполнение задачи и безопасность полета.

115. Старший штурман группы в полете кроме выполнения функций штурмана экипажа обязан:

по данным, получаемым по радиообмену, визуальным наблюдением и с помощью технических средств контроля, постоянно следить за построением (роспуском) и выдерживанием заданного боевого порядка группы, выполнением штурманского плана полета ее экипажами (подразделениями);

совместно с командиром группы определять дальнейшие действия экипажей (подразделений), по каким-либо причинам не выдерживающие установленный порядок выполнения задания;

постоянно следить за обстановкой, совместно с командиром оценивать ее и при необходимости изменять (уточнять) порядок выполнения задания;

в случае необходимости запрашивать навигационную информацию от экипажей группы и готовить обобщенные данные для решения поставленных или возникающих задач;

при нанесении ударов с предварительным перестроением боевого порядка группы определять необходимые для этого исходные данные и в зависимости от обстановки уточнять порядок выполнения задания;

при нанесении ударов по групповым рассредоточенным целям осуществлять целераспределение и целеуказание экипажам (подразделениям) группы;

с учетом конкретной обстановки уточнять действия экипажей по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении и докладывать об этом командиру;

при возникновении аварийной обстановки на борту ВС (АК) в боевом порядке группы (поражение средствами ПВО противника, отказ авиационной техники, потеря ориентировки и др.) докладывать командиру группы предложения о порядке дальнейших действий экипажей указанных ВС (АК).

116. Штурман ведущего экипажа группы обязан:

выполнять навигацию согласно заданию и штурманскому плану полета, добиваясь наибольшей точности выдерживания заданного маршрута и режима полета;

своевременно докладывать командиру экипажа в соответствии со штурманским планом полета (на заданных рубежах) данные на изменение режима полета и выполнение маневра группой;

постоянно следить за обстановкой, при необходимости выполнения внепланового маневра группой немедленно докладывать об этом командиру экипажа или по его указанию - командиру группы;

в случаях, угрожающих безопасности полета и не терпящих отлагательства, совместно с командиром экипажа определять и выполнять необходимый маневр, подавая соответствующие сигналы ведомым;

при полете в рассредоточенном боевом порядке информировать экипажи группы (подразделения) о точном времени пролета ведущим экипажем контрольных ориентиров (рубежей) и о непредвиденных изменениях навигационной обстановки по маршруту полета, обращая особое внимание на наличие опасных для авиации явлений погоды и других условий, не обеспечивающих безопасность полета в штурманском отношении;

при решении задач боевого применения "по команде ведущего" выполнять прицеливание и своевременно давать необходимые предварительные и исполнительные команды ведомым.

117. Летчик одноместного ВС (АК) (ведомый) при выполнении групповых полетов обязан:

выдерживать заданные способы построения и размыкания (роспуска) боевого порядка группы;

выполнять команды ведущего группы и докладывать об их исполнении;

непрерывно знать свое местонахождение и быть готовым к самостоятельной навигации и решению задач боевого применения, а также к замене ведущего.

118. При выполнении групповых полетов в рассредоточенном боевом порядке навигацию и боевое применение экипаж осуществляет самостоятельно. Выдерживание заданного места (при отсутствии у летчика индикации места в боевом порядке) производится подбором режима полета по командам штурмана (без штурмана - летчиком).